Смекни!
smekni.com

Преступление против собственности 3 (стр. 4 из 10)

К физическому насилию следует отнести также случаи, когда фактически насилие не причинило ни указанных телесных повреждений, ни смерти, однако в момент причинения создало реальную опасность для жизни или здоровья потерпевшего. Физическое насилие возможно и в случае приведения потерпевшего в беспомощное или бессознательное состояние. Однако при этом данное состояние должно наступить в результате действий виновного, а не самостоятельных действий потерпевшего при свободе его воли (доведения себя потерпевшим до состояния алкогольного или наркотического опьянения и т.п.). Следует также учитывать, насколько используемые преступником вещества были опасны для жизни или здоровья потерпевшего.

Психическое насилие при разбое заключается в угрозе применения физического насилия, опасного для жизни или здоровья лица, подвергшегося нападению. Угроза может быть выражена словами, демонстрацией оружия, жестом, тоном голоса и т.п. Угроза при разбое должна быть действительной и реальной, то есть иметь место в действительности, а не в воображении лица и реально восприниматься лицом, подвергшимся нападению. Это решается исходя из конкретной объективной ситуации и субъективной оценки потерпевшим этой ситуации.

Разбой признается оконченным преступлением с момента совершения нападения, независимо от достижения виновным преступной цели —завладения имуществом. Вместе с тем понятие «разбой» охватывает случаи фактического завладения имуществом дополнительной квалификации не требует.

Субъективная сторона разбоя предполагает наличие умышленной формы вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что совершаемое им насилие опасно для жизни или здоровья потерпевшего, и желает таким способом завладеть изымаемым им имуществом или удержать его с целью об-

ращения его в свою пользу или пользу третьих лиц. Обязательным признаком субъективной стороны разбоя является наличие корыстного мотива.

Субъектом разбойного нападения может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 14 — летнего возраста.

Квалифицирующими признаками преступления, предусмотренного ч.2 ст. 187 УК, является совершение разбоя

1) по предварительному сговору группой лиц;

2) лицом, ранее совершившим разбой или бандитизм.

Квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч.З ст.187 УК, является совершение разбоя с проникновением в жилище, иное помещение либо хранилище.

Квалифицирующими признаками преступления, предусмотренного ч.4 ст.187 УК, является совершение разбоя

1) направленного на завладение имуществом в крупных либо особо крупных размерах;

2) организованной группой;

3) соединенного с причинением тяжких телесных повреждений.

ОТЛИЧИЕ РАЗБОЯ ОТ НАСИЛЬСТВЕННОГО ГРАБЕЖА И БАНДИТИЗМА

Рассматриваемые составы преступлений: разбой, предусмотренный ст.187 УК, насильственный грабеж, предусмотренный ч.2 ст. 186 УК, и бандитизм, предусмотренный ст.257 УК, имеют как сходные признаки, так и отличия, которые позволяют правильно и точно квалифицировать содеянное виновным.

Сходство рассматриваемых составов преступлений заключается в следующем:

1) они могут быть сопряжены с похищением или завладением чужим имуществом;

2) могут посягать на один и тот же объект — право собственности;

3) их предметом является имущество;

4) способом завладения (изъятия) имущества является применение физического насилия или угроза его применения;

5) субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и корыстным мотивом;

6) субъектами могут быть физические вменяемые лица, достигшие 14 —летнего возраста.

Такое сходство создает определенные трудности в судебной практике, усложняет правильную квалификацию деяния как насильственного грабежа или разбойного нападения. Однако рассматриваемые преступления обладают и самостоятельными, отличными признаками составов, которые позволяют отграничить одно преступление от другого.

Отличие рассматриваемых составов заключается в следующем:

1) основным непосредственным объектом разбоя и насильственного грабежа является право собственности, а бандитизма — общественная безопасность.

