Смекни!
smekni.com

Программные средства как объект авторского права (стр. 3 из 3)

Основываясь на этой характеристике, специалисты считают, что про­граммное средство - продукт материального производства в виде ма­шиночитаемого носителя информации и представленной в нем про­граммой в машиночитаемой форме. Говоря иначе, программное сред­ство — программа для ЭВМ в объектном коде (т. е. на языке, понятном машине) с технической документацией.

С данным объектом связаны вопросы по производству, тиражированию, передаче и использованию, нуждающиеся в нормативной регламентации.

К достоинствам авторско-правовой охраны программного обеспечения ЭВМ относится то, что авторское право способно охватить своей охраной большинство элементов программного обеспечения. Охрана авторским правом носит автоматический характер, проста, легкодоступна и дешева. Нормы авторского права хорошо разработаны и содержат четкую регламентацию соответствующих отношений. Авторское право обеспечивает охрану и на международном уровне (по Бернской конвенции и Всемирной конвенции по авторским правам).

Немаловажным обстоятельством является тот факт, что авторское право (как отечественное, так и зарубежное) не дает определения охраняемого произведения. Перечень охраняемых объектов авторского права носит примерный характер. Соответственно для признания программ для ЭВМ объектами авторского права достаточно указания их в примерном перечне объектов авторского права.

Из этих положений об охраняемости программ для ЭВМ нормами авторского права

средств для персональных ЭВМ по авторским договорам, а также Типовой авторский договор на создание и использование программных средств для персональных ЭВМ. Все это облегчило восприятие авторско-правовой концепции охраны программного обеспечения ЭВМ.

С учетом международно-правовых обязательств п. 2 ст. 134 Основ гражданского законодательства прямо включил программы для ЭВМ в объекты авторского права. Тем самым установлена и авторско-правовая охрана прав разработчиков программной продукции.

В рамках авторского права не исключается возможность разработки специальных норм, ориентированных на специфику охраняемого субъекта. При любом другом способе, отличном от авторско-правового, перс­пективы последующих действий в создании механизма правовой охраны программ для ЭВМ пока еще неясны. Более того, любой другой способ охраны будет препятствовать выработке правовых основ для участия в международном обмене программами для ЭВМ.

Авторско-правовой охраной, сходной с правовой охраной программ для ЭВМ и баз данных, теперь пользуются также топологии интегральных, микросхем.

Гражданско-правовые способы охраны программной продукции

Предпосылкой нормативной регламентации отношений по отчуждению, реализации программной продукции является регламентация отношений по созданию программ для ЭВМ и охране авторских прав их разработ­чиков.

Сложность решения указанных проблем обусловливается двойствен­ной природой самого объекта охраны: по внешнему виду программа для ЭВМ - вещь (магнитные ленты, диски), по сути же - нематериальное благо в виде комплекса операций, сосредоточенных в алгоритме, а затем воплощенных в программе. Следовательно, с одной стороны, программа для ЭВМ - объект гражданского, коммерческого оборота и в данной связи к ней применяется термин "продукция", с другой стороны, это результат творческой деятельности, объект "интеллектуальной собственности".

В той мере, в какой программная продукция вовлекается в гражданский оборот, ее режим устанавливается договором (в частности, договором поставки программных средств, договором на создание (передачу) научно- технической продукции и так далее.)

Отношения по созданию программ для ЭВМ и охране авторских прав их разработчиков регламентированы на законодательном уровне в рамках гражданско-правового регулирования отношений по созданию и ис­пользованию результатов творческой деятельности.

В отечественной юридической литературе обсуждались четыре вариан­та возможной охраны:

1) охрана изобретательским правом;

2) охрана авторским правом;

3) охрана специальным законодательством;

4) использование других форм охраны: "ноу-хау", законодательство о товарных знаках и т. п.

Формальным препятствием на пути охраны программ для ЭВМ нормами изобретательского права явилось Разъяснение №4 Госкомитета по делам изобретений и открытий от 13 ноября 1975 года «О признании изобретениями объектов вычислительной техники, характеризуемых математическим обеспечением ЭВМ», которым предусматривалось, что «не принимаются к рассмотрению заявки на выдачу авторского свидетельства и патента на изобретение, если заявляемый объект представляет собой математическое решение задач, в частности, алгоритмы, программу для ЭВМ».

