На основании приведенных соображений целесообразно изложить ч.1 ст. 132 УК РФ в следующей редакции: «Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, являющиеся сексуальным проникновением, с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей) – наказываются…»
§5. Проблема квалификации преступных действий, совершенные в течение единого промежутка времени, в форме, как изнасилования, так и насильственных действий сексуального характера.
В связи с включением в систему преступлений в сфере половых отношений ст. 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера» возникает вопрос, как квалифицировать преступные действия в отношении одной потерпевшей, совершенные в течение единого промежутка времени, но в форме как изнасилования, так и насильственных действий сексуального характера.
Магаданским городским судом Загорский осужден по п. «а» ч. 2 ст.131 УК РФ на четыре года лишения свободы, по ч. 1 ст. 132 УК РФ на четыре года шесть месяцев лишения свободы. В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено пять лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Загоский признан виновным и осужден за то, что, встретив на улице незнакомую ему Молчанову, угрожая ножом, отвел ее в парк, а затем в строящееся здание по улице Парковой, где совершил с ней насильственные действия сексуального характера. Затем, продолжая свои преступные действия, изнасиловал Молчанову, после чего вновь совершил насильственные действия сексуального характера.
Заместитель Генерального прокурора принес протест в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ, В котором поставил вопрос об изменении приговора в связи с неправильной квалификацией действий осужденного.
Протест удовлетворен по следующим основаниям. Материалами дела, бесспорно, установлено, что Загорский совершил насильственные действия сексуального характера в отношении Молчановой, после чего совершил насильственный половой акт, а затем вновь, угрожая применением насилия, совершил в отношении потерпевшей насильственные действия сексуального характера.
Учитывая, что насильственные действия сексуального характера были совершены одним лицом, в отношении одной потерпевшей и без разрыва во времени, содеянное Загорским надлежит квалифицировать лишь по ч. 1 ст. 132 УК РФ.
Вместе с тем, внося изменения приговор суда в части квалификации действий осужденного, судебная коллегия не нашла оснований для смягчения наказания Загорскому по совокупности преступлений, поскольку объем преступных действий, в которых был признан виновным Загорский, остался без изменения[55].
В приведенном примере действия Загорского носили однородный характер, совершались в течение единого отрезка времени, в одном месте и в отношении одной потерпевшей. Поскольку однородные действия Загорского предусмотрены разными статьями уголовного кодекса, то они были квалифицированы по правилам совокупности преступлений, то есть ч. 1 ст. 131 и ч. 1 ст.132. Желательно, чтобы по данному вопросу было дано разъяснение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ.
Заключение.
В ходе выполнения дипломной работы были проведены исследование и анализ некоторых уголовно – правовых проблем, относящихся к составам преступлений предусмотренных статьей 131 и статьей 132 Уголовного кодекса Российской Федерации. Выявлены противоречия и спорные вопросы квалификации данного состава в теории уголовного права и судебной практике. Были решены следующие конкретные задачи:
- проведено исследование понятий изнасилование и насильственные действия сексуального характера, их объективных и субъективных признаков;
- дана характеристика квалифицированного и особо квалифицированного состава данных преступлений;
- получены теоретические и практические рекомендации при квалификации преступлений, предусмотренных ст.131 и ст. 132 УК РФ.
Для более полного раскрытия темы выпускной квалификационной работы были проанализированы и систематизированы научные статьи и работы А. П. Дьяченко, Б. В. Даниэльбека, А. Н. Игнатова, В. И. Арькова, Н.И. Трофимов и другие. Подводя итог дипломной работы путем теоретического и практического исследования, а также путем анализа вопросов ответственности за преступление, предусмотренное ст. 131 и ст. 132 УК РФ, научных публикаций, материалов уголовных дел и различные статистические наблюдения показывают, что имеются серьезные трудности в рассмотрении и осуществлении правосудия по делам об изнасиловании и насильственных действий сексуального характера из-за недостаточного знания закона, отсутствия умения разбираться в сложных уголовно-правовых и криминалистических вопросах, которые часто возникают в практике. И лишь соблюдение судами требований действующего законодательства поможет правоохранительным органам устранить вышеперечисленные недостатки и избежать ошибок при квалификации преступных действий.
Исходя из выполненной выпускной квалификационной работы, сделаем следующие выводы.
