• недостатки деятельности самих правоохранительных органов. Это и несвоевременное реагирование на совершенное преступление, медлительность при возбуждении уголовных дел, и низкая раскрываемость преступлений, и нарушение требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств совершенного преступления. Кроме того, в законодательстве и судебной практике, равно как и в теории уголовного и исправительно-трудового права, имеют место явная недооценка и занижение значения и роли уголовных наказаний, отличных от лишения свободы. Широкое применение этого вида уголовного наказания (т. е. лишения свободы) отнюдь не способствует успешной борьбе с преступностью вообще и с рецидивной преступностью в частности, а, наоборот, приводит к тому, что почти три четверти рецидива падают на лиц, ранее содержавшихся в исправительно-трудовых колониях;
• трудности социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания, и в первую очередь от лишения свободы. Они возникают в связи с «выключением» осужденного из условий обычной жизни общества, ослаблением или даже полным разрушением социально полезных связей и формированием вместо них антисоциальных связей, «привыканием» к режиму и обстановке в местах лишения свободы, с психическими нарушениями, появляющимися вследствие длительного заключения в замкнутой и изолированной системе. Кроме того, весьма негативно влияет на заключенных распространение и навязывание преступниками друг другу обычаев и традиций преступной среды.
Предупреждение рецидивной преступности. Основное направление профилактики рецидивной преступности заключается в создании условий, облегчающих адаптацию освобожденных после отбытия ими наказания к условиям свободной жизни, нейтрализации негативных последствий лишения свободы. Государственные органы и общественные организации должны оказывать помощь в трудовом и бытовом устройстве лиц, отбывших наказание, так как это способствует более быстрой и качественной социальной адаптации этих лиц, что, в свою очередь, приводит к снижению вероятности рецидива.
Другое направление профилактики рецидива – социальный контроль за отбывшими наказание. Мерами такого контроля являются помещение лиц, больных алкогольной, наркотической или иной зависимостью (например, необходимость постоянной игры в азартные игры является психологической проблемой и подлежит лечению), в специальные лечебные учреждения, помещение лиц без определенного места жительства в воспитательно-трудовые профилактории, а также установление административного надзора органов внутренних дел. Административный надзор заключается в гласном контроле за поведением поднадзорного и соблюдением им установленных правоограничений, например запрещение в определенное время уходить из дома, находиться в определенных местах и т. д.
Самым сложным является специальный рецидив. Для его профилактики используются меры уголовного наказания, такие как запрет занимать определенные должности в течение определенного времени или заниматься определенным родом деятельности. Если же специальный рецидив повторяется неоднократно, то приходится признать, что у преступника произошел переход к криминальному профессионализму.
Криминологическая характеристика профессиональной преступности
Профессиональная преступность – это вид преступной деятельности, являющейся для субъекта основным или единственным источником средств к существованию, устойчивым видом преступного занятия (специализацией), требующим от преступника определенных познаний и навыков, предполагающим наличие устойчивых связей с антисоциальной (преступной) средой.
Основными видами профессиональной преступной деятельности являются такие преступления, как мошенничество, кражи, скупка и сбыт краденого имущества, фальшивомонетничество. Внутри этих видов преступлений существует узкая специализация, порождающая множество так называемых преступных «профессий». В современных условиях к приведенному выше перечню следует добавить и такие виды составов преступлений, как лжепредпринимательство, фиктивное банкротство, изготовление и сбыт поддельных ценных бумаг, кредитных карт, иных платежных документов, преступления в сфере компьютерной информации, а также ставшие в последнее время «привычными» заказные убийства.
Существование профессиональной преступности в бывшем СССР и нынешней России было признано совсем недавно. В 1930—1980-х гг. считалось, что профессиональная преступность в СССР ликвидирована полностью как пережиток царизма. Действительно, в СССР практически исчезли такие преступные «профессии», как взломщики сейфов (так называемые медвежатники), мошенники с использованием фальшивых драгоценностей и другие, но остались и «процветали» карточные шулера, воры-карманники, воры-домушники и т. п. Весьма широкое распространение в 1970-е гг. получил такой новый вид деятельности, как подпольное производство товаров народного потребления, что в те годы считалось преступным и недопустимым. Но официально этого явления не существовало, поэтому причины и условия профессиональной преступности не изучались и никакой статистики и учета по этому явлению не велось.
