Значение состава преступления как основанных на законе юридических признаков преступления состоит в том, что по российскому закону состав убийства содержит в себе четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Отсутствие хотя бы одного элемента состава убийства приводит к отсутствию состава убийства в целом.
Объект посягательства при убийстве указывает на особую общественную опасность этого преступления. Она, прежде всего, состоит в том, что человек, как уже отмечали, лишается самого ценного блага – жизни.
«Российский уголовный закон охраняет жизнь человека вне зависимости от того, какую пользу он приносит обществу. Жизнь престарелого и младенца, талантливого ученого и рядового служащего высоко ценится российским государством и в равной мере охраняется законом»[15]. Жизнь человека охраняется уголовным законом в равной мере на всех этапах его существования (от начала жизни и до ее конца), независимо от состояния здоровья и жизнеспособности человека. По справедливому замечанию Штюбеля, право прожить час столь же священно, как и право прожить 80 лет[16]. Закон запрещает лишать жизни безнадежно больных и умалишенных. Врач обязан до конца бороться за сохранение их жизни. В современном прогрессивном обществе не может идти и речи о лишении жизни безнадежно больных, о так называемой «эвтаназии».
Поскольку объектом убийства является жизнь человека, большое научное и практическое значение имеет определение начального и конечного моментов жизни. Вопрос об определении начала жизни человека неоднократно вызывал большие споры. Еще Ф. Энгельс указывал на тщетную попытку юристов «найти рациональную границу, за которой умерщвление ребенка в утробе матери нужно считать убийством»[17]. В российской юридической литературе нет единого мнения на этот счет. Одни авторы считают, что начальным моментом жизни человека является начало дыхания или полное отделение ребенка от утробы матери, другие – момент появления какой-либо части тела ребенка из утробы матери[18]. Однако большинство ученых-криминалистов условным началом жизни человека признают начало физиологических родов, сам процесс рождения[19]. «Наиболее правильно с точки зрения правосознания, указывает А.А. Пионтковский, – охранять уголовным законом жизнь человека уже в самом процессе рождения»[20].
Данная точка зрения представляется наиболее правильной. Несомненно, начало родов указывает на то, что плод достаточно созрел для внеутробной жизни. В это время ребенок еще невидим, но все свидетельствует о том, что новый человек появляется на свет, начинает свою самостоятельную жизнь. Лицо, посягающее на рождающегося ребенка, сознает, что уничтожает живого человека, а не внутриутробный плод. Здесь, разумеется, уже не может идти речи о прерывании беременности (аборте), поскольку сама беременность уже прервана начавшимися родами.
Право на жизнь сохраняет свое значение вплоть до смерти человека. Однако до сих пор не прекратились дискуссии по вопросу о том, в какой момент наступает смерть.Человеческая жизнь в биологическом смысле этого слова имеет значение для определения границ жизни человека и в уголовно правовом отношении. Жизнь человека с биологической точки зрения состоит в непрерывном обмене веществ, питании и выделении. С прекращением этих функций прекращается и жизнь человека.
Здесь интересно отметить, что согласно закону РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 года заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга[21].
Естественным и неизбежным завершением жизни является физиологическая смерть человека вследствие старения организма. Некоторая часть людей умирает в результате патологической, преждевременной смерти, вызванной болезнью или насильственными действиями. К патологической смерти относится и убийство, которое является родом насильственной смерти.
Выяснение объекта посягательства при убийстве имеет значение для анализа других признаков этого преступления, необходимых для его правильной квалификации. «Правильная квалификация преступления – важное условие осуществления правосудия и укрепления законности»[22]. Разрешение вопроса о квалификации преступления служит необходимым шагом в направлении вынесения судом законного и обоснованного приговора, ибо он выражает государственную оценку содеянного и определяет правовые последствия совершенного деяния.
Объективная сторона преступления включает в себя: 1) общественно опасное деяние субъекта (действие или бездействие); 2) преступные последствия (результат); 3) причинную связь между деянием и преступным результатом; 4) место, время, способ и обстановку совершения преступления.