1. Изнасилование, насильственные действия сексуального характера относятся к одному из наиболее распространенных и опасных половых преступлений. Но если в изнасиловании речь идет только о половой свободе и неприкосновенности женщины, то при совершении насильственных действий сексуального характера нужно говорить о причинении вреда половой свободе и половой неприкосновенности любого человека.
2. Насильственные действия сексуального характера влекут уголовную ответственность наравне с изнасилованием. Тяжесть анализируемого преступления справедливо соотнесена с тяжестью действий, названных в ст. 131 УК, независимо от того, чья половая неприкосновенность, половая свобода (женщины или мужчины) страдает от сексуальных действий.
3. С включением в Уголовный кодекс РФ ст. 132, предусматривающей ответственность за насильственные действия сексуального характера, проблема понятия «изнасилование» получила окончательное разрешение: половое сношение при анализе состава изнасилования следует понимать в буквальном значении этих слов - это сношение различных полов.
4. Изнасилование, насильственные действия сексуального характера, с точки зрения конструкции объективной стороны, являются сложными (составными) преступлениями. Составы данных преступлений носят исключительно формальный характер с точки зрения конструкции объективной стороны. Поэтому оконченными изнасилование, насильственные действия сексуального характера должны признаваться в момент начала совершения собственно самого сексуального действия, вне зависимости от его продолжительности или физиологической завершенности.
5. Сопоставление ч.2 и 3 ст. 132 УК с аналогичными частями ст. 131 УК показывает, что называемые в них квалифицирующие признаки полностью совпадают. Следовательно, проблемы квалификации преступлений по ст. 131 и ст. 132 УК РФ имеют сходный характер.
В данной выпускной квалификационной работе были решены следующие проблемы квалификации преступлений предусмотренных ст. 131 и ст. 132 УК РФ:
- о добровольном отказе и по ч.3 ст.30 , ст. 131 УК РФ;
- противоречия в теории уголовного права и судебной практике по вопросу психически беспомощного состояния жертвы преступления;
- противоречия в определение «иное действие сексуального характера»;
- изнасилования и насильственные действия сексуального характера, совершенные групповым способом;
- преступных действий, совершенные в течение единого промежутка времени, в форме, как изнасилования, так и насильственных действий сексуального характера
Подводя итог выпускной квалификационной работы путем теоретического и практического исследования, а также путем анализа вопросов ответственности за преступление, предусмотренное ст. 131 и ст. 132 УК РФ отметим, что научные публикации, материалы уголовных дел и различные статистические наблюдения показывают, что имеются серьезные трудности в рассмотрении и осуществлении правосудия по делам об изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера из-за недостаточного знания закона, отсутствия умения разбираться в сложных уголовно-правовых и криминалистических вопросах, которые возникают в практике. И лишь соблюдение требований действующего законодательства поможет устранить вышеперечисленные недостатки и избежать ошибок при квалификации преступных действий.
Библиографический список.
1. Конституция Российской Федерации. РГ от 25.12.1993 г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №64 – ФЗ (СЗ РФ.1996. №25. ст. 2954; СЗ РФ. 1998. №22. ст. 2332; №26. ст. 3012; СЗ РФ 1999. №7. ст. 871, 873; №11. ст.1255; №12. ст. 1407; №28. ст.3489, 3490, 3491; СЗ РФ. 2001. №11. ст. 1002; №13. ст. 1140; №26. ст. 2587; №33. ст. 3424; №47. ст. 4404, 4405; №53. ст. 5028; СЗ РФ. 2002. №10. ст. 966; №11. ст. 1021; №19. ст. 1793, 1795; №26. ст. 2518; №30. ст. 3020, 3029; №44. ст. 4298; 2003. №11. ст. 954; №15. ст. 1304; №27. ст. 2708, 2712; №28. ст. 2880).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 2003 г. №162 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». РГ 16.12.2003 г.
4. Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. в ред. ФЗ от 24.07.2002 г. // СЗ РФ. № 30. Ст. 2027.
5. Постановление №2 Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам об изнасиловании» от 25.03.1964г. (с изменениями, внесенными постановлением Пленума №7 от 26.04.1984 г.). // Сб. действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, РФ по уголовным делам с комментариями и пояснениями. / Отв. ред. Радченко В. И. - М.: БЕК, 2000.