Курсовая работа
Содержание
1. Формирование государства в Древнем Китае. 5
3. Общественный строй Древнего Китая. 19
Список использованной литературы.. 24
Китай – страна истории, страна непрерывной культурной традиции, в том числе и традиции историописания. Начиная с глубокой древности, профессионально умелые и старательные чиновники фиксировали на гадательных костях, бронзовых сосудах, бамбуковых планках и шелковых свитках, а затем и на бумаге все то, что они видели и слышали, что происходило вокруг них и заслуживало упоминания. Это поддерживавшееся государством летописание всегда являлось значительной составной частью духовной жизни Китая. Первое и титаническое по характеру обобщение такой повседневной историографической работы принадлежит кисти великого китайского историка Сыма Цяня (выходца из семьи потомственных историографов) на рубеже II-I вв. до н.э. Созданная им книга «Шицзи» («Исторические записки», или «Записки историка») – это огромное по объему и глубокое по мысли сочинение, которое стало своего рода образцом, дидактической моделью для исторических исследований в Китае. В последующие два тысячелетия труд Сыма Цяня послужил основой для создания так называемых династийных историй.
Обычно каждая новая династия после своего утверждения на престоле создавала комиссию профессиональных историков, в задачу которых входило написание истории предшествующей династии. Всего таких историй традиционно насчитывается 24. Они составлялись высококвалифицированными специалистами, стремившимися достаточно объективно изложить исторические события предшествующей династии и подвести к выводам, которые должны были подтвердить легитимность правящей династии. Естественно, что доказательство легитимности новой династии подчас требовало новой интерпретации и событий далекого прошлого. В этом случае члены этих комиссий (они все-таки были не просто историками, а чиновниками по ведомству истории[1]) препарировали в нужном духе исторический материал. Однако это «переписывание» истории происходило при строгом соблюдении накопленной веками конфуцианской этики и дидактики, нравоучительной заданности: история всегда должна была подтверждать, что небесную санкцию на управление Китаем (Поднебесная империя) может получить только тот, кто обладает наивысшей благодатью-добродетелью дэ. Именно обладание дэ и его потеря лежали в основе закономерности движения династийных циютов. Поэтому история, трактуемая в конфуцианском духе, косвенно доказывала, что люди (прежде всего правители) сами определяют судьбу страны и тем самым творят историю. Небо в этом смысле было лишь регулирующей контролирующей инстанцией.
Многовековая работа историков всегда в Китае считалась очень важной и высоко ценилась. Канонические символы (в первую очередь конфуцианские) и исторические труды были главными предметами гуманитарного образования (а традиционный Китай другого образования и не знал), открывавшего дорогу к замещению чиновничьих должностей, повышению социального статуса и росту политического престижа. История при этом воспринималась как школа жизни, своего рода собрание поучительных рассказов о деяниях правителей и исторических прецедентах. Апеллирование к истории, к прецеденту, к примеру, у древних было одним из наиболее весомых аргументов в политических спорах имперского Китая.
Огромный интерес российской общественности к прошлому и настоящему нашего великого соседа, его культуре и экономическим успехам, ко всем аспектам его жизни сегодня удовлетворяется работой ученых и публикацией значительного числа книг и статей самой разнообразной тематики. В настоящее время российское китаеведение – одна из наиболее плодотворно работающих отраслей российского востоковедения. Это в полной мере относится и к историкам-китаеведам, за последние годы опубликовавшим книги и статьи почти по всем периодам долгой и непрерывной китайской истории. Однако явно не хватает работ обобщающего характера, которые могли бы претендовать на изложение всей истории нашего соседа Китая.
В работе были использованы научные труды Л.С.Васильева, С.М.Георгиевского, В.Г.Графского, О.А.Жидкова, В.И.Кычанова, Л.С.Переломова.
Хронологические рамки социальной (цивилизационной) истории Древнего Китая включают два крупных периода – циньскую и китайскую цивилизации. Циньская (она же древнекитайская, дальневосточная) цивилизация условно датируется 2000 г. до н.э. – 400 г. н.э. Политическая история древней цивилизации завершается созданием огромной Ханьской империи, частично разрушенной нашествием гуннов.
