Исполнительная власть в Псковской и Вечевой республике принадлежала посадникам. Как правило, посадников выбирали « из бояр». С 1420 г. избирались два посадника, эта должность была сменяема, но он мог через некоторое время вновь занять ее. Посадник входит в возглавляемую князем «господу» и присягает « судить» право по крестному целованию, а
судом не мститься, а правого не погубити, а виноватого не пожаловати».
В случае избрания нового посадника старый посадник должен был закончить рассмотрение всех начатых им дел, а новый посадник не мог, по статье в ПСГ, изменять вынесенные старым посадником решения.
Между князем и посадником делились штрафы, получаемые от суда: « а княжа продажа 19 денег, да четыре деньги князю и посаднику».
Постепенно роль посадников снижалась и они превращались в чиновников – исполнителей поручений веча.
Сотские
Наряду с князем и посадником в состав судебной коллегии («господы») входили сотские. Место сотских - после посадника перед псковичами. Вместе с посадником сотские являются представителями Господина Пскова.
С одной стороны, в суде сотские занимали высокое положение, но с другой стороны, «псковичи заботились о том, чтобы несколько человек принимали участие в одном и том же деле в самых важных делах суда требовалось непременное участие и князя, и посадника, и сотских». В этом состоит особенность общественного устройства Псковской земли.
Церковный суд
Духовенство было неподсудно светскому суду. Псковская церковь подчинялась новгородскому архиепископу, который приезжал раз в три года, собирая налоги.
Статья 1 ПСГ закрепляет положение о церковном суде: «наместнику княжа суда не судити», т. е. дела, сторонами в которых выступали поп, дьяк, монах, монахиня подсудны только суду наместника новгородского архиепископа, но никак не светскому суду.
Но если в судебном споре одной стороной выступало мирское лицо, а другой – лицо, подсудное церкви, то в этом случае по ст. 109 ПСГ, князь и посадник разбирают дело вместе с церковным наместником Пскова.
Судопроизводство
Процесс в целом носил состязательный характер, то есть строился на началах процессуального равенства сторон и разделения функций между обвинителем, защитой и судом. При этом обвинитель нёс «бремя доказывания» виновности обвиняемого, а суд выступал как арбитр между сторонами.
Однако по сравнению с Русской Правдой, роль суда усилилась.
Вызов в суд происходил по повестке («позовнице»). Среди судебных доказательств отмечаются и письменные доказательства. Возник институт судебного представительства, которым могли воспользоваться только женщины, глухие, подростки, монахи и престарелые люди.
Вместе с тем сохраняется и такая архаическая форма доказывания своих прав, как судебный поединок: вооружённое единоборство сторон или их представителей перед судом