Весной 1985 г. перестройка и ее “архитектору”, и ее “прорабам” виделась как возвращение к ленинской концепции социализма, соединение социализма с демократией. М. С. Горбачев был убежден, что после реформы, проведенной “сверху”, страна обретет второе дыхание. Первый этап преобразований (1985 -1988) начался в русле прежних традиционных административно- …………
организационных мер которые должны были укрепить порядок и дисциплину, и самое главное - активизировать “человеческий фактор” (т. е. разбудить человека, сделать его по-настоящему активным и заинтересованным), восстановить общественную мотивацию трудовой деятельности.
Ядром экономических преобразований стала концепция ускорения социально-экономического развития страны на основе использования новейших достижений научно-технического прогресса, которая была предложена М. С. Горбачевым на Пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. Провозглашая курс на ускорение, М. С. Горбачев надеялся с минимальными затратами за счет “скрытых резервов” в короткий срок добиться подъема экономики. Предполагалось изменить инвестиционную и структурную политику, направив основные средства на техническое перевооружение, модернизацию действующих предприятии, сократив до минимума финансирование незавершенного строительства новых объектов. Главные усилия сосредоточивались на опережающем развитии машиностроительной отрасли, достижения в которой в дальнейшем обеспечили бы подъем и других отраслей. Ставка делалась на энтузиазм рабочих, вводился 3- и 4-сменный режим работы, силами местных рационализаторов предлагалось повышать качество выпускаемой продукции [11, С. 156].
Вскоре после Пленума ЦК был обнародован пакет” правительственных документов о реорганизации центральных экономических органов, перестройке банковской системы и финансового механизма, переменах в сфере снабжения. Состоявшийся в феврале 1986 г. очередной XXVII съезд КПСС расширил содержание концепции ускорения, распространив ее на общественные отношения. Во главу угла политики “ускорения” были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом, беззаконием. За короткое время был омоложен верхний “эшелон” руководства. Н. И. Рыжков сменил Н. А. Тихонова на посту премьер-министра, Н. В. Талызин стал вместо Н. К. Байбакова председателем Госплана СССР, Б. Н. Ельцин был назначен секретарем ЦК КПСС, а затем - первым секретарем Московского горкома КПСС и кандидатом в члены Политбюро.
Один за другим были отстранены наиболее консервативные члены партийной верхушки. Чистка коснулась также среднего и нижнего звена партноменклатуры. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС.
Попыткой реальной поддержки снизу политики ускорения стало принятие закона о создании Советов трудовых коллективов, которые наделялись широкими полномочиями, начиная от выборов руководителей предприятий и кончая регулированием заработной платы.
Несмотря на провозглашение курса ускорения, 12-й пятилетний план, принятый XXVII съездом КПСС, был составлен на основе методов и подходов прошлого. Резкое повышение темпов экономического роста, заложенное в новый пятилетний план, оказалось очередной утопией и лишь усилило разбалансированность экономики. Этот процесс усугубили противоречивые бюрократические методы реализации плана, типичным примером которых может служить введенная вместо ведомственного контроля государственная приемка промышленной продукции [3, С. 381].
Ее введение в итоге привело к сокращению выпуска промышленной и продовольственной продукции. Темпы прироста промышленности представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Темпы прироста промышленности в % по отношению к предыдущему году.
Год | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 |
% | +3,4 | +4,1 | +3,8 | +3,9 | +1,7 | -1,2 |
Импульс “ускорения” 1986 - 1987 гг. вызвал перенапряжение в производстве энергии, сырья и конструкционных материалов. В 1988 г. оно привело к сокращению выпуска базовых ресурсов. Ответной реакцией экономики стало быстрое накопление запасов во всех ее секторах. Индустрия начала работать “на склад”. Минимальный результат дала и переориентация импорта с ширпотреба на закупку новейшей техники за рубежом. Закупленные на валюту поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, нужного качества сырья [4, С. 486].
В качестве мер по укреплению дисциплины наибольшую известность получило постановление ЦК КПСС “0 мерах по преодолению пьянства и алкоголизма”, в результате которого была развернута масштабная антиалкогольная кампания, вначале активно поддерживаемая населением. Благие намерения руководства, однако, обернулись громадным ущербом для бюджета (поступления в казну от продажи спиртных напитков в течение трех лет сократились на 37 млрд. рублей), ростом самогоноварения, токсикоманией, разгулом преступности. Уже к концу 1986 г. экономическая ситуация в стране вновь стала ухудшаться. В январе 1987 г. наступил спад производства, что явилось началом экономического кризиса (Приложение Ж). С 1988 г. возросла эмиссия денег в СССР, что видно в таблице 2.
