Термины "уголовная ответственность'' и "наказание" не тождественны. Об этом, например, свидетельствует толкование ч. 2 ст. 84 УК РФ, в которой речь идет об освобождении по амнистии от уголовной ответственности или наказания. Вместе с тем, в УК РФ встречается небрежное отношение к терминологии, смешивание различных терминов. Так, в ч. 1 ст. 81 УК РФ установлено, что лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактическую и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания... Но такое лицо не подлежит осуждению и поэтому оно должно освобождаться от уголовной ответственности, а не от наказания. В ч. 1 ст. 76 УК определено, что, если суд, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбываниянаказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. Следовательно, при условном осуждении уголовная ответственность реализуется без реального исполнения наказания самим фактом осуждения и судимостью в течение испытательного срока.[11]
Наказание занимает главное место среди принудительных мер уголовно-правового характера и составляет основное содержание уголовной ответственности. То, что уголовная ответственность и наказание — это не совпадающие понятия, вытекает в первую очередь из сопоставления ч. 2 ст. 2 (УК РФ «устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за их совершение»), ч. 1 ст. 3 («Преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом»), ст. 8 УК РФ («Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом»). Из этих законодательных формулировок следует, что понятие уголовной ответственности шире понятия наказания, хотя и включает его в себя.
Принципиальное различие между этими понятиями проводится и в разделе IV Общей части УК («Освобождение от уголовной ответственности и от наказания»), где нормы, предусмотренные ст. 75—78, объединяются в гл. 11 об освобождении от уголовной ответственности, а нормы, предусмотренные ст. 79—83, — в гл. 12 об освобождении от наказания.
В связи с этим под уголовной ответственностью следует понимать все меры уголовно-правового воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление.
Исходя же из буквального смысла указанных (и других) статей УК, уголовная ответственность подразделяется на наказание и иные меры уголовно-правового воздействия (например, принудительные меры медицинского характера), не являющиеся наказанием[12]. Соответственно этому и сама уголовная ответственность подразделяется на два вида:
• без назначения наказания и
• с назначением наказания.
В первом случае уголовная ответственность исчерпывается фактом осуждения лица (в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством суд в этих случаях постановляет обвинительный приговор без назначения наказания). Во втором случае содержанием уголовной ответственности лица является не только осуждение лица, но и применение к нему наказания (в том числе в некоторых случаях сюда входят и определенные уголовно-правовые последствия отбывания наказания, связанные, например, с институтом судимости).[13]
Юридическая ответственность возникает вследствие совершения правонарушения, т.е. в результате возникновения охранительных правоотношений, в основе которых лежит нарушение нормы права, противоправное поведение (В общей теории права правовые отношения независимо от их отраслевой принадлежности исследуются на двух основных уровнях: отношения, возникшие в результате правомерного поведения (регулятивные правоотношения), и отношения, возникшие в результате неправомерного поведения (охранительные правоотношения). Впервые такая классификация правоотношений была предложена Н. Г. Александровым)[14]. Точно также и уголовная ответственность есть следствие возникновения охранительных уголовно-правовых отношений в их традиционном понимании. Поэтому понятие уголовной ответственности может быть раскрыто только в связи с содержанием охранительных уголовно-правовых отношений.
Известно, что право предназначено для воздействия на волевое поведение людей, а предметом правового регулирования являются общественные отношения. Событие преступления порождает три разновидности правоотношений: уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и уголовно-процессуальные. Эти отношения тесно связаны между собой, и, чтобы очертить охранительные уголовно-правовые отношения как предмет уголовно-правового регулирования, необходимо определить следующие элементы, относящиеся к каждому из трех указанных правоотношений:
а) юридические факты, в связи с которыми возникает соответствующее правоотношение;
б) субъекты правоотношения;
в) время возникновения и прекращения правоотношения;
г) содержание прав и обязанностей субъектов правоотношения.
Правоотношение всегда возникает в связи с юридическим фактом. Для охранительного уголовно-правового отношения таким фактом является совершение лицом преступления[15].
