1. Президент избирается либо всенародно, либо представительным органом. Монарх же в подавляющем большинстве случаев получает власть по наследству. Что касается так называемых «выборных монархий», то демократичность избрания глав государств в этих странах весьма сомнительна, ибо выборы монарха осуществляется узким кругом привелигированных лиц из собственной среды.
2. В отличие от монарха президент осуществляет свои полномочия в течение конституционно-определенного срока. Кроме того, во многих конституциях включены нормы, согласно которым ограничивается количество сроков, в течение которых одно и то же лицо может осуществлять полномочия президента.
3. Важной отличительной чертой института президенства является возможность привлечения президента к ответственности.
Общеизвестно, что институт президентства в современном его понимании впервые был оформлен Конституцией США в 1787 г. «Отцы-основатели» американской Конституции при моделировании института президентства ориентировались на британскую политико-правовую практику и концепцию разделения властей. В настоящее время этот институт относится к числу одних из наиболее распространенных институтов государственной власти. На 1993 г. из 183 государств, входивших в состав ООН, свыше 130 имели в государственном механизме пост президента[14]. Их конституционный статус существенно разнится между собой. Даже, если ограничиться странами западной демократии, то президенты в президентских (США), в полупрезидентских (Франция) и в парламентских (ФРГ) республиках значительно отличаются объемом полномочий, характером функций, ролью в решении государственных и общественных дел.
Вместе с тем, несмотря на существенное различие в правовом статусе президентов различных стран, наличие общих отличительных черт института президенства (выборность, срочность полномочий, ответственность) позволяет говорить о возможности выявления юридической природы института президенства, которая находит свое концентрированное выражение в определении данного института.
Следует отметить, что понятие института президентства практически не исследовано, как в Азербайджанской Республике, так и других постсоветских странах. В немногочисленных научных работах, в которых осуществлена попытка анализа понятия института президентства последний определяется как совокупность четырех групп норм: 1) порядок выборов Президента, в том числе включая инаугурацию; 2) его юридический статус в структуре органов государственной власти (конституционный статус – структурный аспект); 3) функции и полномочия Президента (конституционный статус – функциональный аспект); 4) прекращение исполнения президентских полномочий.[15]
Каждая их перечисленных групп является своеобразным субинститутом по отношению к институту президентства в целом. Вместе с тем, существенным элементом этого института является ответственность президента. Представляется, что исследуемый институт был бы явно не полным, если бы он не содержал норм, посвященных ответственности главы государства. Так, ст. 107 Конституции Азербайджанской Республики устанавливает возможность отстранения от должности Президента Азербайджанской Республики в порядке импичмента. Это одна из важных форм конституционной ответственности главы государства, причем достаточно серьезная. Об этом говорят, например, недавние попытки осуществления импичмента в США (декабре 1998 – январе 1999 гг. по отношению к Б. Клинтону) и России (в мае 1999 г. по отношению к Б. Ельцину), а также то как эта процедура влияет на политико-правовую ситуацию в стране.
Таким образом, институт президентства – это система конституционно-правовых норм, регулирующих порядок выборов и вступления в должность президента (инаугурацию), полномочия президента, определяющие его положение в системе органов государственной власти, а также досрочное прекращение полномочий, замещение и отстранение от должности.
При определении понятия «институт президенства» некоторые авторы используют такие категории как «выборный глава государства», «высшее должностное лицо», «политическая должность», «государственная должность», «арбитр в системе органов государственной власти»[16], «глава исполнительной власти»[17], «президенциализм»[18]. Представляется необходимым рассмотреть возможность использования этих терминов.
Как отмечалось, президент во всех странах осуществляет функции главы государства и является высшим должностным лицом в системе органов государства. Поэтому нет никаких возражений против использования этих терминов. Уточнение относительно выборности президента является верным.
Следует согласиться и с категорией «государственная должность», которая определяется как правовое установление, посредством которого осуществляется реализация функций, полномочий, прав и обязанностей высших должностных лиц государства[19]. Политические должности придают государственной власти четко выраженный индивидуализированный, персонифицированный характер[20].
