Государство Шан-Инь было рабовладельческим. Господствующим классом была слившаяся воедино родоплеменная и жреческая знать племен шан и инь. Замкнутый клан составляли родственники и приближенные царя, местные правители, главы родовых кланов. Каждый приближенный к царю получал соответствующий титул и привилегии.
Основными кормильцами в государстве были крестьяне-общинники. Длительное время сельская община была собственником земли. Однако царь (ван) мог изъять общинную землю. «Во всей Поднебесной нет такой земли, которая не принадлежала бы вану»[30], – гласит закон рассматриваемого периода. Крестьяне-общинники обрабатывали не только свои наделы, но и общественное поле, урожай с которого отправлялся вану.
Значительную категорию свободного населения составляли ремесленники и торговцы.
Постоянные войны требовали содержания многочисленной армии, которая рекрутировалась в основном из крестьян-общинников.
Источниками рабства являлись военный плен, долговая кабала, наказание за совершение преступлений. Первоначально рабство в Древнем Китае носило патриархальный характер. В эпоху Шан-Инь появляется государственное рабовладение. Царь жаловал рабов своим подданным. Купля-продажа рабов была запрещена[31]. Со временем развивается частное рабовладение. Количество частных рабов увеличивается.
В государстве Чжоу рабовладельческая аристократия во главе с царем (ваном) занимала господствующее положение. В ее состав влилась и частично сохранившаяся иньская племенная знать.
Общинное землепользование осуществлялось по системе так называемых «колодезных полей», или цзинтянь. Термин произошел от конфигурации самой схемы нарезания общинной земли, рисунок которой напоминает иероглиф со значением «колодец». Философ Мэн-цзы (372-239 гг. до н.э.) так описывал цзинтянь: «...В деревнях, отдаленных от городов, земля делилась на девять одинаковых квадратных наделов. Один из них (средний) обрабатывался сообща для снабжения общественных чиновников. Ни смерть, ни путешествия не должны были вывести этих крестьян из их поселения. Восемь семей сообща обрабатывали общественное поле. Когда общинные работы бывали окончены, семьи могли взяться за свои личные дела»[32]. Совместно обрабатываемое поле, с которого шел урожай вану и чиновникам, называлось гунтянь. Другие восемь полей именовались сытянь. Передел общинной земли проводился 1 раз в 3 года. По свидетельству того же Мэн-цзы, система цзинтянь практиковалась еще в эпоху Инь[33].
С течением времени аристократия захватывает лучшие земли, происходит нарушение принципа распределения наделов и разрушение системы «колодезных полей». Для рытья каналов, сооружений плотин и дамб, устройства запруд привлекались значительные людские ресурсы. Крестьяне несли военную и гужевую повинность.
Труд рабов использовался на строительстве дворцов, царских усыпальниц, оборонительных сооружений. Рабский труд активно применялся в домах знати.
В период развития государства Цинь в интересах развития торговли была установлена единая для всей страны монетная система (в обращение введены золотая и медная монеты), единые меры веса и длины. Императорскими указами были установлены единообразная ширина колеи для повозок, единые стандарты для изготовления обрядовой утвари и оружия. Завершено строительство Великой китайской стены.[34]
Была реформирована письменность. Упрощено начертание иероглифов. Единообразная для всей страны письменность позволила большему кругу лиц обучаться грамоте. За отступление от новых правил письма люди сурово наказывались.
Проводимые в китайском государстве реформы, с одной стороны, усилили центральную власть, а с другой стороны, приводили к обострению социально-экономических и политических противоречий. Против реформ в 213 г. до н.э. выступили конфуциайцы. Их постигла жестокая кара: 460 человек были заживо похоронены. Большая часть философских трактатов Конфуция и его учеников была уничтожена. Преследованию и физическому уничтожению подвергались инакомыслящие из разных слоев населения.[35]
Захват земель знатью, многочисленные сделки с землей разоряли крестьян. Частые войны, крупные строительные работы отвлекали население от ремесленных и сельскохозяйственных работ, приводили к гибели сотен тысяч людей. К концу правления Циньской династии страна оказалась разоренной дотла. Китайский историк Сыма Цянь (примерно 145-86 гг. до н. э.) писал: «Хань, придя к власти после Цинь, наследовали страшное разрушение. Мужчины находились в войсках, полевые работы и перевозку зерна выполняли старики и слабосильные. Заниматься какой бы то ни было деятельностью было чрезвычайно трудно. Хозяйство истощилось. Для выезда императора невозможно было подобрать лошадей одной масти, а чиновники зачастую ездили в повозках, запряженных быками»[36].
