Федеральное Агентство по Образованию Российской Федерации
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего профессионального образования
Уральская Государственная Юридическая Академия
Институт Государственного и Международного права
Кафедра философии и социологии
Реферат по юридической социологии на тему
Субкультура преступного мира.
Выполнила: студентка 333 группы
Смагина Ксения
Проверил: Гулина Н.А.
Екатеринбург
2009 г.
Содержание.
1. Вступление.
2. Понятие и причины возникновения субкультуры преступного мира.
3. Характерные черты анализируемого явления.
4. Структура и содержание субкультуры.
5. Тюремная субкультура.
6. Татуировки в криминальном мире.
7. Арго и его значение.
8. Роль субкультуры преступного мира и влияние на современное общество.
Субкультура преступного мира… Криминальная субкультура… Последнее время эти словосочетания приходится слышать довольно часто. Причем не все полностью понимают суть этих явлений нашей жизни, но хотя бы смутное представление, все же, имеется. Дело в том, что в связи с криминализацией нашего общества, особенно в 90-х годах, мы можем говорить о таком явлении нашей жизни как субкультура криминальных слоев, которая все больше и больше проникает в повседневную жизнь общества. «Блатной» язык, татуировки и характерные клички – атрибуты этой субкультуры – не являются чем-то непривычным для нас. Это стало частью повседневной жизни. На экранах телевизоров мы видим бесконечные сериалы о жизни бандитских группировок, в радиоэфире не смолкает “блатная” (уголовная) музыка, которая называется теперь “бытовой”. Распространению криминальной субкультуры способствует рост количества детективной литературы, детективных фильмов, в которых смакуются элементы преступной деятельности, роль, место, значение и влияние каждого члена преступного сообщества на общественную жизнь, причем, в основном, путем преувеличения такого влияния. По мнению многих исследователей именно криминальная субкультура является причиной криминализации современного общества. Изначально возникнув в местах лишения свободы, она распространяется все дальше и дальше. Поэтому, мне кажется, необходимо подробно остановиться на анализе этого явления.
На мой взгляд, прежде чем приступить к исследованию непосредственно, следует сказать несколько слов о развитии исследований криминальной субкультуры и современных взглядов на нее. Субкультура преступного мира вызывала и вызывает до сих пор большой интерес как у профессионалов в этой области, так и у обычных людей. Среди профессионалов, занимающихся данной проблемой, нужно назвать, в первую очередь, социологов и криминологов. Среди социологов отмечают таких исследователей как Ломброзо, Ферри, Тарда. Тард сравнивал преступные группировки с промышленными корпорациями, указывая на то, что криминальная субкультура имеет свою систему ценностей, свою специфическую символику, свой жаргон, свои традиции, нормы поведения и законы. Схожесть с корпорациями он усматривал в том, что в преступных группах важные вопросы также решаются путем голосования, в преступных группах есть общая казна и лица, ответственные за распределение и хранение денег.
Криминологи относят возникновение у нас криминальной субкультуры к началу 30-х годов XX века. Обычно ее появление связывают с особенностями советской правоохранительной и исправительной системы – ужесточением законодательства, лагерями, принуждением к труду, большим числом политических заключенных. Представляется, однако, что дело не совсем в этом. И здесь полезно обратиться к более ранней истории.
В нашей стране криминальная субкультура сначала была объектом художественного познания (Ф.М. Достоевский, A.П. Чехов, А.И. Солженицын, В.Т. Шаламов). Психология российского криминалитета XIX века подробно описана Ф.Достоевским в «Записках из Мертвого дома». Никакого намека на современную криминальную субкультуру мы там, конечно же, не найдем. Но при этом среди многочисленных персонажей встречаются и такие, кто вполне подошел бы под понятие современных «авторитетов». Однако, несмотря на наличие богатого эмпирического материала, первые научные исследования криминальной субкультуры были проведены зарубежными социологами (Р. Мертон, Т. Селлин, А. Коэн). В отечественной же науке советского периода господствующая идеология, относящая преступность к пережиткам предшествующей общественно-экономической формации, препятствовала изучению криминальной субкультуры. Данное обстоятельство заставляло исследователей объяснять преступность лишь дефектами в сознании отдельных личностей. Позднее в научных исследованиях был отдан приоритет совокупности ценностей, идей, принятых в криминальной среде как в малой группе, а не нравственным дефектам в сознании отдельных людей.
Мне эта тема также чрезвычайно интересна, с социологической, криминологической и культурологической точек зрения. Мне интересно подробнее узнать об особенностях данного социального слоя, об особенностях их культуры, выяснить ее содержание, значение для анализируемой социальной группы и влияние на все общество в целом. В своей работе я поставила следующие цели:
1. определить, что представляет из себя субкультура преступного мира как социальный и культурный феномен современной жизни;
2. сделать вывод о ее роли для рассматриваемой социальной группы и всего общества в целом.
Для достижения этих целей мне необходимо решить следующие задачи:
1. выработать понятие криминальной субкультуры, определить ее структуру, классифицировать ее элементы.
2. установить, какими неформальными нормами руководствуются в настоящее время лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы.
3. определить современные особенности неформального разделения осужденных на субкультурные группы.
4. определить место татуировки в жизни осужденных и ее значение.
5. классифицировать клички осужденных в зависимости от статуса личности и происхождения.
6. классифицировать уголовный жаргон.
Итак, мне кажется, анализ криминальной субкультуры необходимо начать с понятия. Что же такое криминальная субкультура и откуда она появилась? Сразу же отмечу, что в различной литературе даются различные мнения на этот счет. Одни исследователи считают, что это совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения преступников как социальной группы. Другие, как например Тулегенов В.В., дают более подробное определение: это совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения, направленных на организацию жизнедеятельности, целью которой является совершение преступлений, их сокрытие и уклонение от ответственности. А вот В.Ф.Пирожков дает следующее определение: «субкультура преступного мира – совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих деятельность криминальных сообществ, что способствует их сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей».
Каковы же причины возникновения данного явления нашей жизни? По этому поводу высказываются не только криминологи, но и представители общественности. Так, например, С.А.Дзюба, доктор физико-математических наук в своем интервью «Независимой газете» говорит следующее: «причиной существования криминальной субкультуры в сегодняшнем обществе является отсутствие в нем духовного, нравственного стержня. Появление этой субкультуры стало расплатой общества за резкое изменение в ХХ веке его духовных начал. В западных странах тоже имел место значительный откат от прежних духовных ценностей, основанных главным образом, как и в России, на религиозной идее. Но там это произошло постепенно, эволюционным путем и сопровождалось укреплением идеологических ценностей гражданского общества. Поэтому там и не возникло заметной криминальной субкультуры. До тех пор, пока наше общество будет пребывать в своем нынешнем бездуховном состоянии, блатная субкультура будет существовать, а также многое другое, возможное только при потере нравственных ориентиров».
Ряд исследователей считает, что какой-то одной универсальной причины появления рассматриваемой субкультуры нет. Необходимо искать комплекс многоуровневых причин. Причем отмечается тесная взаимосвязь между криминальной субкультурой и преступностью, что вполне логично. Ведь преступности без криминальной субкультуры не бывает, так же как и данная субкультура не может существовать без преступности. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что криминальную субкультуру порождают те же объективные причины, что и преступность.
Криминальная субкультура как часть культуры общества зависит от происходящих в нем процессов: - общесоциальных – разрушение общенациональной культуры в результате происшедших революции и эпохи тоталитаризма и как следствие кризис духовных ценностей, поиск новых идеалов, возникновение многочисленных неформальных объединений молодежи и приобщение молодежи к дворовой субкультуре, от которой один шаг до криминальной;
- экономических – экономические неурядицы, наличие теневой экономики, которые породили новые вилы преступлений (экономические преступления). Некоторые исследователи считают, что под влиянием экономического фактора появились такие подвиды криминальной субкультуры, как субкультура рэкетиров, захватчиков заложников, кланов наркобизнеса, бизнеса на проститутках, скотокрадов и т.п.
- социально-культурных - нарастание алкоголизации населения привело к «засилию» традиций алкогольных застолий со своими традициями и атрибутами. Все они перешли в вульгарные преступные группы несовершеннолетних и молодых правонарушителей, склонных к алкоголизации.