В Псковской Судной грамоте в целях возмездия и устрашения смертная казнь предусматривалась за пять наиболее опасных преступлений: против государства, церкви – кражу из церкви, казнокрадство, государственную измену, поджог, кражу в посаде в третий раз (ст. 7, 8).
Большей суровостью в сравнении с Псковской Судной грамотой отличался первый общероссийский судебник 1447 г. Великого князя Ивана III, который в целях устрашения и обезвреживания преступников грозил смертной казнью за татьбу, разбой, душегубство, ябедничество (ложный донос), «государскому убойце» (убийце своего господина), «коромольнику» (государственная измена), «церковному татю», «головному татю» (хищение, сопряжённое с убийством), «подымщику» (мятежники), «зажигальнику» (поджог), за иное лихое дело, если субъектом был «ведомый лихой человек», а так же за повторную кражу (ст. 8, 9, 11).[15]
На практике смертная казнь применялась в основном за государственные преступления (при Иване III). Возрастает число способов приведения приговора в исполнение. Появляются такие квалифицированные способы, как четвертование и посажение на кол. Мучительным способом смертной казни, продлённым во времени являлось посажение на кол: по тяжестью казнимого, посаженного со связанными руками на вкопанный в землю кол, последний медленно проходил внутрь и выходил наружу в грудь или между лопатками; для усугубления мучений рядом с остриём кола размещалась перекладина, задерживающая наступление смерти.
Ужесточение уголовной политики произошло при Иване Грозном. В Судебнике 1550 г, при сохранении предыдущих статей, смертная казнь вводилась за подделку документов и сдачу города неприятелю, а так же «подмёт» (подбрасывание вещи или писем с целью обвинения) (ст. 59, 61). Перечень преступлений был дополнен последующими грамотами и указами. Например в Уставной земской Грамоте волостей Малые Пенежки, Выйской и Суры Двинского уезда 1552 г. Смертная казнь устанавливалась за укрывательство лихих людей волостными крестьянами и взятничество (ст. 27, 28). По Уставной грамоте Переяславского уезда царских подклетных сёл крестьянам 1556 года и указу от 12 марта 1582 года смертная казнь грозила судьям, судящим «не прямо по посулам», и наёмным доносчикам.
Практика применения смертной казни приняла широкий размах, прежде всего за государственные преступления («слово и дело государево»). Последствием широты применения смертной казни и юридической и административной (опричнина 1565 – 1572гг.) явились подрыв нравственных оснований, деформация отношений личности и государства и перемена народного сознания, прежде негативно относившегося к неразумности репрессий.[16]
Начало царствования Бориса Годунова ознаменовалось либерализацией уголовной политики: «Царь дал обет в течение 5 лет никого не казнить, а наказывать злодеев опалой и ссылкой в отдалённые местности». Не подлежали казни политические противники, а до появления Лжедмитрия царь и «десяти человек не казнил всенародно».
После смуты, сопровождавшейся массовыми внесудебными расправами, с целью восстановления правопорядка в 1606 году Василием Шуйским был издан закон – «Крестоцеловальная запись», по которому власть обязывалась никого не предавать смерти, кроме как по приговору «истинного суда с боярами», проводить начала субъективного вменения.
В последующем следует расширение сферы применения смертной казни. Указом от 1637 года для фальшивомонетчиков на основе принципа талиона вводилось залитие в горло металлом, «растопя воровские их деньги»; по Белозёрской губернской грамоте 1639 года вводилась смертная казнь для лиц, прикосновенных к разбою, а так же грозила воеводам за удорожание хлеба, искажение веса соли, покупку и вывоз хмеля из Литвы.
Пределы применения смертной казни ещё более расширяются Соборным Уложением 1649 года царя Алексея Михайловича и действовавшего вплоть до первой половины XIX века. Основными целями наказания, сформулированными в Соборном Уложении являлись возмездие, устрашение (чтобы неповадно было воровать), защита общества от преступника, извлечение материальной выгоды. Исследователи расходятся относительно общего количества преступлений, караемых смертной казнью – от 54 до 63.[17]
Например, преступления против религии:
-богохульство,
-перерыв церковной службы,
-убийство вовремя драки в церкви.
Преступления против государства:
-лишение жизни и причинение вреда здоровью государю,
- измену,
-сдачу города врагу, наряду с изменниками по принципу объективного вменения наказанию подлежали жёны, дети и другие родственники, знавшие об измене;
-ложный донос,
-недонесение,
-приход скопом и заговором,
-ранение или убийство на государевом дворе,
-обнажение оружия, если в результате наступит смерть,
-ношение оружия и убийство или ранение им.
