Преступление умышленное.
Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
По сути, различие между ст. 174 и ст. 174.1 состоит в том, что в первом случае преступник легализует криминальные деньги или имущество, приобретенные другими лицами в результате совершения ими преступления, а во втором - преступник сам совершает преступление, а потом легализует полученные в результате совершения этого преступления деньги или иное имущество.
Основная цель ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ состоит в охране экономической системы страны и, прежде всего, денежного обращения от поступления больших объемов неконтролируемых денежных средств либо иного имущества, а также в предупреждении преступной деятельности, направленной на извлечение прибыли как отдельными преступниками, так и организованными преступными группами.
Преступления, предусмотренные ст. 174 и ст. 174.1, всегда следуют за какими-либо первичными преступлениями, в числе которых торговля людьми либо их похищение с целью вымогательства, кража, разбой, мошенничество, подделка денег или еврочеков, торговля оружием, наркотиками. Целью первичного преступления является получение крупных денежных сумм, целью вторичного - их легализация. При этом большую роль в легализации криминальных доходов играют банки, ведь не секрет, что преступные сообщества отмывают "грязные" деньги именно через них.
В большинстве случаев хищение денежных средств в банковской системе осуществляется через механизм банковского кредитования.
Обман при получении кредита далеко не всегда выступает лишь в качестве способа мошенничества. Чаще всего предприниматель обманывает представителей банка подложными документами или внесением заведомо ложных сведений в эти документы о хозяйственном положении либо о своем финансовом состоянии без цели завладеть кредитом безвозмездно, а лишь с целью получить его или льготные условия кредитования. Предприниматель рассчитывает в будущем выйти из положения и погасить долг банку. Если ему погасить этот долг полностью не удается, говорить о мошенничестве нет оснований. Здесь может идти речь лишь о незаконном получении кредита при условии, если это деяние причинило крупный ущерб в размере свыше 250 тыс. руб. (ст. 176 УК РФ Незаконное получение кредита).
Общеизвестно, что банки (другие кредитные организации) сосуществуют и осуществляют кредитование не иначе как на основе следующих принципов: возвратности, срочности, платности, обеспеченности и целенаправленности. Эти принципы - основы выживания и нормальной деятельности всякого банка. Отступление от них чревато для банков пагубными финансово-экономическими последствиями, ведущими, как правило, к их падению, краху и разорению.
Принцип возвратности означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды, должны быть возвращены банку или иной кредитной организации в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение определенных санкций (принцип срочности). За предоставление кредита, как правило, взимается определенная плата в виде процента от ссуды (принцип платности). Размер процентной ставки определяется сторонами по кредитному договору самостоятельно. Принцип обеспеченности проявляется в том, что банки и другие кредитные организации с целью возврата кредита выдают его под обязательства в других формах, принятых в банковской практике. Наконец, банковский кредит выдается на строго определенные цели (принцип целенаправленности).
По своей сути ст. 176 УК РФ представляет собой два самостоятельных состава преступлений: а) кредитный обман (ч. 1) и (или) б) незаконное получение государственного целевого кредита или нецелевое использование такого кредита (ч. 2).
Объективная сторона анализируемого преступления состоит в том, что индивидуальные предприниматели (ИП), коммерческие и некоммерческие организации с различной организационно-правовой формой собственности получают кредит, в т.ч. и на льготных условиях кредитования: по срокам возврата кредита, по заниженному размеру процентной ставки банковского кредита и т.д. Но главное в объективной стороне состава ст. 176 УК - предоставление заведомо ложных сведений кредитору путем введения его в заблуждение относительно истинного финансового положения заемщика (должника).
Заведомо ложными сведениями о хозяйственном состоянии должника признаются: неверные данные об учредителях, акционерах, основных партнерах, связях, кооперации с другими фирмами; фиктивные гарантийные письма, поручительства, предоставленное в залог имущество, на которое нельзя обратить взыскание, не соответствующее объявленной стоимости, не являющееся собственностью залогодателя и т.п.; технико-экономическое обоснование, в котором неверно указаны основные направления использования заемных средств, конкретные хозяйственные операции, сфальсифицированные договоры, платежные и иные документы о хозяйственной операции, на которую направляется кредит; поддельные договоры и другие документы, неправильно свидетельствующие о возможности реализации заемщиком своей продукции, его конкурентоспособности, положение на рынке и т.п.; данные складского и бухгалтерского учета и др.