В эпоху становления первых династий – шань-инъской, чжо-уской, циньской и ханъской – объединяемый и сплачиваемый в единое государство с помощью военных захватов, сгона жителей плодородных речных долин в горы и устройства военных поселений. Китай, по аттестации древнего историка, «постепенно поедал чужую территорию, как шелковый червь ест листья»[2]. В этот же период возникает представление о создаваемом государстве как центре Вселенной. В правление чжоуской династии оно именуется чжунго (срединное государство), а сами обитатели государства именуют себя «людьми срединного государства»[3] (чжунго-жень). Затем это самоназвание сменилось на хани, или «люди ханьские»[4] (хань-женъ), – по имени династии, правившей во II в. до н.э. – III в. н.э.
Именно теперь, в конце длительной эпохи Чжоу, на заключительном этапе периода Чжаньго в Поднебесной начали вырисовываться контуры единой империи. Эту страну нельзя назвать скороспелой – напротив, если следить за историей развития данного государства, то мы увидим, что оно развивалось очень медленно, каждая черта государственности имеет свою историю возникновения. Речь идет в первую очередь о том, что государство соткано из бюрократической администрации в рамках все увеличивающейся за счет завоеваний империи, опирающийся на принципы власти-собственности.
Таким образом, легендарный период «пяти справедливых» мифологических императоров сменился правлением воинственного племени ся, которое занимало главенствующее положение до 1766 г. до н.э. и было оттеснено племенем шан, сумевшим создать устойчивое государственное объединение и оставить свое имя в истории, дав название первому раннему рабовладельческому государству на территории Китая[5].
К XIV в. до н.э. союз племен инь завершил завоевание обширных территорий Северного Китая и поглотил, но не разрушил государство Шан, земледельцы которого уже обладали достаточном культурой, чтобы с помощью построенной ими единой системы ирригационных сооружений – дамб, плотин, водоотводных каналов успешно бороться со стихийными бедствиями, то и дело обрушивающимися на низовья рек Хуанхэ и Янцзы – районы с плодородной почвой, но подверженные всем негативным последствиями принадлежности к зоне муссонов.[6]
Произошло слияние двух племен с сохранением всей ранее сложившейся в государстве Шан социальной структуры, что позволяет говорить не о смене одного государственного образования другим, а лишь об изменении названия. Согласно китайской историографической традиции, его именуют Шан-Инь. Столица первого китайского государства, город Шан, находилась в районе современного города Аньяна, в среднем течении реки Хуанхэ.
На одном из притоков Хуанхэ, реке Вэй, осели земледельческие племена чжоу. Социальная структура и формы правления на ранней стадии государственности аналогичны эпохе раннего Шан-Инь. Историки датируют рождение и исчезновение государства Чжоу 1122-221 г.г. до н.э.[7]
Со второй половины II тысячелетия до н.э. племена чжоу начинают сотрудничать с государством Шань-Инь. Шан-иньский ван обращался к гуну (вождю племен чжоу) за военной поддержкой для отражения набегов северо-западных соседей-кочевников, платя ему за это рабами и нефритом, а начальникам его дружин – лошадьми и земельными наделами.
Вожди племен чжоу стали получать титул си-бо («властитель Запада»[8]), определяющий их подчиненное положение от династии Шан-Инь. В то же время в экономическом плане племена чжоу, перешедшие в земледелии к высокоурожайной культуре риса, выращиваемого на заливных полях, все более и более превосходили своих восточных соседей, по-прежнему возделывавших в основном просо и гаолян. Это нараставшее превосходство материальной культуры неумолимо приходило в противоречие с реальностями политической соподчиненности.
Стремление избавиться от власти вана привело к тому, что вожди племен чжоу организовали широкую военно-политическую коалицию племен и в 1122 г. до н.э. в битве на равнине Муе разбили шан-иньское войско и государство Шан-Инь.
Историю государства Чжоу можно разбить на три периода: Западное Чжоу (XII-VIII вв. до н.э.), Восточное Чжоу (VIII-V вв. до н.э.) и период «воюющих царств» (403-221 гг. до н.э.)[9]
Победа племен Чжоу под предводительством У Вана над государством Шан-Инь привела к становлению в Древнем Китае новой династии – Западное Чжоу, Столицей рабовладельческого государства стал город Хао (современный Сиань).
Государственный строй в эпоху раннего Шан-Инь представлял собой военную демократию. Органами власти были народное собрание вооруженных воинов, совет старейшин и вождь.