Преступления против порядка управления:
-подделка грамот, печатей, наложение фальшивых печатей на документы,
-фальшивомонетчество,
-порчу денег,
- выезд без грамоты за границу с целью измены.
Воинские преступления:
-переход на сторону противника,
-изнасилование или убийство при следовании на службу или с неё,
-ложное обвинение.
За преступления против судебной власти:
-ранение, в результате которого наступила смерть или убийство на суде,
-убийство после выдачи «опасной грамоты»,
- убийство пристава или понятых, убийство на дворе потерпевшего.
За имущественные преступления:
-кража в третий раз,
-убийство при хищении,
-кража в церкви,
-повторный разбой,
-разбой с убийством и поджогом,
-умышленное убийство,
-убийство крестьянами без ведома бояр.
Преступления против личности:
-квалифицированное убийство – отца или матери, сестры или брата, того, кому служит, женой мужа, слугой без ведома господина, путём отравления, матерью незаконнорождённого ребёнка, при этом наказанию подлежали все участники одинаково,
-причинение телесных повреждений и побои, неоказание зависимыми людьми помощи своей госпоже,
-причинение смерти женщине в результате насилия,
-совращение в другую веру путём применения насилия и обмана,
-хранение и продажа табака, в том числе и покупателей.
Возраст наступления уголовной ответственности не оговаривался. В соответствии с Кормчей книгой, возраст субъекта соответствовал возрасту наступления гражданской зрелости - 12 лет для женщин, 14 лет для мужчин.
Способами приведения в исполнение смертного приговора по Уложению были:
-повешение для ратных людей,
-сожжение за богохульство, обращение в бусурманскую веру и поджог города,
-залитие в горло расплавленного металла для фальшивомонетчиков,
-окопание в землю для мужеубийц. [18]
Окопание в землю состояло во вкапывании стоя или на коленях казнимой женщины с руками по плечи и лишении её питья и пищи. Из известных семи случаев описания данной казни смерть наступала в холодное время через 2-12 суток, в тёплое – на 23-31 день, если кто раньше не пожалеет и не убьёт путём отсечения головы или ударом в темя, хотя и выставлялась охрана у казнимой для воспрепятствования этому.
При Алексее Михайловиче за фальшивомонетчество было казнено около 22 000 человек. Можно считать это показательным примером объективного вменения (невиновное причинение вреда, недонесение).
Четвертование в XVIIвеке состояло в расчленении топором тела преступника, которому поочерёдно отрубали правую руку и левую ногу, и голову («рассечение живого»). Колесование заключалось в раздроблении членов тела казнимого, располагавшегося на земле лицом кверху с прикреплением рук и ног к вбитым в землю кольям, ударами ребром колеса, по которому проходила тупая железная полоса. Мучения усиливались, если сначала дробились конечности, а затем шея. После этого тело клали на колесо, размещавшееся на колесе в человеческий рост, а смерть могла наступить в течение суток, а иногда и пяти дней. В XVII веке применялось и подвешивание за ребро, осуществлявшееся путём повешения тела казнимого на железном крюке, прикреплённом к виселице в виде глаголя, который вонзался между рёбер, с захватом одного, принося невыносимые мучения, так как повреждался нервно – сосудистый межрёберный пучок, сопровождаясь обильным кровотечением.
Такие кровавые и мучительные виды квалифицированной казни применялись за государственные преступления. Часто казни носили массовый характер, а устрашительный характер на массы продолжал оказываться путём надругательства над телами казнённых. Их тела оставались на кольях и виселицах, отрубленные части выставлялись в разных местах города.[19]
В Новоуказанных статьях 1649 – 1696 годов смертная казнь предусматривалась в том числе за нетяжкие преступления, совершённые с неосторожной формой вины, всего таких преступлений насчитывалось до 32. Например – торговля ревенем (Указ от 21 ноября 1657 г.), ловля сельдей частым неводом (Указ от 1675 г.), «всем лекарям: буде из них кто нарочно или ненарочно кого уморять, а про то сыщется, и им бытии казнёнными смертию» (Указ от 4 марта 1686г.)
Вместе с тем, во второй половине XVII века санкции были смягчены, а квалифицированная казнь заменена простой. Например, поджигателям сжигание заменялось повешением. Не применяли смертную казнь к покаявшимся и сдавшимся ворам и разбойникам, за подделку денег вместо залития в горло металла – членовредительство: «… сечь у них по левой руке да ноги обе».