Смекни!
smekni.com

Теория права и государства. Проблемы теории права и государства Вопросы и ответы. (стр. 59 из 64)

91. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Знаменитый немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель гово­рил, что метод есть орудие, которое стоит на стороне субъекта, есть средство, через которое субъект соотносится с объектом. Таким образом, метод как оп­ределенное средство может касаться любой сферы человеческой деятельнос­ти, в том числе и такой ее разновидности, как исследовательская, познава­тельная деятельность. (В пер. с греческого «methodos» означает «способ, путь следования».)

Метод в науке, в научной деятельности — это знание, с помощью которо­го добывается новое знание. То есть один и тот же фрагмент знания в одном случае может рассматриваться как теория (разрабатываемое знание), а в дру­гом - как метод (знание, с помощью которого разрабатывается теория). Это в полной мере относится к общей теории права и государства, становление которой как теории происходит на базе своей методологии, в свою очередь, система ее знаний выступает как метод по отношению к отраслевым юридическим наукам.

Слово «методология» в научной литературе трактуется двояко:

а) как учение о методе;

б) как система методов, используемых в той или иной науке, теории.

В основе методологии (системы методов) общей теории права и государ­ства лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая право и государство. Можно выделить следующие аспекты методо­логической роли философии:

а) законы и категории философии могут использоваться в изучении права и государства непосредственно (например, формы и содержания правоотно­шения);

б) в рамках философии разрабатывается общее учение о методе - теория ме­тодологии. Здесь формируются как общие подходы, например диалектический, так и конкретные философские методы: методы анализа и синтеза, качествен­ного и количественного анализа, исторический и логический методы, форма­лизации и содержательного изучения, абстрагирования и конкретизации, срав­нения и обобщения, раскрытия причинно-следственных связей и т. п.;

в) философское знание является базой для формирования общенаучных и частных методов общей теории права и государства.

Переходными от философских категорий к специально-научным поняти­ям являются так называемые общенаучные категории, которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности философских понятий, но тем не менее имеют общенаучное значение. Общенаучными являются категории си­стемы, структуры, элемента, функции, информации, модели, вероятности и др. Общенаучные категории - это качественно новый тип понятий, появив­шийся как следствие интеграции научного знания и выступивший теоретиче­ским основанием новых методологических подходов - системного, а также структурного и функционального как его разновидностей, информационно­го, метода моделирования, вероятностного (синергетического), метода экс­траполяции и др.

Специфическим общенаучным методом является математический, кото­рый своим предметом имеет количественную сторону явлений, немаловаж­ную в изучении права и государства. Практика использования философских и общенаучных методов в исследовании права и государства обусловливает появление в содержании этих методов характерных, специфических элемен­тов, и они предстают в виде историко-правового метода, метода сравнитель­ного право- и государствоведения, метода правового моделирования и др. В та­ком виде они обретают в правоведении название частных методов правовой науки, являясь, по существу, специфическим преломлением общефилософ­ских и общенаучных методов.

Частнонаучные методы правоведения и, в частности, общей теории права и государства могут складываться и путем использования данных, а также методологических приемов других конкретных наук - статистики, социоло­гии, кибернетики, психологии и др. Метод социологии, например, сам явля­ется комплексным и включает в себя математический, статистический мето­ды, метод социального эксперимента.

В правовой методологии выделяют категорию специальных методов, к ко­торым относят, в частности, формально-догматический метод (его называют также специально-юридическим, формально-юридическим) и метод толко­вания. Иногда к этой группе относят сравнительно-правовой метод. Однако надо заметить, что формально-догматический метод выделяется не столько по своим методологическим особенностям, сколько по объекту исследования -догме Права. Толкование же права отличает его особая цель - практическое осуществление юридических норм, а составляют его те же приемы познания права, в том числе и специально-юридический метод.

Важное место в методологии общей теории права и государства занимает метод сравнения. Сравнительное правоведение представляет собой, по суще­ству, целое теоретическое направление (компаративизм). Родоначальником этого метода является Аристотель, который сравнил конституции 158 гречес­ких и варварских городов. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких полити­ческих и правовых систем. Сравнительный метод может быть синхроническим (синхронным) и диахроническим (сравнительно-историческим).

Метод сравнения включает в себя следующие этапы:

а) изучение сравниваемых институтов по отдельности;

б) сравнение выявленных признаков с позиций их сходства и различия;

в) оценку результатов.

По своей природе метод сравнительного право- и государствоведения яв­ляется комплексным (собственно, как и другие частноправовые методы): он имеет философскую базу, использует метод аналогии, включает в себя фор­мально-логические, специально-юридические и другие приемы.

Конкретно-социологический метод также олицетворяет собой особое на­правление общетеоретических исследований - социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью, эффективность государст­венно-правового регулирования. Правосоциологический метод отличают прежде всего целевое назначение и содержание, а приемы используются тра­диционные (общесоциологические): наблюдение, анкетирование, опросы, анализ документов и др.

Большое значение для познания общих закономерностей права и государ­ства имеет метод аналогии, который лежит в основе и метода моделирования, и метода экстраполяции и др. Так, основной признак и назначение модели – быть аналогом прототипа, что позволяет делать выводы по аналогии, то есть выводы, в которых посылки относятся к одному объекту (модели), а заклю­чение - к другому (прототипу, то есть моделируемому явлению).

В методологии правоведения еще не полностью оценен метод экстраполя­ции (распространения), который позволяет формировать общеправовое и об­щегосударственное знание путем надежных аналогий, то есть распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний.

92. ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Функции теории (науки) есть те направления ее действия, которые требу­ются, которые необходимы для решения стоящих перед ней задач. Понятие «функция» применительно к теории, как и применительно к любой системе, дает нам описание, характеристику именно требуемого, должного действия (деятельности) или состояния, и в этом плане функцию теории (науки), как и функцию любой системы, следует отличать от ее реального, фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться. Поэтому функция - один из критериев (эталонов) оценки состояния и дей­ствия теоретической системы.

Теории права и государства, как и любой науке, безусловно, присуща теоретико-познавательная (гносеологическая) функция, которая заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освое­нии. На основе реализации данной функции происходит становление теории права и государства как системы знаний. Особенность этой функции состоит в том, что она выполняется наукой как бы «для себя», для своего развития, и в этом смысле осуществление теоретико-познавательной функции является условием существования науки. Содержательная сторона данной функции определяется спецификой предмета и используемой методологией. Заметим, что вся та методология, о которой ведется речь применительно к теории нрава и государства, рассматривается через призму именно теоретико-по­знавательной функции, ориентирована на нее.

Другой важнейшей функцией теории права и государства, которая выте­кает из самой природы этой науки и обусловлена ее местом в системе юриди­ческих наук, является методологическая функция. Дело в том, что метод в на­уке - это знание, используемое как средство получения нового знания. Поэтому одно и то же знание в одном отношении может рассматриваться как теория, а в другом - как метод. Знания, разрабатываемые общей теорией пра­ва и государства, по своему характеру таковы, что в основном своем объеме они используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, ибо в рамках как общей теории права, так и общей теории государства, выяв­ляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатыва­ются общие понятия и конструкции.

Методологическое значение общей теории права и государства обусловле­но и тем обстоятельством, что в ее рамках разрабатываются проблемы методо­логии правоведения в целом, то есть проблемы использования самых различ­ных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции; строится определенная система такой методологии.