Рассмотрение регулятивных свойств договора в плоскости договорного регулирования позволяет со всей определенностью поставить вопрос о предмете гражданско-правового договорного регулирования (или, иными словами, о предмете регулирования гражданско-правового договора).
Предмет правового регулирования — это волевые общественные отношения и поведение их участников, подвергаемые правовому регулированию.
Общественные отношения и поведение — тесно связанные, но не тождественные явления. Конечной целью правового регулирования является побуждение социальных субъектов либо к желательному положительному поведению, либо к воздержанию от нежелательного поведения. Такая цель достигается путем формирования с помощью правовых средств различного рода правовых отношений (прав и обязанностей субъектов). С учетом этого в общем случае правовые отношения можно рассматривать как промежуточный предмет правового регулирования (или элемент предмета правового регулирования), а поведение — как конечный предмет правового регулирования (элемент предмета правового регулирования). В результате правового регулирования правовых отношений и поведения складываются фактические общественные отношения.
Права и обязанности, составляющие содержание договорного правоотношения, выступают последним передаточным звеном, через которое нормы права и договор воздействуют на поведение сторон договора и фактические отношения между ними.
Прежде всего, следует определить, какие отношения могут быть предметом гражданско-правового договорного регулирования, ограничивается ли предмет гражданско-правового договорного регулирования обязательственными отношениями и, соответственно, исчерпываются ли гражданско-правовые договоры только обязательственными договорами.
Гражданско-правовой договор — универсальный гражданско-правовой регулятор, не замыкающийся на обязательственном праве. В принципиальном плане есть все основания утверждать, что предметом гражданско-правового договорного регулирования выступают те же самые отношения, что и отношения, являющиеся предметом регулирования гражданского права в целом, а именно имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Из предмета гражданско-правового договорного регулирования исключаются отношения, регулирование которых договором в принципе возможно, но не допускается законом, а также отношения, которые по своему характеру не подвластны договорному регулированию. Так, назначение наследника наследодателем в принципе может быть сделано как путем совершения односторонней сделки (завещания), так и путем заключения договора о наследовании. По Гражданскому кодексу РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания, являющегося односторонней сделкой (ст. 1118), в то время как, например, Германское гражданское уложение допускает назначение наследника также и путем заключения договора (§ 1941, 2274-2302).[15]
Основным предметом гражданско-правового договорного регулирования являются обязательственные правовые отношения. Соответственно, обязательственные договоры — самые распространенные гражданско-правовые договоры. Они имеют наиболее развитый правовой режим, что выразилось в том, что не менее половины норм Гражданского кодекса РФ посвящено регулированию именно обязательственных договорных отношений. Общие положения о договоре включены также в общую часть обязательственного права (раздел 3 Кодекса). Это не означает, однако, что общие положения о договоре не могут применяться к необязательственным договорам.
Помимо обязательственных отношений предметом договорного регулирования могут быть также вещные правовые отношения, отношения в сфере исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), наследственные правовые отношения и даже личные неимущественные правовые отношения.
Место и значение гражданско-правового договорного регулирования в правовой системе обусловлено тем, что договор является важнейшим правовым регулятором наряду с законом (в широком смысле этого слова) и административным (иным директивным) ненормативным правовым актом. Значение договерного регулирования состоит в том, что отдельные виды отношений не могут быть урегулированы иначе как посредством договора. Речь идет об отношениях между юридически равными субъектами и прежде всех об имущественных отношениях в сфере гражданского оборота. Без договора, договорного регулирования правовая система не может существовать. Сфера договорного регулирования под воздействием тех или иных экономических, социальных, политических факторов может сужаться, но никогда не может исчезнуть совсем.
Как правовой регулятор договор обладает гибкостью, причем гораздо большей, нежели закон. С помощью договора стороны могут доурегулировать свои отношения, не урегулированные законом, или даже в допускаемых пределах адаптировать к своим потребностям законодательное регулирование.
Договор, договорное регулирование обладают большой социальной ценностью. Договор является средством социального взаимодействия между людьми, средством автономного саморегулирования отношений между ними. С договором неразрывно связаны такие ценности, как свобода, демократия, гражданское общество, права человека. Уровень договорной свободы является показателем и проявлением свободы человека и общества в целом. В функциональном плане договор — это то правовое средство, без которого невозможно построение гражданского общества.[16]
Договор присущ всем правовым системам, всем государственным режимам. Но если сопоставить тоталитарный и демократический режимы, то нельзя не увидеть, что в тоталитарном обществе роль договора принижена и, наоборот, в гражданском обществе договор процветает и является распространенным и эффективным правовым средством.
Договорное право — право свободного человека. Благодаря договору свободные люди сами творят право для себя. Именно право, творимое гражданами и юридическими лицами посредством заключения ими договоров, — это воистину частное право. В контексте сказанного вполне уместна постановка вопроса о гражданско-правовом договоре как источнике права. [17]
Одна из самых значимых современных тенденций в правовом регулировании — расширение сферы договорного регулирования, распространяющееся на те виды отношений, которые ранее договором вообще не регулировались, в частности на налоговые, бюджетные отношения. Увеличение объема договорного регулирования происходит и в тех сферах, которые раньше были подвержены договорному регулированию. Типичный пример — договорное регулирование имущественных отношений между супругами. Если раньше правовой режим супругов определялся исключительно законом, то теперь закон допускает и договорное регулирование имущественных отношений между супругами.
Приведенные исходные положения концепции гражданско-правового договорного регулирования, конечно, нуждаются в более детальном обосновании и развитии. Но уже сейчас очевидно, что выявление регулятивных свойств гражданско-правового договора имеет не только теоретическое и эвристическое значение. Познание этих свойств, механизма взаимодействия договора с законом, другими правовыми актами будет способствовать более эффективному использованию договора как мощного правового средства достижения экономических, социальных, бытовых и иных целей.
1.2 Понятие гражданско-правового договора
Термин «договор» употребляются в гражданском праве в различных значениях.
Под договором понимают и юридический факт, лежащий в основе обязательства, и само договорное обязательство, и документ, в котором закреплен факт установления обязательственного правоотношения.
В Гражданском Кодексе (ст. 420) содержится традиционное для российского гражданского права определение понятия «договор»: договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Нетрудно заметить, что данное определение полностью корреспондирует нормам о двух- или многосторонних сделках (ст. 153 и 154). Действительно, договор — не что иное, как двух- или многосторонняя сделка, ибо всякая гражданско-правовая сделка либо устанавливает, либо изменяет, либо прекращает гражданские права и обязанности.
Поэтому вполне логичным и последовательным представляется содержащееся в Кодексе (п. 2 ст. 420) положение о том, что к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные гл. 9 ГК РФ.[18]
Гражданско-правовой договор представляет собой наиболее распространенный вид юридических фактов. В качестве основания возникновения широкого спектра гражданских прав и обязанностей (правоотношений) договор закреплен в особом подразделе раздела III Гражданского кодекса.
В ст. 8 ГК РФ перечень юридических фактов открывают договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему. Согласно ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех и более сторон (многосторонняя сделка), а в силу ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Этой же статьей устанавливается, что к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 («Сделки») Кодекса. Так, соглашением обычно двух сторон является договор купли-продажи: по легальному определению данного договора (ст. 454 ГК РФ) одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Соглашением большего числа сторон может быть, например, договор простого товарищества (договор о совместной деятельности). По такому договору двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной цели, не противоречащей Закону (ст. 1041 ГК РФ).