Таганрог 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 стр.
1. Возникновение международного права и основные положения международного права рабовладельческого общества. . . . . . . . . . . . 6 стр.
2. Основные положения международного права
феодального общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 стр.
3. Основные положения международного права периода разложения феодализма и формирования буржуазных институтов международного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 стр.
4. Основные доктрины международного права в начале XX века . . . 18 стр.
5. Развитие международного права и его науки в России до принятия Устава ООН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 стр.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 стр.
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 стр.
Введение
Ни одно государство, ни в какую эпоху не могло существовать длительное время абсолютно изолированным от других государств. Тысячами нитей (политическими, экономическими, военными, культурными, научными и т.д.) оно было связано с другими. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникационных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, международное право является естественным продуктом исторического развития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, оно будет развиваться и далее по законам диалектики.
Международное право – относительно свободная от национальных правопорядков государств система правовых норм, регулирующих взаимоотношения различных субъектов, действующих на мировой арене. Оно выражает их скорректированные и согласованные воли и позиции при решении глобальных проблем современности в условиях взаимосвязи и взаимозависимости современного мира и определенной нестабильности международных отношений. Неукоснительное уважение международной законности – это объективно необходимый образ действий для каждого субъекта международного права.[1]
Для понимания сути международного права, его природы, возможностей и перспектив необходимо обратиться к истории. Всякое явление представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего. Неправильное понимание прошлого ведет к ошибочным оценкам настоящего и будущего.
Один из крупнейших историков права Ф.Мейтлэнд (проф. Оксфордского университета) говорил: "Сегодня мы изучаем позавчера с тем, чтобы вчера не могло парализовать сегодня, а сегодня не могла парализовать завтра".[2]
История международного права неотъемлемая часть истории общества. Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов, которые неразрывно связаны с общественно-экономическими формациями и переходными этапами от одной формации к другой. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность. Также общественно-экономическая формация охватывает и соответствующую надстройку (государство, право, международное публичное право, мораль, сознание, правосознание, науку, тип семьи, быт и др.).
Исходя из этого, в данной работе используется следующая периодизация истории международного права:
1. Международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации;
2. Международное право Средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации;
3. Классическое международное право. Этот период соответствует становлению капиталистического способа производства;
4. Международное право XX-ХХI вв. Этот период включает промежуток времени с 1919 г. по начало XXI в.[3]
Цель настоящей контрольной работы – исследовать возникновение, становление и развитие международного права в период до принятия Устава Организации объединенных наций.
Достижение указанной цели опосредуется решением следующих задач:
- изучить возникновение международного права и основные положения международного права рабовладельческого общества;
- рассмотреть основные положения международного права феодального общества;
- исследовать основные положения международного права периода разложения феодализма и формирования буржуазных институтов международного права;
- проследить развитие международного права и его науки в России до принятия Устава ООН.
Тема данной контрольной работы не является новой, она активно исследовалась и исследуется. Проблемы возникновения и становления международного права, его развития изучались многими правоведами, юристами и философами. В настоящей работе мы попытаемся обобщить многочисленные материалы учебных пособий, монографий, статей и по возможности полно и разносторонне рассмотреть тему.
1. Возникновение международного права и основные положения международного права рабовладельческого общества
Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существовавший в первобытнообщинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным «правом». Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное право.
Такое догосударственное межплеменное «право» первобытного строя было слабо развито, в нем не было стройной системы, хотя уже в то время роды и племена вели между собой войны, отправляли друг к другу своих представителей, осуществляли натуральный обмен, пытались заключать соглашения, а это прямо говорит о зарождении норм права войны и мира, посольского права, права договоров и др.[4]
Связи между древними государствами в значительной мере испытывали на себе влияние их общественно-экономической основы — рабовладения. О систематических международных отношениях рабовладельческих государств можно говорить применительно к концу III—началу II тысячелетия до н. э.
Особенностью этих отношений был их очаговый характер, т. е. первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это, в первую очередь, долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей.
Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.
Законы и обычаи войны (ее объявление, правила ведения, отношение воюющих к побежденным и их имуществу) формировались под влиянием ничем не ограниченного произвола сильного: считалось, что проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Последний обращал в рабство побежденных, захватывал их имущество, убивал тех, кого не хотел уводить в плен, накладывал на мирное население дань или контрибуцию. Обычной нормой у хеттов и ассирийцев было насильственное переселение побежденных народов, массовое убийство мирного населения, разграбление покоренных населенных пунктов. Обычными были и нормы о нейтралитете во время войны, например, в Древней Греции. Что касается религиозной окраски права войны, то, например, в Древнем Риме ведение войны считалось справедливым делом, так как служило на пользу Рима и поэтому было угодно богам. В связи с этим тщательно разработанная в Риме процедура объявления войны основывалась на обращении к богам в качестве свидетелей открытия военных действий.
Религиозный характер имел зарождавшийся институт права международных договоров. Его важным элементом была религиозная клятва. Она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вмешаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, и это должно было содействовать выполнению соглашения. Нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление. Помимо клятвы заключение договора сопровождалось обрядом жертвоприношения.