Именно с момента совершения преступного деяния возникает и обязанность лица, его совершившего, претерпеть те неблагоприятные последствия, которые уголовный закон связывает с преступлением, и право суда и следственных органов принудить преступника к исполнению этой обязанности. Таким образом, налицо как субъекты правоотношения, так и их субъективные права и юридические обязанности, т. е. налицо уголовно-правовые отношения.
Если началом охранительного уголовно-правового отношения является само событие преступления, то юридическим фактом, порождающим уголовно-процессуальные отношения, должны быть признаны процессуальные действия следователя, прокурора, суда, направленные на установление лица, совершившего преступление. Юридическим фактом, с которым связывается возникновение уголовно-исполнительных правоотношений, следует считать вынесение судом обвинительного приговора.
Прекращаются правоотношения при полном осуществлении прав и обязанностей субъектов. Лицо, совершившее преступление, обязано не только подвергнуться наказанию, но и понести другие неблагоприятные последствия совершения им преступления, предусмотренные нормами уголовного права. Уголовно-правовые отношения могут, например, существовать в связи с особым (судебным) порядком снятия судимости согласно ст. 86 УК РФ.
Таким образом, содержанием охранительных уголовно-правовых отношений являются различные аспекты реализации уголовной ответственности и наказания, связанные как с событием преступления, так и с назначением наказания, его изменением, освобождением от уголовной ответственности и наказания, а также применением принудительных мер медицинского характера. В этом проявляется тесная связь уголовной ответственности с охранительным уголовно-правовым отношением.
2. Возникновение, реализация и прекращение уголовной ответственности.
Среди ученых нет единства относительно момента возникновения уголовной ответственности. Момент возникновения уголовной ответственности ученые связывают с различными обстоятельствами:
1)с совершением преступления,[16] 2) с привлечением в качестве обвиняемого,[17] 3) с применением мер процессуального пресечения,[18]4) с вынесением обвинительного приговора,[19] 5) с вступлением приговора в законную силу.[20]
Следует согласиться с первой позицией, что уголовная ответственность возникает в момент и в месте совершения виновным преступления, а не в кабинете следователя или дознавателя и не в зале судебного заседания. В противном случае резонно поставить вопрос: если уголовная ответственность ненаступила (не возникла), то на основании чего можно проводить уголовно-процессуальные действия и выносить обвинительный приговор, который при ее отсутствии даже может вступить в законную силу? В пользу данной точки зрения можно привести следующие аргументы[21]:
1. Именно данная точка зрения полностью согласуется с распространенным взглядом на уголовную ответственность как закрепленную в источниках уголовного права обязанность лица, совершившего преступление, подвергнуться осуждению, наказанию и судимости.[22] Будучи обязанностью, в силу своей природы она может существовать гипотетически и существует в действительности уже до привлечения в качестве обвиняемого, применения мер процессуального пресечения, вынесения обвинительного приговора, вступления его в законную силу. А ее связь с преступлением, констатируемая в приведенной дефиниции, позволяет утверждать, что уголовная ответственность возникает как раз с момента совершения такого деяния.
2. Это утверждение в полной мере соответствует представлению о правонарушении, разновидностью которого является преступление, как юридическом факте, порождающем правоотношение и юридическую ответственность.[23] Преступление — акт социального взаимодействия. Совершив преступное деяние, лицо неизбежно вступает в отношения с другими людьми, интересы которых призвано защитить государство. Вряд ли у кого есть сомнение в том, что в подобной ситуации государство имеет право возложить на лицо, совершившее преступление, бремя осуждения, наказания и судимости, а оно, в свою очередь, обязано претерпеть эти последствия своего преступного поведения. Такая связь между государством и преступником носит правовой характер. Следовательно, факт совершения преступления порождает уголовное правоотношение. Указанные право и обязанность входят в его содержание. Закрепленная в источниках уголовного права обязанность лица, совершившего преступление, подвергнуться осуждению, наказанию и судимости есть уголовная ответственность. Являясь элементом содержания уголовного правоотношения, она тоже поэтому возникает с момента совершения преступления.