К заведомо ложным сведениям о финансовом состоянии должника относятся сфальсифицированные документы: бухгалтерские документы о регистрации в налоговой инспекции; документы, в которых финансовое состояние показано в лучшем положении; справки о дебиторской и кредиторской задолженности; о полученных кредитах и займах в других банках, выписки из расчетных и текущих счетов и др.
6. Общеобязательным признаком уголовной ответственности анализируемого преступления является причинение виновным своими противоправными действиями крупного ущерба. Ущерб может проявляться: а) в невозвращении полученного кредита; б) в неуплате процентов за пользование этим денежным кредитом; в) в причинении как реального ущерба, так и недополученного дохода в виде упущенной выгоды (ст. ст. 15 - 16 ГК РФ).
Субъект преступления специальный: индивидуальный предприниматель, а также руководитель коммерческой или некоммерческой организации, уполномоченный на заключение кредитных договоров. Остальные управленческие работники и иные лица, так или иначе участвовавшие в незаконном получении кредита, являются соучастниками преступления. Преступление совершается умышленно. При этом умысел, прежде всего косвенный, должен быть установлен и по отношению к наступившим последствиям в виде крупного ущерба.
Состав ст. 176 УК необходимо отличать от состава ст. 159 УК. При мошенничестве способом хищения имущества выступает обман или злоупотребление доверием. При этом умысел виновного направлен на противоправное и безвозмездное изъятие такого имущества с корыстной целью.
При незаконном же получении кредита (ст. 176 УК) умысел преступника направлен на временное получение кредита с намерением в последующем, пусть и несвоевременно, но возвратить денежные средства, взятые в кредит.
Законодатель предусмотрел, что норма ч. 1 ст. 176 УК является специальной по отношению к правовой норме ст. 165 УК, являющейся в этом случае общей. Поэтому при квалификации деяния по ч. 1 ст. 176 УК дополнительной квалификации, т.е. по совокупности по ст. 165 УК, не требуется.
Не является государственным кредит, выданный Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями в рамках отношений, регулируемых гражданским законодательством. Целевое назначение кредита всегда определяется в решении о его предоставлении.
Субъектами преступлений, предусмотренных в ч. 2 ст. 176 УК, являются лица, в компетенцию которых входит утверждение заявок на получение кредита, а за использование его не по назначению - те, кто принял решение о распоряжении полученными кредитными средствами.
Субъективная сторона ч. 2 ст. 176 УК характеризуется умышленными действиями, как правило, в форме косвенного умысла. Мотивы могут быть не только корыстные, но и личные, и они должны учитываться при назначении наказания.
Еще одной нормой Уголовного кодекса, предусматривающей защиту банковских кредитов, а следовательно, обеспечивающей стабильность кредитно-денежных отношений, является ст. 177УК (Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), которая устанавливает уголовную ответственность за злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в силу соответствующего судебного акта.
Анализ диспозиции ст. 177 УК РФ показывает, что уголовная ответственность за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности наступает при трех условиях:
1) наличие вступившего в законную силу судебного акта, вынесенного по иску кредитора в его пользу;
2) злостный характер уклонения, то есть неисполнение соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу, когда такая возможность у заемщика имеется;
3) крупный размер кредиторской задолженности, от погашения которой уклоняется виновный.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется бездействием: лицо уклоняется от перевода средств, то есть не совершает действий, необходимых для погашения кредита или оплаты ценных бумаг. Данное преступление является длящимся. Момент его начала - истечение срока, предоставленного вступившим в законную силу судебным актом (решением) для погашения кредиторской задолженности, поскольку решением суда на лицо возлагается гражданско-правовая обязанность погасить кредиторскую задолженность, неисполнение которой влечет за собой уголовную ответственность.
Показательно в этом отношении дело некоего гр-на Б. Б. неоднократно направлялись уведомления о необходимости погашения кредиторской задолженности, но он их проигнорировал. Сумма непогашенного кредита составила 270000 рублей. При этом Б. реализовал имущество, находящееся в залоге, на сумму 3200000 рублей, но денежные средства в погашение кредита не направил. После решения арбитражного суда он уклонялся от погашения кредиторской задолженности, для ее погашения им не сделано никаких попыток, так как предпринимательскую деятельность, под которую брался кредит, он не осуществлял. 27 февраля 2002 г. суд общей юрисдикции, исследовав в судебном заседании материалы дела, признал не погашенную Б. кредиторскую задолженность крупной и квалифицировал его действия по ст. 177 УК, назначив ему наказание в виде 1 года лишения свободы условно.