Конституции, как правило, представляют собой единый писаный акт. Однако роль конституции государства может выполнять, как, например, в Англии, система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим различают писаные и неписаные конституции.
Конституции могут реально отражать действительность, адекватно реализовываться в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными.
Нередко положения конституции представляют собой лишь декларативные установления, принципы и нормы которых не находят отражения в жизни. Такие конституции именуются фиктивными. В значительной мере таковыми являлись советские конституции, особенно те их положения, которые утверждали народовластие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности.
Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.
Сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к XVIII в. и связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.
Идея писаной конституции впервые возникла в Англии, которую К. Маркс метко охарактеризовал как «демиурга буржуазного космоса». Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.
Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 года, а также принятые в 1791 году Конституции Франции и Польши.
Происхождение самого термина «конституция» (что означает — учреждаю, устанавливаю) научно не определено. Высказывается мнение, что он взят из технического оборота «rempublicamconstitutire», которым начинались акты римских императоров.
Наряду с термином «конституция» применялось на первоначальных этапах ее становления и наименование «основной закон» (lexfundamentales).
Советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования: Конституция (Основной Закон) РСФСР (1918 г.), Основной Закон (Конституция) СССР (1924 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1936 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1977 г.).
Учитывая длительный период наличия конституции в нашей стране, действующая Конституция РФ 1993 года устранила двойное наименование, сняв даваемые в скобках слова «Основной Закон» как ставшие излишними.
По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.
Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.
Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, которые составляют в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.
Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.
Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, т. е. является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полного огосударствления общества. Все советские конституции были классовыми по своей сущности, открытая и обнаженная форма которой отражалась в каждой из них в большей или меньшей степени.
Действующая Конституция РФ не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В Конституции 1993 года заложены другие начала — общедемократические. По своему источнику она является народной конституцией, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.
Неприменима к Конституции РФ 1993 года и трактовка конституции как общественного договора, который требовал поголовного, единого, всеобщего согласия всех для принятия конституции, а несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами.
Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и несогласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.
Общедемократическая сущность конституции предполагает, что она принимается при участии большинства избирателей и поддерживается этим большинством. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.
Таким образом, действующая Конституция РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.
2.3 Структура Конституции Российской Федерации
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования, т. е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.
Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм друг с другом, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции. Все это очень важно для осмысления ее структуры, учет которой является непременным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности.
Структура конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.
Значительное влияние на структуру прежних конституций России оказал факт пребывания РСФСР в составе СССР в качестве союзной республики, поскольку презюмировалось, что структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить структуру, принятую в союзной. Такая установка особенно ярко выражена в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 годов, совпадавших по своей структуре с соответствующими Конституциями СССР.
Для первых советских конституций России 1918 и 1925 годов было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в разделах об общих положениях конституции, не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Сначала вообще отсутствовал особый раздел о правах граждан, затем он был включен в Конституцию 1937 года в качестве одной из последних глав (гл. XI).
Только в Конституции 1978 года раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя и политики.
При разработке проекта Конституции 1993 года предполагалось начать ее с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В некоторых зарубежных странах именно эти раздел или глава открывают конституции. По инициативе ряда ученых-юристов разрабатывался подобный вариант и у нас.
Конституция 1993 года не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, ибо начинать Конституцию с закрепления прав и свобод человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, беспредметно. Однако Конституция ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, закрепив уже в ст. 2 их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.