Убийство с объективной стороны представляет собой общественно опасное деяние (действие или бездействие), причиняющее смерть другому человеку.
Действие или бездействие лица является поступком, выражающим его волю. Человеческая деятельность тем и отличается от прочих процессов во внешнем мире, что она носит сознательный, целенаправленный характер.
«Преступное действие – это общественно опасный акт внешнего поведения лица, находящийся под контролем сознания и осуществляемый во вне собственными телодвижениями данного человека»[23].
Преступное бездействие состоит в не совершении лицом того действия, которое оно должно было и могло выполнить.
Убийство может быть совершено как путем активных действий, так и путем бездействия. Чаще всего убийство совершается действием, нарушающим функции или анатомическую целостность жизненно важных органов другого человека.
«Действия, при помощи которых совершаются убийства, весьма разнообразны. Убийца может причинить смерть потерпевшему, используя только мускульную силу своего тела (удушение руками, нанесение ударов ногами и руками и т.п.), он может также применить свою мускульную силу с использованием различных орудий для облегчения убийства (нанесение ударов ножом, топором и т.п.). Мускульная сила виновного может быть незначительной, но она может направлять другую мощную силу, которая и причиняет смерть потерпевшему (выстрел из пистолета, отравление ядом и т.п.)»[24]. Действие при убийстве также может иметь форму психической деятельности. Прежде всего, это непосредственное психическое воздействие на потерпевшего. «Сильное психическое воздействие на человека может нанести ему психическую травму, вызвать у него психические переживания и связанные с ними болезненные расстройства, причинить ему смерть»[25]. Это, прежде всего, относится к таким психическим воздействиям, которые вызывают у человека сильный испуг. Психическая травма может привести к смертельному исходу главным образом у лиц, страдающих заболеванием сердца и сосудистой системы. Сильный испуг может вызвать у таких людей внезапную остановку сердца и смерть.
Установление способа действия как признание объективной стороны убийства имеет серьезное значение для его квалификации. При совершении некоторых убийств способ является квалифицирующим обстоятельством. Установление особой жестокости при убийстве или совершение его способом, опасным для жизни многих людей, влечет квалификацию соответственно по п.п. «д», «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Как отмечалось выше, убийство может быть совершено также путем бездействия. Существует много примеров убийства, совершенного путем бездействия. Можно привести классические примеры, наиболее часто используемые в теории уголовного права – это, например, невыполнение врачом, заинтересованным в смертельном исходе, обязанности по оказанию помощи больному; няня, приставленная к ребенку, с целью лишения его жизни не дает ему пищи[26].
Ответственность за убийство, совершенное в результате бездействия, может наступить лишь в тех случаях, когда лицо должно было и могло сделать то, в невыполнении чего его обвиняют, но сознательно это не сделало, желая или допуская, что в результате этого наступит смерть человека.
Обязанность совершить определенные действия может вытекать из закона, из профессиональных или служебных функций, из договора, из предыдущей деятельности виновного.
«В основе оценки возможностей обвиняемого действовать определенным образом лежит субъективный критерий: мог ли данный человек, учитывая его знания, квалификацию, опыт, состояние здоровья, в данной конкретной обстановке совершить то действие, которое от него требовалось, если бы он проявил максимум доступной ему активности»[27]. При этом следует отграничить убийства от неосторожного причинения смерти человеку.
«При анализе объективной стороны убийства необходимо учитывать, что действие или бездействие – лишь внешний признак преступления. Это объясняется тем, что его общественная опасность, в конечном счете, заключается в причиненном вреде – смерти потерпевшего»[28]. Наступление ее как последствие преступных действий – обязательный признак объективной стороны убийства. Не наступление такого последствия в результате действия (бездействия) виновного исключает признание преступления оконченным и при наличии приготовления к убийству или покушения на него влечет квалификацию с применением ст. 30 УК РФ.