ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦКУРСУ «ИСКУССТВО СУДЕБНОЙ РЕЧИ»
для студентов специальности Г 09.01.00 - Правоведение
Автор-составитель М.Г.Жук, канд. юрид. наук.
Рецензенты: зав. каф. спец. юрид. дисциплин Гроднен. филиала Белорус, и-та правоведения, канд. юрид. наук, проф. С.И.Журомский;
канд. юрид. наук, доц. каф. гос., труд, и аграрного права ГрГУ им. Я.Купалы И.А.Белова.
Рекомендовано советом юридического факультета ГрГУ им. Я.Купалы.
Практикум по спецкурсу «Искусство судебной речи»/
П69 Авт.-сост. М.Г.Жук. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 147 с.
ISBN 985-417-259-7.
На материале, изложенном в практикуме, рассматриваются назначение и характерные особенности судебной речи как жанра ораторского искусства, раскрывается значение, понятие, предмет судебной речи.
Предназначено студентам специальности «Правоведение».
340.113.1 ББК 67.7
© Учреждение образования
«Гродненский государственный ISBN 985-417-259-7.университет имени Янки Купалы», 2001
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.. 5
Тема 1. История ораторского искусства и определение понятий судебного красноречия. 5
Тема 3. Подготовка судебной речи.. 7
Тема 4. Произнесение судебной речи.. 8
Тема 5. Речь прокурора по уголовным делам в суде I инстанции.. 8
Тема 6. Речь адвоката по уголовным делам в суде I инстанции.. 9
Тема 7. Речи прокурора и адвоката по гражданским делам в суде I инстанции.. 9
Тема 8. Речи прокурора и адвоката по гражданским делам в суде II инстанции.. 10
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 10
Тема 1. Судебная речь как жанр ораторского искусства.. 10
Тема 2. Композиция судебной речи.. 11
Тема 3. Произнесение судебной речи.. 12
Тема 4. Обвинительная речь прокурора по уголовным делам в суде I инстанции.. 13
Тема 5. Речь адвоката по уголовным делам в суде первой инстанции.. 14
Тема 6. Речи прокурора и адвоката по гражданским и уголовным делам в суде II инстанции.. 15
РЕЧЬ АДВОКАТА И. Р. ЖУРАВЛЕВА ПО ДЕЛУ М. А. КОТОВА.. 17
Приложение 1. Речь адвоката И. Р. Журавлева по делу
М. А. Котова.............................................................................25
Приложение 2. Речь адвоката В. И. Поганкина в защиту В.М. Хилкова...........................................................................34
Приложение 3. Кони А. Ф. Обвинительная речь по делу
об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем..................39
Приложение 4. Киселев Я. С. Речь в защиту Бердникова...55 Приложение 5. Россельс В.Л. Речь в защиту Семеновых....72
Приложение 6. Громницкий М.Ф. Обвинительная речь
по делу о бывшем студенте Данилове....................................78
Приложение 7.Урусов А.И. Речь в защиту Волоховой........89
Приложение 8. Дервиз О.В. Речь в защиту Васильевой......96
Приложение 9. Обнинский П.Н. Обвинительная речь
по делу Качки...........................................................................103
Приложение 10. Плевако Ф.Н. Речь в защиту Качки..........118
Приложение 11. Плевако Ф.Н. Речь по делу рабочих Коншинской фабрики...............................................................126
Приложение 12. Спасович В.Д. Речь в защиту Дементьева................................................................................133
Владение ораторским искусством имеет особо важное значение в деятельности юристов. Ораторское мастерство юристов, выступающих в судебных прениях, часто называют судебным красноречием. Судебное красноречие, основное назначение которого - способствовать установлению истины по делу, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами Уголовно-процессуального кодекса и предполагает оценочно-правовой характер речи.
Искусство судебного оратора проявляется в умении построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, дать глубокий психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом суд и аудиторию.
Произнесение речей в судах - необходимая часть работы прокуроров и адвокатов; повышение их профессионального мастерства немыслимо без постоянной работы над повышением общей и юридической культуры судебных прений. Требования к языку судебной речи в определенные эпохи претерпевают изменения, однако говорить рекомендуется только языком закона. Ведь оратор не только человек, который произносит речь, он и занимается правовой пропагандой, проводит беседы, читает лекции и доклады. Поэтому он должен обладать навыками работы над речью и общения с аудиторией, уметь убеждать, говорить доходчиво, выразительно, со знанием дела. Юристу необходимо быть хорошим оратором. Это является одним из главных профессиональных качеств. Постоянно растущий культурный уровень населения так же обязывает юристов овладеть высокой речевой культурой. Для того, чтобы поднять судебное ораторское искусство на должную высоту и возродить славу судебного красноречия, необходимо большая целенаправленная работа по подбору кадров работников прокуратуры и адвокатуры.