Признавая в целом тот факт, что президент тяготеет скорее к исполнительной власти, нежели к законодательной и судебной[21], мы не можем согласиться с тем, что президент является главой исполнительной власти во всех видах республик. Данное утверждение вполне справедливо по отношению к президентским и, частично, к полупрезидентским республикам. Однако оно ни в коей мере не может быть применено к парламентским республикам.
Доктирина активного президентского арбитража положена в основу полупрезидентской формы правления[22]. Она получила закрепление в конституционном законодательстве Франции, Португалии, России, Беларуси[23]. Указанная доктрина предполагает выделение четвертой власти, президентской[24]. Родоначальником идеи о необходимости конституирования четвертой власти, призванной умерять, уровновешивать три другие, и таким образом, обеспечивать безконфликтное, согласованное функционирование всех властей считается Б. Констан[25]. Следует отметить, что возрения Б. Констана критически воспринимались еще в XIX веке[26]. Негативно относятся к идее о существовании обособленной президентской власти и ряд современных авторов[27].
По мнению Б. А. Майлыбаева «президенциализм» можно идентифицировать как систему организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующейся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении президента. Вот почему данный автор считает, что о президенциализме можно вести речь только относительно президентской формы правления[28]. В целом, следует согласиться с казахстанским ученым.
При этом следует отметить, что определение понятия президенциализма Б. А. Майлыбаев приводит полностью по аналогии с понятием «парламентаризм», которое обычно понимается как система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента[29].
Таким образом, при исследовании института президентства различных странах вполне допустимо использование таких категорий как «выборный глава государства», «высшее должностное лицо», «политическая должность», «государственная должность». Что касается категорий «арбитр в системе органов государственной власти», «глава исполнительной власти», «президенциализм», то возможность обращения к ним непосредственно зависит от вида формы правления в конкретном государстве.
В 1990 - 1991 гг. был учрежден пост Президента СССР, появились президенты в республиках Советского Союза. Впервые была предпринята попытка на практике сделать выборным высший го-сударственный пост.
Вопрос об учреждении в СССР поста Президента был поставлен еще при подготовке проекта Конституции 1936 г. Однако Сталин, сосредоточивший к тому времени в своих руках всю полноту власти, выступил против. Заявляя о необходимости обеспечить единство государственной власти, он говорил: «По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставлять себя Верховному Совету». Сталин выступил за возложение президентских полномочий на Президиум Верховного Совета, который стал образно называться «коллективным президентом».
Позже вопрос о Президенте поднимался в 1964 г. Н.С. Хрущевым при разработке проекта новой Конституции СССР. Была даже подготовлена соответствующая глава. Но она не нашла сво-его практического завершения, ибо единственным кандидатом на этот пост был Хрущев, а окруже-ние уже имело намерение сместить его.
Новые шаги по созданию института президентства в СССР были сделаны при М.С. Горбаче-ве. Введение поста Президента обсуждалось на XIX Всесоюзной партийной конференции (1988 г.). Но в итоге была создана другая должность - Председатель Верховного Совета СССР, который не обладал реальными полномочиями. Крутой поворот произошел в 1990 г. В феврале Пленум ЦК КПСС активно обсуждает идею президентской власти, а в марте Внеочередной третий Съезд на-родных депутатов принимает Закон «Об учреждении поста Президента и внесении изменений в Конституцию СССР».
Введение поста Президента было призвано повысить эффективность государственного управления, обеспечить единство страны. Несмотря на это создание президентской власти в СССР вызвало неоднозначный резонанс у общественности. Многим казалось, что Горбачев просто под-крепил девальвированную партийную легитимность новой. Непрямой характер выборов не способ-ствовали приданию институту президентства авторитета. Даже парламентарии не видели особой разницы между постами Президента и Председателя Верховного Совета. На заседаниях они назы-вали Горбачева то Председателем, то Президентом. Союзное президентство было способом леги-тимации верховной власти, а не системой управления страной в переходный период. Президентство в СССР просуществовало менее двух лет. Оно создало прецедент для учреждения аналогичной структуры власти в союзных республиках.