Смекни!
smekni.com

Правовой порядок, методы и инструменты регулирования денежной массы и денежного обращения (стр. 2 из 7)

  1. Положение «О правилах организации наличного денеж­ного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998 г. № 14-П;
  2. Инструкция по эмиссионно-кассовой работе в учрежде­ниях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31;
  3. Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56.

Центральным по своей значимости является Положение № 14-П, которое обязательно для выполнения территориальными учреж­дениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредит­ными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории России. В данный нор­мативный документ заложены четыре базовых метода регулиро­вания наличного денежного обращения в РФ:

  1. Прогнозирование;
  2. Лимитирование;
  3. Системное банковское контролирование;
  4. Ответственность за невыполнение лимитов.

В соответствии с Положением № 14-П организациям, пред­приятиям, учреждениям независимо от организационно-правовой формы предписано хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются об­служивающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступле­ния их в кассы в дни работы учреждений банков.

1.2 Законы денежного обращения

В постсоветстких государствах существуют два подхода к проведению денежно-кредитной политики. Сторонники первого считают, что денежно-кредитная политика должна быть жесткой, поскольку только в этом случае можно будет обуздать инфляцию и реализовать монетаристский подход к регулированию экономикой. Согласно второму направлению, должна активно использоваться кредитная эмиссия в целях стабилизации и оживления производства. Это мотивируется тем, что трансформируемая экономика достаточно быстро приспосабливается к условиям инфляции. Есть точка зрения о том, что в соответствии со складывающейся хозяйственной обстановкой в стране на каждом конкретном этапе экономического развития центральным банком должна вырабатываться присущая этому этапу концепция денежно-кредитного регулирования.

Сторонники первой точки зрения исходят из необходимости сжатия денежной массы и кредитования только высокоэффективных производств. Сторонники второй точки зрения считают, что это не устраняет различий в доходности реального и финансового секторов экономики. Характерно, что вопрос о денежной массе связан с проблемой поддержания макроэкономического равновесия между спросом и предложением денег.

Монетаристская и кейнсианская школы дают этому различное толкование, но при рассмотрении спора между монетаристами и кейнсианцами по проблеме поддержания макроэкономического равновесия нельзя не отметить тот факт, что спор монетаристов и кейнсианцев сводится к дискуссии о том, являются ли относительные цены в реальном хозяйстве абсолютно гибкими. Однако, оставляя в стороне ценовой фактор и опираясь только на денежный, главный представитель монетаристской школы М. Фридмен считает, что в экономике предложение денег носит экзогенный характер, т.е. определяется силами, находящимися за пределами экономической системы (имеется в виду правительство) и полагает, что изменения в предложении денег не следуют непосредственно вслед за изменением спроса на них, а осуществляются независимо.[1]

Неокейнсианцы выступают против утверждения монетаристов об экзогенном предложении денег, поскольку, по их мнению, это не подтверждается практикой. Они полагают, что предложение денег находится в прямой зависимости от спроса на них и носит эндогенный характер. Между тем суть современных споров между монетаристами и другими течениями невозможно понять без анализа неоклассической теории производства и количественной теории денег.

Различия в теории данного вопроса имеют практический характер. Если следовать идеям монетаристов и полагать, что спрос на деньги является стабильным и предсказуемым, а предложение денег экзогенным, то центральный банк в состоянии осуществлять эффективное регулирование экономического развития государства. Если же исходить из того, что спрос на деньги неустойчив, а предложение имеет внутренний характер, то денежно-кредитная политика центрального банка окажется малоэффективной, и поэтому более надежно регулировать экономику путем фискальной (бюджетно-налоговой) политики.

Денежное обращение в его различных формах регулируется экономическими законами денежного обращения, характерные для всех общественных формаций, в которых существуют товарно-денежные отношения. В этой связи можно выделить законы К. Маркса и И. Фишера. К. Маркс выводил свой закон денежного обращения через увязывание товарного обращения и денежного обращения. Далее он рассматривал три основные функции денег в товарно-денежном обращении и исследовал возникшие между ними противоречия. Проанализировав все вышесказанное, Маркс пришел к выводу своего основного закона денежного обращения, который увязывает массой товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

Количество денег, необходимое идя выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом.

Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены.

С появлением и развитием кредитных отношений возникает функция денег как средства платежа, товары продаются в кредит. Кредит приводит к сокращению общего количества денег в обращении, поскольку определенная часть долговых обязательств взаимно погашается.

Закон денежного обращения может быть выражен следующим образом: при определенной сумме стоимостей товаров и средней скорости их обращения количество денег зависит от собственной стоимости последних (речь идет о полноценных деньгах).

Если же полноценные деньги заменены кредитными деньгами, то их количество в обращении должно заменять необходимое для обращения количество полноценных денег и, следовательно, от стоимости последних будет зависеть количество денег в обращении.

При функционировании действительных денег (золотых) их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, так как регулятором выступала функция сокровища. Соотношение между массой товара и массой денег поддерживалось относительно точное. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения.

При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажноденежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможными обесценение.

Ныне в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценивать количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функции не только средства обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

Мерой стоимости товара и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимость не на рынке при обмене (как было раньше), а в процессе производства — товара к товару. Всякий товар, обмениваясь на неразменные кредитные деньги, выражает свою стоимость через приравнения его ко множеству товаров. В связи с этим товарная сделка, оцененная в определенной сумме неразменных кредитных денег, должна обеспечить предпринимателю такое количество потребительной стоимости, которое позволит ему после реализации потребительной стоимости начать новый производственный цикл. В силу этого деньги приобретают способность всеобщего эквивалента. Хотя стихийный регулятор общей величины денег при господстве знаков стоимости отсутствует, эта роль регулирования денежного обращения переходит к государству.

Неразменные кредитные деньги, приобретая черты бумажных денег, вводятся государственной властью, которая наделяет их принудительным курсом. Их эмиссия без учета стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране неизбежно вызовет их излишек и, в конечном счете, приведет к обесценению.

В связи с этим большое значение приобретает вопрос о необходимости определения требуемого количества денег для обращения. В России главная причина увеличения денежной массы — это дефицит федерального бюджета, В течение первой половины 90-х годов он погашался дополнительным выпуском денег в обращении, в то же время товарный оборот реально сокращался из-за сокращения объема производства.

Росту денежной массы способствует денежный мультипликатор (от лат. multiplicator — умножающий), возникающий с развитием кредитной системы (в условиях двух и более уровней). Суть его в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков со своими клиентами за счет получения средств из централизованного резерва Банка России, образованного из обязательных отчислений банков. Теоретически коэффициент мультипликации равен величине обратной ставки обязательных резервов, установленной Банком России для банков страны. Он рассчитывается за определенный период времени, обычно за год, и характеризует, насколько увеличится денежная масса в обороте за этот период. Банк России, управляя денежным мультипликатором, осуществляет денежно-кредитное регулирование в стране.[2]