Понимание отношений человека и государства как правоотношений не означает полной их регламентации. Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства – в обязанности оказать эту защиту. Одновременно человек и государство «выясняют отношения» по поводу конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных формах требует, (а порой принуждает), соблюдать эти обязанности. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным.
Конституционные, в их числе и политические права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:
- конституционно-судебный механизм (конституционный суд),
- судебная защита (суды общей юрисдикции);
- административные действия органов исполнительной власти,
- законная самозащита человеком своих прав,
- международно-правовой механизм.
Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без какой-либо дискриминации была зафиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций. Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (СССР и другие социалистические страны при голосовании воздержались).
Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей. В ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Далее провозглашаются права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, другие личные права и свободы, а также экономические, социальные и культурные права, на которые человек вправе претендовать как «член общества» (право на труд, социальное обеспечение, образование и др.). Нормы этого документа имеют декларативный характер, а сам он не содержит механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продолжает играть важную роль в утверждении прав человека.
В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). В этих актах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина, а, кроме того, Пактом о гражданских и политических правах предусматривается создание Комитета по правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте. В 1984 г. аналогичный Комитет был создан по экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.
Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. В Конвенции и связанных с ней протоколах (их в настоящее время насчитывается одиннадцать) закреплены основные права и свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права. Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения Конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы (их сейчас вместе с Россией 39), который является межправительственной организацией, Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами. Членом Совета Европы может стать также любое европейское государство, которое рассматривается как способное и стремящееся соответствовать положениям ст. 3 (в таком статусе, изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в 1996 г. принята Россия).
Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой области — конвенции и рекомендации — приняты специализированной организацией ООН — Международной организацией труда (МОТ).[5]
Указанные международно-правовые акты послужили базисом для соответствующей главы в Конституции России. Часть 1 ст. 17 устанавливает: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Такая формулировка означает, что любое из прав человека, перечисленных в международно-правовых актах, действует в России только в том случае, если оно зафиксировано в российской Конституции. Но, как отмечалось выше, среди основ конституционного строя действует правило о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15). Налицо очевидное несоответствие. Однако, учитывая, что статус норм, являющихся основами конституционного строя, выше, чем статус других норм Конституции, следует признать, что общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав человека имеют в России прямое действие и не требуют механизма имплементации, т. е. закрепления через внутреннее законодательство.
Теперь попытаемся разграничить конституционные права и права человека и гражданина . Эти две категории прав обычно упоминаются вместе, однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.
Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).
1.2 Эволюция конституционного закрепления политических прав и свобод граждан в Российской Федерации
Развитие российского конституционного права прошло три периода и находится на четвёртом:
1) создание предпосылок конституционного права (до Октябрьской социалистической революции 1917 г.);
2) действие тоталитарного социалистического конституционного (государственного) права (1917 г. – конец 80-х гг.);
3) процесс демонтажа тоталитарного права и перехода к демократическому конституционному праву (конец 80-х гг. – 1993г.);
4) создание современного конституционного права на основе Конституции России 1993 г.
В условиях революции 17 октября 1905 г. император Николай 2-й издал Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Он впервые провозглашал «незыблемые основы гражданской свободы» (неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов). В соответствии с Манифестом в 1906 г. были приняты законы о выборах в Государственную Думу и о создании Государственного Совета, а также Свод основных государственных законов. Это были первые отчётливо выраженные конституционные документы России. Манифест 1905 г. и законы 1906 г. положили начало конституционному развитию страны, в общем, и развитию политических прав и свобод граждан в частности, был создан парламент, стали действовать политические партии. Вместе с тем, основные законы по-прежнему устанавливали, что «императору … принадлежит верховная самодержавная власть», повиноваться его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает (ст. 4). Статья 9 гласила, что император «утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения».
Начало созданию тоталитарного конституционного права было положено декретами Октября – актами первого советского правительства. Первым актом победившей в октябре 1917 г. социалистической революции был Декрет о власти. В середине 1918 г. Всероссийский съезд советов принял первую в истории страны Конституцию РСФСР. Она провозгласила Россию республикой советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (ст. 1). Была провозглашена диктатура пролетариата (в союзе с беднейшим, а затем – со всем крестьянством). Основной задачей провозглашалось уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победа социализма во всех странах (ст. 3). Также было постановлено, что «эксплуататорам не должно быть места ни в одном из органов власти» (ст. 7). Политические права и свободы (свобода слова, собраний, объединения и др.), а также некоторые социально – экономические права (например на образование) предоставлялось только трудящимся. Активного и пассивного избирательного права были лишены лица, прибегающие к наёмному труду в целях извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовые доходы (проценты с капитала и др.); частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи, служители церкви; служащие и агенты бывшей полиции, охранного отделения, жандармерии, члены царствовавшего дома; осуждённые за корыстные и порочащие преступления; умалишённые.