Красноречие как умение говорить красиво является составной частью судебного ораторского искусства - эффективным средством эмоционального воздействия. Чтобы стать хорошим судебным оратором, нужно овладеть логикой рассуждения и изложения, методами убеждения, ораторскими приемами, методикой подготовки и произнесения убедительной речи, особенно в условиях состязательности процесса. Для этого необходимо изучать теорию красноречия, опыт известных судебных ораторов, учиться на образцах судебного ораторского мастерства.
Общение в правовой сфере должно отвечать требованиям правовой культуры, которая тесно связана с культурой речи.
Большинству юристов приходится читать лекции на правовые темы или выступать в суде в качестве обвинителя или защитника, представителя гражданского истца или ответчика, а для этого важно владеть навыками публичной речи А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, А.И. Урусова, О.В. Дервиз, М.Ф. Громницкого.
Умение говорить грамотно - обязанность судебного оратора. «Речь должна быть коротка и содержательна», - указывал П.С. Пороховщиков. Для того, чтобы говорить о судебном красноречии, необходимо изучить выступления лучших судебных ораторов прошлого, а именно: Горгия, Лисия, Исократа, Демосфена, Марка Туллия Цицерона и др.
Мало сказать: нужна ясность; на суде нужна необыкновенная, исключительная ясность. Слушатели должны понимать без усилий. Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность (Сергеич П. Искусство речи на суде).
Тема 1. История ораторского искусства и определение понятий судебного красноречия
Судебное публичное говорение - один из древнейших видов ораторского искусства. Место рождения судебного красноречия - Древняя Греция. Основные виды ораторского искусства в Сицилии: политическое и судебное и их практическое применение. Первые теоретики судебного красноречия - Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах и основные черты ораторской речи. Знаменитый греческий оратор Демосфен и предмет его деятельности. Расцвет судебного красноречия в Древнем Риме и его представители - Марк Порций Катон Старший, Гай Папи-рий Карбон, Гай Скрибоний Курион-дед, Марк Антоний, Краса, Квинт Гортензий Тортал, Марк Туллий Цицерон, что нового они внесли в развитие судебного красноречия.
Искусство судебной речи в Древней Грузии и Армении и его представители - Фартадзе, Давид Анахт.
Французские судебные ораторы и их вклад в историю мирового судебного ораторского искусства-Жуль Фавр, Лашо, Беррье, братья Дюпен, Кремье, Морнар и др.
Русское судебное красноречие и его школа: А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, М.П. Карабчевский, К.К. Арсеньев, А.И. Урусов, П.А. Александров, С.А. Андреевский, В.И. Жуковский, Ф.Н. Плевако, М.Г. Казаринов.
Искусство судебной речи советского судопроизводства и его представители: Н.В. Крыленко, В.А. Руденко, И.Д. Брауде, В.Л. Роселье, Я.С. Киселев, И.М. Кисенишский, М.М. Кисе-нишский, Г.М. Резник.
Значение слова «красноречие» по М.В. Ломоносову, М.М. Сперанскому, А.Ф. Кони, словарю В.И. Даля, С.И. Ожегова и в словарях русского современного литературного языка.
Ораторское искусство как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи: умение подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения с целью оказания определенного воздействия на слушателей, умение доказывать и опровергать, умение убеждать, речевое мастерство.
5
Судебное ораторское искусство как комплекс знаний и умений юриста по подготовке и применению судебной речи сообразно с требованиями УПК, как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, как умение воздействовать на правосознание людей.
Судебное ораторское искусство и его связь с требованием логичности, убедительности, доказательности.
Судебная речь как публичная речь, обращенная к суду и всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела, произнесенная в судебном заседании, представляющая собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам. Монолог и диалог в судебной речи.
Предмет судебной речи и перечень вопросов, которые суд, исследуя конкретное преступление или правонарушение, разрешает при постановлении приговора, решения или определения и которые оказывают влияние на внутреннее убеждение судьи.