Смекни!
smekni.com

Теория права и государства. Проблемы теории права и государства Вопросы и ответы. (стр. 60 из 64)

Важное значение имеет идеологическая функция теории права и государ­ства. Она объективно присуща ей как и любой общественной науке. А в рам­ках правоведения - в большей степени, чем другой юридической науке. Об­щая теория права и государства как никакая другая юридическая наука участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной на­уки, можно говорить о ее мировоззренческой роли. Особенно важно значение этих моментов на современном этапе развития нашего общества, когда про­исходит становление новой социальной и правовой идеологии.

Близка к идеологической воспитательная функция теории права и госу­дарства. К ее содержанию относят, в частности, обучающее значение данной науки, поскольку на ее базе строится соответствующая учебная дисциплина. Теория права и государства должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, Конституции.

В литературе называют и прогностическую (или прогнозную) функцию, которая касается как судьбы права и государства в целом, так и предполагае­мой эффективности принимаемых нормативно-правовых решений. То есть речь идет о функции научного предвидения в сфере государственно-право­вых явлений, функции выдвижения научно обоснованных гипотез.

Прикладная функция теории права и государства связана с непосредст­венным ее выходом на практику - правотворческую и правореализующую. Осуществление этой функции состоит в разработке правил юридической тех­ники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по со­вершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера.

Правоведы называют и другие функции теории права и государства. На­пример, эвристическую (по существу, это иное название теоретико-познава­тельной функции), политическую (близка по своей характеристике к идеоло­гической), организаторскую (можно сказать, что в целом она охватывается прикладной функцией), научно-консультативную и другие.

93. ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ НАУК

Наука имеет три основных объекта исследования: природу, общество и мышление. В соответствии с этим науки делятся на естественные, общест­венные и науки о мышлении (например, формальная логика). Равное отноше­ние ко всем названным объектам имеют философия и математика. Филосо­фия занимает такое положение в связи с тем, что ее предметом является всеобщее, то есть то общее, что имеется во всех предметах и явлениях окружа­ющего нас мира. Математика же изучает количественную сторону, которая также присуща всем явлениям и процессам. На этом основании философское и математическое знание может быть вынесено как бы «за скобки».

В науке существует тенденция к возрастанию ее целостности (системнос­ти). Видимо, наука приближается к новому витку своего развития, который аналогичен состоянию знания в античное время, когда существовала целост­ная, нерасчлененная совокупность знаний о мире, но витку, разумеется, бо­лее высокому, отвечающему новому планетарному мышлению. Еще Маркс предсказывал, что со временем естествознание включит в себя науку о чело­веке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествозна­ние - это будет одна наука.

Юридическая наука (правоведение) относится к наукам общественным, поскольку объекты ее изучения (право и государство) имеют социальную при­роду. Будучи элементом существующей системы наук, правоведение, в свою очередь, также может быть рассмотрено как система, в состав которой входят:

а) теории права и государства (общая теория права и общая теория госу­дарства);

б) историко-юридические науки (история права и государства, история политических и правовых учений);

в) науки, изучающие отдельные отрасли права (науки гражданского пра­ва, административного, уголовного и т. д.);

г) науки, изучающие международное право (международное публичное и международное частное право);

д) прикладные юридические науки, имеющие комплексный характер (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психи­атрия и др.).

Место теории права и государства в системе юридических наук в частнос­ти и в системе наук вообще определяется:

а) ее функциями;

б) взаимодействием (информационным обменом) с другими науками.

Вообще становление теории права и государства как системы знаний про­исходит по четырем каналам:

а) через обобщение данных отраслевых юридических наук;

б) через конкретизацию философских положений;

в) через взаимодействие с другими науками (математикой, кибернетикой, логикой, социологией, экономической теорией, политической наукой и др.);

г) путем непосредственного выхода на практику (проблемы толкования нормативно-правовых актов, юридической техники и др.).

Таким образом, отношение теории права и государства к отраслевым юри­дическим наукам двойственно: с одной стороны, теория права и государства (и в первую очередь - общая теория права) выполняет по отношению к ним важнейшую функцию - методологическую, а с другой стороны - использует теоретические данные отраслевых наук.

