Практике известны случаи, когда возникал вопрос об оказании лицу, получившему убежище, квазидипломатической защиты даже в отношении вынужденно покинутого им государства, например при похищении его агентами этого государства.
Третье последствие предоставления политического убежища сводится к тому, что государство, которое предоставило политическое убежище какому-либо лицу, несет ответственность за его деятельность. Иными словами, оно обязано воспрепятствовать совершению актов насилия со стороны таких лиц в отношении государств, из которых они бежали, пока эти лица пользуются статусом получивших политическое убежище. Это не означает, что они не должны выступать с критикой режима последнего. Такая критика вполне допустима с точки зрения принципов международного права и может осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством государства, предоставившего убежище.
В Декларации о территориальном убежище (ст. 4) тезис о недопустимости определенных действий со стороны лиц, получивших политическое убежище, сформулирован более широко. В ней говорится: «Государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций». /3, с.118/
Право убежища не предоставляется индивидам непосредственно нормами международного права. Как право индивидов, оно существует в рамках внутригосударственного права. Нормы международного права закрепляют лишь право государства предоставлять определенным категориям лиц политическое убежище и обязанность других государств уважать это право.
Политическое убежище прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили политэмигранта искать убежище, или если политэмигрант натурализовался в государстве, предоставившем ему убежище. В последнем случае это государство может сохранить за ним те или иные льготы, которые оно предоставляет лицам, получившим на его территории убежище.
Топливно-заливной танкер «Сайга», плавающий под флагом республики Сент-Винсент и Гренадины, снабжал топливом рыболовные и другие судна у западного побережья Африки. «Сайга» 27 октября 1996 года оказался в водах исключительной экономической зоны Республики Гвинея, где снабдил топливом три рыболовных судна (два итальянских и одно греческое). На следующий день танкер «Сайга» был задержан двумя патрульными катерами таможни Гвинеи уже в водах исключительной экономической зоны Сьерра-Леоне.
Какого либо залога или финансовой компенсации за освобождение корабля Гвинея не требовала, а Республика Сент-Винсент и Гренадины не предлагала.
Республика Сент-Винсент и Гренадины 13 ноября 1997 г. возбудила дело в Международном трибунале по морскому праву, требуя немедленного освобождения корабля и экипажа.
Вопросы: Каков порядок задержания судна за нарушение законодательства прибрежного государства о рыболовстве в его экономической зоне, а также последующих действий по освобождению судна и экипажа? Раскройте понятие «преследование по горячим следам». Имело ли оно место при данных обстоятельствах?
Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) представляет собой находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему район, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и минеральных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских исследований и охраны морской среды.
В то же время другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам. Указанные свободы осуществляются в зоне как в открытом море. На зону распространяются также другие правила и нормы, регулирующие правопорядок в открытом море (исключительная юрисдикция государства флага над своим судном, допустимые изъятия из нее, право преследования, положения о безопасности мореплавания и т. д.). Никакое государство не вправе претендовать на подчинение экономической зоны своему суверенитету. Это важное положение применяется без ущерба для соблюдения других положений правового режима исключительной экономической зоны.
Национальным законодательством прибрежного государства определяются органы и их полномочия по контролю в экономической зоне. Контроль включает право остановить судно, произвести осмотр и, если выясниться, что имело место нарушение, принять меры, необходимые для осуществления расследования обстоятельств нарушения и наказания за него.
За нарушение режима экономической зоны может быть предпринято преследование нарушителя, в том числе в открытом море, если оно осуществляется «по горячим следам». Преследование возможно только в связи с нарушением прав, для защиты которых эта зона установлена.
Международное право традиционно признавало за прибрежным государством право преследовать или арестовывать в открытом море иностранное судно, нарушившее его законы и правила во время пребывания этого судна во внутренних водах, территориальном море или прилегающей зоне этого государства. Преследование должно вестись по «горячим следам», то есть оно может начаться в момент, когда судно-нарушитель находится в исключительной экономической зоне прибрежного государства, и должно осуществляться непрерывно. При этом преследование «по горячим следам» прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или третьего государства. Продолжение преследования в чужом территориальном море было бы несовместимо с суверенитетом государства, которому принадлежит это море.
В нашем случае танкер «Сайга» был задержан в исключительной экономической зоне третьей страны. Здесь было применено преследование «по горячим следам», но оно должно было прекратиться как только танкер вошел в исключительную экономическую зону Сьерра-Леоне.
Таким образом, патрульные катера таможни Гвинеи не имели права задерживать танкер «Сайга».
список использованных источников
1. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть. Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 410 с.;
2. Международное право: Учебник для вузов. / Отв. ред. проф. Г. В. Игнатенко и проф. О. И. Тиунов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2002. – 592 с.;
3. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. – М.: Международные отношения, 1995. – 608 с.;
4. Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К. А. Бекяшев. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – 928 с.
дополнение к работе
К общим конституционным принципам гражданства относятся: демократизм, гуманизм, законность, равноправие, подлинный суверенитет, защита и гарантии прав человека, единство прав, свобод и обязанностей граждан, сочетание интересов личности с интересами общества, государства, других людей. Конституция Республики Беларусь гарантирует своим гражданам защиту и покровительство государства как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
Приобретение и утрата гражданства Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь». Согласно ст. 1 названного Закона гражданство Республики Беларусь – устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.
Гражданство Республики Беларусь приобретается:
- По рождению;
- В результате приема в гражданство Республики Беларусь;
- В порядке регистрации;
- По иным основаниям.
Согласно ст. 13 Закона «О гражданстве Республики Беларусь»ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
- родители (единственный родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;
- один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка;
- один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является иностранным гражданином, - по совместному заявлению родителей независимо от места рождения ребенка. При отсутствии такого заявления ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства;
- родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;
- родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.
На основании статьи 14 в гражданство Республики Беларусь на основании письменного заявления может быть принято любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно: