На посадских людей возлагалось выполнение различных тяглых служб (например, подводная повинность, постоялая повинность, постройка и ремонт городских укреплений, ямская гоньба и др.).
При исчислении посадского тягла за основу брался посадский двор. Основными постоянными податями посада были: прямая государева подать; стрелецкая подать; ямские деньги; полонялочные деньги. Кроме этого взимались чрезвычайные сборы (пятая деньга, десятая деньга).
В XVII веке в России городов становится значительно больше. Но в большинстве городов посадского населения было сравнительно немного. Всего лишь 10% дворов в городе были «черными», т.е. свободными от частновладельческой зависимости. Кроме «черных» слобод в посадах существовали «белые» слободы, дворы, владельцы которых не несли государева тягла, что вызывало протесты со стороны «черных» людей. Значительная часть дворов и населения в городах находилась на землях, принадлежавших отдельным феодалам (духовным и светским) и монастырям. Население этих земель освобождалось от посадского тягла и в связи с этим называлось «белым». «Белые» слободы постоянно пополнялись выходцами из черного посада, стремившимися освободиться от городских податей. Соборное уложение 1649 г. упразднило «белые» слободы.
Торговцы и промышленники начинают сознавать и формулировать свои сословные интересы, требуют ликвидации «белых» слобод, освобождения купечества от сложных поборов за перевозимые и продаваемые товары, установления покровительственных мер русским купцам и ограничения иностранной торговли.
Среди городского населения довольно большой процент составляли служилые люди «по прибору» (стрельцы, казаки, пушкари и др.) . Стрельцы селились в слободах, жили совместно с семьями, получали жалованье и, кроме военного дела, занимались промыслами, торговлей, огородничеством.
2.3. Правовое положение крестьянства.
Во второй половине XVI - первой половине XVII вв. происходил интенсивный процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В годы разрухи, вызванной опричниной и войнами, началось массовое бегство крестьян со своих мест. Раньше крестьяне были прикреплены к земле своим хозяйством. В связи с этим они редко использовали предоставляемую законом возможность перехода от одного феодала к другому в Юрьев день. Теперь же, в условиях разорения, в поисках лучших мест они начали покидать свои земли Мерой борьбы с миграцией крестьян и явилось их закрепощение. В 1580 г был издан указ о заповедных летах, отменивший Юрьев день. На следующий год началась всеобщая перепись крестьян, завершенная в 1592 г. Она создала юридические основания для поисков беглых крестьян. Чтобы облегчить споры между владельцами по поводу беглых, в 1597 г был издан указ об урочных летах, т.е. об исковой давности по таким спорам. Первоначально срок давности равнялся пяти годам, потом он неоднократно менялся, пока Соборное уложение 1649 г не отменило урочные лета, разрешив искать беглых бессрочно.
Ст. 1 главы XI Соборного уложения дает полный и четкий перечень всех существовавших категорий крестьянского населения, подчеркивая при этом, что процесс закрепощения охватывает и государственных, и дворцовых крестьян и крестьян, принадлежащих духовенству, монастырям, а не только вотчинных и помещичьих. Закон устанавливает наказание для тех, кто принял и скрыл у себя беглых крестьян.
Прикрепление крестьян к земле и личности феодала было оформлено как наследственное и потомственное состояние, характерное для социального положения всего крестьянского сословия.
Статьи Соборного Уложения подробнейшим образом определяли права феодалов на крестьян, их труд, имущество, личность, закрепляли полное бесправие, полную зависимость крестьян от произвола господ.
Создание четко отрегулированной системы крепостной зависимости отражало интересы не только феодалов, но и государственной власти, так как позволяло более эффективно вести борьбу с крестьянскими выступлениями, усиливать налоговое бремя, возлагая на помещиков полицейские функции и ответственность за уплату крестьянами государственных податей.
Холопы еще сохранялись, хотя их стало меньше, чем раньше Их правовое положение оставалось прежним. К ним примыкала новая категория зависимого населения – кабальные люди. Они формировались из свободных (главным образом из потерявших земли) крестьян. Для того чтобы стать кабальным, требовалось обязательное оформление служилой кабальной грамоты, в которой закреплялось правовое положение кабального. Кабала - письменное долговое обязательство, приводившее к потере свободы, использовалась для установления фактически крепостной зависимости, в соответствии с кабальным договором должник либо выплачивал проценты, либо погашал эти проценты службой. Для составления кабальной грамоты необходимы были определенные условия (лицо должно достичь известного возраста, быть свободным от крепостной зависимости, от государственной службы и др.).