Основной смысл контактов теории права и государства с другими наука­ми состоит в том, что она использует их теоретический продукт в качестве средства решения своих проблем, в целях разработки своего предмета, то есть в методологических целях. В первую очередь, это касается философии, соци­ологии, логики, а также математики, кибернетики, информационной теории и ряда других наук. Все они нашли место в методологическом арсенале тео­рии права и государства.

Наиболее тесные контакты у теории права и государства с теми науками, с которыми ее связывает единство объектов (права и государства) и, соответ­ственно, соседство и тесная связь предметов. В первую очередь, речь идет об истории права и государства и политической науке (политологии).

Теория права и государства и история права и государства изучают одни и те же объекты (право и государство), но предметы исследования в этих объ­ектах у них разные: если задача истории - в хронологическом порядке и во всей полноте конкретики реконструировать процессы, происходящие с пра­вом и государством в истории общества, то теорию интересуют лишь общие закономерности этих процессов, очищенные от наслоений случайных исто­рических фактов. Вместе с тем именно историческая наука дает теории пра­ва и государства материал для обобщений.

Теория права и государства и политическая наука (политология) контак­тируют по поводу, прежде всего, государства. Разница в их подходах к этому объекту состоит в том, что теория изучает государство в основном с внутрен­ней стороны (сущность, строение, механизм и т. п.), а политология рассмат­ривает его как элемент политической системы общества. Вместе с тем оба эти подхода взаимно обогащают друг друга. Кроме того, в рамках политичес­кой науки разрабатываются весьма важные как для теории государства, так и для теории права вопросы политической власти.

Серьезное значение для теории права и государства имеют ее связи с эко­номической теорией. Без анализа экономической структуры общества, мате­риальных факторов понять природу права и государства невозможно. В этом марксистская теория, безусловно, права.

Интересный материал дают теории права и государства археология и эт­нография.

Иногда авторы, анализируя связи теории права и государства с философи­ей, говорят, в частности, о «философии права». Думается, что такая формули­ровка некорректна с точки зрения предмета философии. Во всяком случае, она весьма неудачна. Ведь из нее можно сделать вывод, что у права сущест­вует какая-то своя, отдельная философия. А философия как наука едина и един ее предмет: им является только то, что присуще всем объектам, явлени­ям, предметам, процессам окружающего нас мира, то есть предметом фило­софии является всеобщее. Поэтому следует говорить не о «философии права» или о «философии государства», а о тех сторонах этих явлений, которые по признаку их всеобщности входят в предмет философии. Эти стороны находят свое отражение в таких философских категориях, как «сущность и явление», «форма и содержание», «причина и следствие» и т. п.

94. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ МЕТАТЕОРИИ

Предыдущие четыре вопроса являются особыми: если все остальные во­просы характеризуют содержание теории права и государства, то они харак­теризуют данную науку в целом - как особую систему, как специфическую целостность, функционирующую по своим законам. По данной причине эти четыре вопроса, если подходить с позиций новых научных представлений, относятся не к теории права и государства, а к ее метатеории.

Метатеория (от греч. «мета» - за, после) - это теория о теории: объектом научного анализа для метатеории выступает «сама» теория. Последняя при этом именуется предметной или объектной (поскольку выступает как пред­мет или объект метатеории) или же называется содержательной теорией (по той причине, что она выступает только со стороны своего содержания).

Метатеоретический уровень исследований представляет собой как бы вто­рой «этаж» научного исследования, на котором происходит самоотражение науки, ее самопознание.

Рефлексивность научно-теоретического знания явилась следствием про­грессирующей теоретизации науки и представляет собой качественно новое научное явление. Метатеоретические исследования вначале касались логики и математики, а затем, по мере своего развития и развития науки в целом, распространились на другие области знания и вызвали к жизни то явление, которое в настоящее время пронизывает всю современную науку, - ее само­рефлексивность. Как заметил отечественный философ В.А. Лекторский, «со­временная наука достигла такой стадии развития, когда ее дальнейшее дви­жение вперед требует вплетения саморефлексии в саму ткань научного исследования».