Рост недовольства в народе, обострение классовых противоречий приводили к восстаниям на всей территории империи. В этих восстаниях участвовали оторванные от земли крестьяне, ремесленники, рабы из осужденных, свободные люди. В 210 г до н. э. умер Цинь Ши-хуанди. В 209 г. до н. э. началось крупное восстание в Хэнани под руководством крестьян Чэнь Шэна и У Гуана. Затем восстание перекинулось в долину Янцзы, на восток и север страны. Преемник Цинь Ши-хуанди не смог подавить восстание. В стране началась междоусобная война. В различных регионах Китая создавались военные отряды, которые вступали в борьбу между собой, правительственными войсками, повстанцами. Победителем из кровопролитной войны вышел волостной начальник Лю Бан. Он основал династию Хань, просуществовавшую более 400 лет.
Подводя итог проведенному исследованию государственности Древнего Китая, можно сделать следующие выводы.
1. Формирование Китая как государства происходило путем помощью военных захватов, сгона жителей плодородных речных долин в горы и устройства военных поселений. Контуры единой империи стали вырисовываться уже к XIV в. до н.э. Но вследствие ослабления центральной власти по причине длительных междоусобных войн Китай распался на семь «могущественных царств» – княжества стали самостоятельными государствами.
2. Огромную роль в воссоединении Китая сыграл министр эпохи правления царя Сяо-Гуна – реформатор Шан Ян. Он провел ряд реформ, направленных на укрепление государственности и увеличение роли центральной власти путем введения налогов, введения нового территориально-административного деления Китая, реорганизации и перевооружения армии, и повышения престижности военной службы. Его заслугой является и введение единой системы мер и весов, единой денежной системы, унификация иероглифического написания.
3. Окончательное воссоединение территорий Китая в империю Цинь произошло в середине III в до н.э. в период правления Ин Чжэна. В ее состав входили обширные территории от южной Маньчжурии до Сычуани и Гуан-дуна. На востоке ее границы простирались до Кореи. Даже Вьетнам признал себя вассалом Цинь. Для защиты от кочевников с севера была сооружена Великая китайская стена, простирающаяся от Ляодунского залива до границ современной провинции Ганьсу, – одно из грандиознейших сооружений на Земле.
4. Власть монарха была сильна, но, к слову сказать, она не многим отличается от власти других монархов по всему миру: правящие династии заботились о собственном благополучии в ущерб интересам народа, эксплуатируя его и пользуясь плодами его труда.
Конечно, нельзя не брать во внимание, что общественный и государственный строй, судебная власть, военная организация Древнего Китая были высокоразвитыми, но, как видно из истории, такое тоталитарное властвование не несет счастья народу, примером тому может служить крупное восстание, произошедшее в Древнем Китае в 209 г. до н.э., подавить сопротивление народа не может ни один властвующий монарх. Поэтому вполне закономерно, что власть одного монарха была фактически заменена властью другого монарха. И как показывает история «еще не известно, будет ли последующий лучше предыдущего».
Но как бы то ни было, Китай прошел все ступени развития и становления общества, и каждая из правящих династий с разной степенью успешности совершенствовала прежние устои и привнесла в развитие этого государства что-то свое.
1. Васильев Л.С. Курс лекций по Древнему Востоку. / Л.С.Васильев. – М., 1985. – 219 с.
2. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства: Формирование основ социальной структуры и политической администрации. / Л.С.Васильев. – М., 1983. – 339 с.
3. Георгиевский С.М. Принципы жизни Китая. / С.И.Георгиевский. – СПб., 1888. – 183 с.
4. Государство и социальная структура на Древнем Востоке: Сб. статей. – М., 1989. – 276 с.
5. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. / В.Г.Графский. – М., 2002. – 744 с.
6. Древние цивилизации: Сб. статей. – М., 1989. – 398 с.
7. Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. / О.А.Жидков. – М., 1963. – 455 с.
8. История и культура Китая: Сб. статей. – М., 1974. – 397 с.
9. История Китая: учебник для вузов. / Под ред. Меликсетова. – М, 1998. – 263 с.
10. Китай: история, культура и историография: Сб. статей. – М., 1977. – 418 с.
11. Кычанов В.И. Основы средневекового китайского права VII-XII вв. /В.И.Кычанов. – М., 1986. – 184 с.
12. Переломов Л.С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н.э.). / Л.С.Переломов. – М., 1962. – 294 с.
13. Хрестоматия по истории Древнего Востока. / Под ред. В.В.Струве. – М., 1963. – 264 с.
[1] История Китая: учебник для вузов. / Под ред. Меликсетова. М., 1998. С. 3.