Еще начиная с Судебника 1550 г. законодательство пыталось оградить от служилой кабалы и превращения в холопа представителей господствующего класса. Об этом сказано в главе XX Соборного уложения 1649 г.
Землевладельцы переводили часть своих холопов и кабальных людей «на землю» и положение переведенных мало чем отличалось от крепостного крестьянства. Наделы холопов и кабальных людей облагались государственным тяглом наряду с крестьянскими дворами. Холопы, посаженные на землю, именовались страдниками. Они обеспечивали обработку господской земли на основе барщины. Страдники, не имевшие собственного хозяйства, были мало заинтересованы в своем труде. Поэтому к барщине все больше начинают привлекать и крестьян. В этот период окончательно складывается система барщины наряду с прежней оброчной системой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной контрольной работы выступал анализ общественного строя и правового положения в период сословно-представительной монархии.
Были реализованы следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть общественный строй в период сословно-представительной монархии.
3. Проанализировать правовое положение населения.
Исходя из них, можно сделать вывод, что утвердившееся в научной и учебной литературе определение Российского государства второй половины XVI века как сословно-предствительной монархии, весьма условно. Во-первых, в России к этому времени еще не сформировались сословия. Во-вторых, земские собрания были ни чем иным, как “информационными и декларативными совещаниями, а в крайнем случае - представительством интересов, которые иногда совпадали с интересами правительства”. Нельзя сказать, что земские соборы действительно представляли интересы территорий; они не избирались по какому-либо принципу населением, не имели определенных полномочий.
Говорить об окончательном оформлении в России сословий можно не ранее XVII века, когда различные социальные группы начинают осознавать свои особые интересы и бороться за их воплощение. Однако и тогда сколько-нибудь законченная система представительства не сложилась, на соборах преобладали преимущественно московские чины, но самое главное - они не стали законодательным органом, не делили власть с царем и даже не пытались этого делать: в период Смуты, когда реальную власть на себя взял “Совет всея земли”, представители земств, словно тяготясь правительственными обязанностями, поспешили избрать царя, чтобы передать ему бремя власти. Это самоустранение земщины и стало главной причиной восстановления самодержавия после смуты.
В то же время по отношению к XVI веку можно сказать, что, хоть в Московской Руси сословий, подобных западным, не было, отдельные чины содержали в себе те сословные качества, которые позднее - в XVIII в. - проявились, окончательно обнаружив себя при Екатерине II. Это, по крайней мере, относится к дворянству, получившему законодательное подтверждение своих сословных привилегий.
Список использованных источников и литературы
1. Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в ХУ1-ХУН вв. М.,
1978.
2. Мартышин О. В. Вольный Новгород: общественно-политический строй и
право феодальной республики. М.: Российское право, 1992.
3. Носов Н.Е. Становление сословного представительства в России в первой половине XVI в. // Исторические записки. Т.114. М., 1986.
4. Шатковская Т.В. История отечественного государства и права: Учебник. – Дашков и К, Наука-Пресс,2008.
5. Торке Х.-Й. Так называемые земские соборы в России // Вопросы истории. 1991. № 11.
6. Фроянов И.Я. О возникновении монархии в России // Исторический опыт русского народа и современность. Кн. 2. СПб., 1992.
7. Черепнин Л.В. К вопросу о складывании сословно-представительной монархии в России в XVI в. // Культурные связи народов Восточной Европы в XVI в. - М., 1976.
8. Шмидт С.О. Российское самодержавие и бюрократия в XVI веке // Власть и политическая культура в средневековой Европе. Ч.1. - М., 1992.
9. Маньков А.Г. Крепостное право и дворянство в проекте Уложения 1720 -
1725 годов /Кн.: Дворянство и крепостной строй России ХУ1-ХУ11 вв.
М., 1975.
10. Леонтьев А.К. Образование приказной системы в Русском государстве: Из истории создания централизованного государственного аппарата в конце XV - первой половине XVI вв. М., 1961.