Нераспространение норм изобретательского права на программы для ЭВМ обусловливается тем, что патентная охрана применительно к про­граммной продукции имеет недостатки. Процесс патентования является длительным и дорогостоящим, в то время как жестким критериям патен­тоспособности может соответствовать лишь незначительная часть про­грамм для ЭВМ. Для прохождения экспертизы в патентном ведомстве требуется тщательная подготовка заявочной документации. С момента подачи документации до выдачи патента в среднем проходит три года. Только после удовлетворения заявки на патент начинается охрана патен­та. При этом срок охраны патента не соответствует "коммерческой жиз­ни" программного обеспечения.

Вместе с тем, по мнению ряда специалистов, указанные недостатки вполне устранимы, особенно если учитывать бесспорные преимущества патентной формы правовой охраны. Главным преимуществом является то, что патентная охрана распространяется на сущность, основополага­ющую идею программы, воплощенную в алгоритме.

Но реализация данного предложения представляется преждевремен­ной, поскольку в сфере действия изобретательского (патентного) права еще не получили полного разрешения такие узловые проблемы, как поиск аналогов заявленного алгоритма, обнаружение его прототипа, составле­ние описания и формулы, определение новизны алгоритма и ее качественные оценки, установление факта противоправного использования алгоритма. В этих условиях целесообразно идти по пути применения норм авторского права, как в большинстве стран мира.

Всеобщая декларация об авторском праве.

РФ участвует в международной системе охраны авторских прав, что связано с присоединением к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве с 27 мая 1973 года – многосторонние международные договоры, устанавливающие обязанности государств, их участников по охране авторского права на произведения принадлежащие гражданам других государств-участниц или впервые опубликованные в этих государствах. Всемирная конвенция исходит из принципа национального режима. В силу этого принципа в каждой стране-участнице произведениям иностранных авторов предоставляется такая же охрана, как и произведениям своих граждан. Подробно решен вопрос о лицах, имеющих право на охрану. Согласно ее правилам, охраняются авторские права:

-граждан государств, не участвующих в Конвенции, произведения которых впервые вышли в свет на территории государства – участника Конвенции.

-граждан государств, участвующих в Конвенции.

Всемирная Конвенция уделяет внимание условиям предоставления охран авторских прав:

- специальное обозначение на всех экземплярах произведения начиная с первого издания С ;

- имя обладателя авторским правом;

- год первого выпуска издания в свет;

- специальные процессуальные требования;

- продолжительность срока охраны.

В 1991 году появилась тенденция по расширению охраны авторского права, учитывая многие положения Конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская Конвенция)

По решению Генеральной Ассамблеи ООН, подписанной 10 декабря 1948 года, была создана Всеобщая декларация прав человека. Статья 27 ВДПЧ гласит:

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных литературных или художественных произведений, автором которого он является.

Заключение.

В заключении хотелось бы отметить, что система международной охраны авторского права в основе своей строится на праве внутригосударственном. Бернская, Всемирная и Римская конвенции построены по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны. Не смотря на присоединение к Бернской конвенции в России продолжается рост нарушений в области авторских прав, 09.07.1993 году был принят на мой взгляд неплохой Закон РФ “Об охране авторских и смежных прав”, но и это не смогло повлиять на бедственное положение охраны авторских прав в нашей стране.

Я считаю, что на сегодня в нашей стране существует достаточно крепкая законодательная база для реальной охраны и регулирования вопросов в сфере авторства. Но к сожалению эти законы не подкреплены реальными действиями со стороны государства, наше государство просто закрывает глаза на тот беспредел, по причине которого от нашей страны отворачиваются многие перспективные иностранные партнёры.

Большая роль в регулировании вопросов охраны, на мой взгляд должна отводится органам ОВД, особенно в связи с тем, что с января 1996 года, в уголовном законе появится новый состав преступления (ст.146 УК РФ “Нарушение авторских и смежных прав.”). Во многих странах мира, в органах полиции и прокуратуры существуют специальные отделы которые занимаются только вопросами охраны интеллектуальной собственности.

Государство не должно упускать те огромные суммы денег, которое оно недополучает в виде налогов, из-за нарушений в области охраны авторских и смежных прав.

Мы видим что правовая база у нас есть. Законы выполняются и работают. Многое доработано, многое предстоит доработать. Остается надеяться что в конце концов мы справимся с теми трудностями которые у нас есть в стране. Закон об Авторском праве очень правомерный, правильный и нужный нашей стране закон.