2) общественная опасность бандитизма значительно выше разбоя, а разбойного нападения значительно выше, чем насильственного грабежа;

3) дополнительным непосредственным объектом насильственного грабежа является личность и здоровье потерпевшего, а при разбойном нападении и бандитизме — также жизнь лица, подвергшегося нападению;

4) объективная сторона насильственного грабежа сформулирована в законе как преступление с материальным составом, а разбойного нападения и бандитизма — как преступлений с усеченным составом;

5) характер насилия при насильственном грабеже определяется применением насилия или угрозой применения насилия, которое не опасно для жизни или здоровья потерпевшего (удары, побои, причинение легкого телесного повреждения, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья или незначительной утраты трудоспособности), а при разбойном нападении — насилия или угрозы применения насилия, которое опасно для жизни или здоровья лица, подвергшегося нападению (легкого телесного повреждения, повлекшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную утрату трудоспособности, средней тяжести или тяжкого телесного повреждения);

6) момент окончания насильственного грабежа характеризуется завладением имуществом потерпевшего, а при разбое и бандитизме преступления считаются оконченными с момента нападения с целью завладения имуществом (разбой) или с момента организации банды, участия в такой банде или в совершаемом ею нападении (бандитизм);

7) субъективная сторона насильственного грабежа выражается умышленной формой вины и корыстным мотивом, а при разбойном нападении обязательным признаком субъективной стороны является также специальная цель — завладение чужим имуществом. Цель бандитизма—нападение на предприятия, учреждения, организации либо на отдельных лиц;

8) мотивом совершения насильственного грабежа и разбойного нападения является корысть, в то время как бандитизм может быть совершен и по другим мотивам;

9) насильственный грабеж и разбойное нападение образуют состав соответствующих преступлений и в случае их совершения одним (исполнителем), а при бандитизме обязательным признаком состава является наличие нескольких лиц (банды);

10) обязательным признаком бандитизма является вооруженность (наличие оружия) у членов банды, в то время как данный признак при насильственном грабеже или разбое, совершенным несколькими лицами, отсутствует (так как образует бандитизм).

ПРИСВОЕНИЕ ИЛИ РАСТРАТА ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА (4.1 СТ.191 УК)

Основной непосредственный объект преступления, предусмотренного ч.1 ст. 191 УК, —- право собственности. Дополнительным непосредственным объектом является надлежащее выполнение виновным возложенных на него особых обязанностей, связанных с оказанным ему со стороны государственной либо муниципальной организации или частного лица доверием по распоряжению, управлению материальными ценностями или по их хранению. Это обстоятельство повышает степень общественной опасности данного преступления.

Правомочия по поводу чужого имущества должны вытекать из оформленного соответствующим образом правового акта или специального поручения.

Объективная сторона рассматриваемого преступления сформулирована в законе как преступление с материальным составом и характеризуется наличием совокупности трех обязательных признаков:

1) завладение имуществом путем присвоения или растраты;

2) причинение материального ущерба потерпевшему;

3) причинная связь между совершением деяния и наступлением последствий.

Присвоение выражается в умышленном противоправном действии, обеспечивающем удержание виновным вверенного ему имущества с последующим обращением такого имущества в свою пользу. При совершении преступления путем присвоения имущество находится в правомерном владении лица, получившего его для определенного назначения. Такое имущество обращается в пользу субъекта внешним актом самого удержания.

Присвоение считается оконченным с момента удержания имущества, которое и свидетельствует о его перемещении из сферы собственности потерпевшего в пользу виновного лица.

Удержание как способ присвоения заключается в невыполнении требований относительно предъявления вверенного лицу имущества в срок, установленный законом, договорами, полномочиями, или в срок, установленный компетентными органами или лицом. Время неисполнения такого требования и будет моментом противозаконного обращения в свою пользу вверенного имущества. Такое требование может иметь место и по характеру должностных полномочий. При этом достаточно, чтобы имущество не оказалось в момент проверки в месте его положенного нахождения.

Не может быть признано присвоением невозвращение в установленный срок имущества или его эквивалента, полученного по договорам имущественного найма, бытового проката, трудовому договору. В этих случаях имущество передается в личное пользование заключившему договор лицу и ответственность за его невозвращение наступает в гражданско-правовом порядке.

Растрата характеризуется незаконным издержанием вверенного для определенной цели чужого имущества в личных корыстных интересах или по корыстным мотивам в интересах другого лица. В отличие от присвоения, при котором вверенное имущество незаконно удерживается, при растрате оно издерживается, что может проявиться в отчуждении (дарении, мене, продаже), потреблении (продукты могут быть съедены), расходовании (деньги растрачены).