Таблица 2 – Эмиссия денег в СССР с 1988 по 1991гг.
Год | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 |
Количество денег, млрд. руб. | 11,5 | 18 | 25 | 50 |
Первые три года перестройки показали, что попытки в рамках старой системы провести преобразование экономики, активизировать “человеческий фактор” обречены на провал.
Неудачи первого этапа перестройки заставили искать новые пути продвижения вперед, поставили на повестку дня вопрос о комплексной реформе общества. Стратегия реформ была провозглашена М. С. Горбачевым на Пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г. Ее основой объявлялась демократизация всех сфер советского общества. В соответствии с провозглашенным лозунгом “Больше демократии” предлагалось ввести альтернативные, т. е. на основе соперничества нескольких претендентов, выборы депутатов всех уровней власти. На повестку дня был поставлен вопрос не только реформирования всей системы политических институтов, но и создания новой модели социализма “с человеческим лицом”.
Ухудшение экономической ситуации заставило руководство страны обратить серьезное внимание на ход и направление экономических реформ. Летом 1987 г. правительство страны во главе с Н. И. Рыжковым совместно с учеными-экономистами подготовило и представило на июньском Пленуме ЦК КПСС план реформ. К этому времени стало очевидным, что без преодоления тотального огосударствления экономики невозможно пробудить инициативу людей. Для этого предлагалось передать трудовым коллективам право реального распоряжения средствами предприятий, развивать арендные отношения и индивидуально-трудовую деятельность, восстановить в правах кооперацию [8, С. 116].
В июне 1987 г. Верховный Совет СССР принял закон о государственном предприятии (объединении). Новый закон предусматривал расширение самостоятельности предприятий и демократизацию хозяйственной жизни. Разрабатывались и внедрись три модели хозрасчета, различавшиеся уровнем свободы и ответственности, порядком распределения доходов.
Первую брешь в государственной системе собственности пробили кооперативы. Решения о развитии кооперации были приняты еще в 1986 г., а в июле 1988 г. увидел свет закон о кооперации. В нем формально было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного сектора экономики. Он предусматривал возможность создания различных кооперативов, в том числе на базе государственных предприятий. Кооперативный сектор развился гораздо быстрее, чем ожидалось. Только за 1988 г. количество кооперативов в СССР увеличилось в 6 раз. У государственной промышленности и сферы услуг по явился конкурент [8, С. 117].
Партийно-государственная элита боялась расширения неподконтрольного ей негосударственного сектора, поэтому попыталась сразу поставить кооперативы в определенные ограничительные рамки. Сильный удар по частному производству нанесли решения центральных и местных властей о борьбе с нетрудовыми доходами, запретах вывозить продукты личного подсобного хозяйства за пределы краев и областей. Эти меры подорвали развитие новых форм хозяйствования.
Таким образом, существовавшие в 1987 – 1990 гг. относительно благоприятные возможности для постепенного разгосударствления, восстановления рыночных отношений, изменения отношений собственности в формах и способах, стимулирующих экономический рост, были упущены.
3.2 Создание политических партий и движений
Изменения в области экономической жизни, необходимость реформирования вместе с ухудшением положения народа вызвали к жизни волну критики. Сверхцентрализованному общественно политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация затронула идеологию, культуру и политику. Поиск альтернативных решений в процессе развития приводил к критике существующих партийно-государственных устоев и прошлой истории. Обстановка гласности позволяла узнавать о трагических страницах прошлого, о коррупции и взяточничестве в верхних эшелонах власти. Впервые общественность узнала о том, что на территории СССР количество преступлений в 1990 по сравнению с 1989 возросло на 16.3%, достигнув 1.336 тыс., из них тяжких более 250.000. Число преступлений против личности возросло на 10% (умышленных убийств - 14.979 (15.4%), тяжких телесных повреждений - 39.673 (11.4%), изнасилований - 14.443 (2.7%). Количество имущественных преступлений увеличилось на 19.8%, квартирных краж - на 24.3%.
Раскрываемость преступлений - 45.4%. В 1990 году нераскрытыми осталось 684.739 преступлений, что на 25% больше, чем в1989 г.
Уровень преступности молодежи в возрасте 14-17 лет в 1,5 раза выше, чем среди 25-28-летних [13, С. 5]
К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологической борьбы. В печати выдвигались непримиримые политические позиции от официально-консервативных до антисоветизма и национализма. Широкое распространение получил антикоммунизм. Идейные шатания охватили и политическое руководство. Менялось отношение людей к религии, к западным духовным ценностям.