Личность профессионального преступника. Поскольку профессиональная преступность проистекает из специального рецидива, т. е. неоднократного повторения однородных (тождественных) преступлений, а точнее – неоднократного совершение преступлений одного состава (только квартирные кражи или только угон автотранспортных средств и т. д.), то все сказанное ранее про личность преступника-рецидивиста можно отнести и к личности профессионального преступника, но с некоторыми дополнениями. Основной отличительной чертой профессионального преступника чаще всего является обязательное знание и соблюдение им уголовных традиций и обычаев, уголовного жаргона, познания в которых он приобретает в процессе обучения криминальной «профессии» и во время дальнейшей деятельности. Профессиональные преступники представляют собой наиболее активную, опасную, злостную группу преступников, для них характерна высокая криминальная активность и наиболее стабильное (последовательное) антисоциальное поведение.
Причины и условия профессиональной преступности. Среди причин, вызывающих профессиональную преступность, в первую очередь необходимо выделить одну весьма специфическую причину, а именно существование криминальных традиций и обычаев. Они возникали и утверждались в течение длительного времени и даже многих веков. Именно с помощью традиций и обычаев преступное сообщество, а в профессиональной преступности – это еще и кастовое сообщество, воспроизводит себя и способствует защите, безопасности и «процветанию» своих членов.
Однако сами традиции и обычаи, являясь катализаторами криминогенных процессов и условиями существования профессиональной преступности, предопределены социальными предпосылками, среди которых можно выделить следующие:
• материальное неравенство. Заметим, что само по себе неравенство не является ни причиной, ни условием возникновения профессиональной преступности, оно становится опасным лишь тогда, когда отдельные члены общества тем или иным способом начинают обирать его и жить за счет других, правопослушных его членов. Бесхозяйственность и отсутствие должного контроля со стороны государства приводят к активизации расхитителей государственного имущества, которые превращают отдельные отрасли народного хозяйства в источник своего обогащения. Кроме того, в условиях перехода к рыночной экономике возросло расслоение общества на бедных и богатых, преобладающим стал принцип обогащения любой ценой;
• снижение социальной роли семьи, культуры, изменение взглядов на ценности материального характера. В современной России стали проповедоваться культура силы и всемогущество денег, делающих человека «крутым» и независимым. Это сыграло большую роль в притоке в ряды преступников молодых людей. По данным официальной статистики, в последние годы резко и значительно снизился возраст корыстных преступников, а это является явным показателем социальной дезориентации молодежи;
• недооценка правоохранительными органами общественной опасности профессиональной преступности. Это вызвано тем, что в бывшем СССР в течение более чем полувека проблема профессиональной преступности «не существовала», т. е. не признавалась официальными властями, и следовательно, не велся учет таких преступлений, не проводилась работа, направленная на предотвращение профессиональной преступности, не изучались ее причины. Проблема профессиональной преступности не отражена в законодательстве – профессиональность преступника совсем не учитывается при назначении наказания. Кроме того, совершение преступлений становится экономически выгодным делом вследствие малой урегулированности возмещения материального ущерба: преступник может расплачиваться многие годы и весьма малыми суммами.
Предупреждение профессиональной преступности. В предупреждении профессиональной преступности значительную роль играет уголовное законодательство, так как, говоря о профессиональном преступнике, мы имеем в виду не случайного преступника, а злостный его тип. Следовательно, борьбу с преступностью можно усилить совершенствованием института совокупности преступлений с целью максимальной индивидуализации наказания и правильной квалификации уголовных деяний.
Среди мер по предупреждению профессиональной преступности необходимо выделить и меры по нейтрализации и искоренению криминальных традиций и обычаев, законов неформальных объединений. Должна существовать специальная программа по перевоспитанию осужденных, в которой могли бы принимать участие социологи, психологи, специалисты по субкультуре. Следует исключать возможные контакты профессиональных преступников с несовершеннолетними правонарушителями.