· в законодательной области президент парламентской республики наделен правом законодательной инициативы, согласованной с правительством; обладает правом регулировать законы, принятые парламентом;
· акты, издаваемые президентом, нуждаются в контрасигнатуре, т.е. подписи премьер-министра или министра, которые и несут за них ответственность. Без такой подписи акты президента недействительны. В парламентской республике ключевая фигура в государстве - глава правительства.[12]
Главное достоинство парламентской системы обычно видят в наиболее тесной связи с принципом народного представительства. Весь политический спектр страны представлен и структурирован через правительство партийного большинства (политический спектр в этом случае разделяется на партийное большинство и меньшинство). При наличии потребности четкого конструирования политической системы парламентская модель кажется наиболее естественной и воплощающей идеалы партийного правления, в то время как в президентской системе ценность партийного правления отступает на второй план по строению с возможностью набрать для управления высокопрофессиональную команду.
При подлинно многопартийной системе парламентская форма правления обеспечивает оптимальное парламентское большинство в виде коалиционного правительства. При этом и количество портфелей распределяется в правительстве пропорционально весу этих партий, что не возможно в президентской республике.
В определенной мере и следование партийным установкам и программам, связанность ими политического курса может выступать как достоинство парламентской системы, поскольку дает четкую идеологическую основу независимо от вкусов и сиюминутных пристрастий партийных лидеров.
Сам политический стиль парламентской республики обеспечивает приобщение избирателей к более фундаментальным политическим ценностям и ориентациям. Он связан с обеспечением действительно глубокого и сущностного для парламентских систем политического плюрализма с выбором между большим числом политических платформ разных политических партий, в то время как президентская система персонифицирована и ориентирует избирателей на ярких лидеров.
Парламентская система обеспечивает единство действий исполнительной и законодательной власти, полную поддержку законодательных инициатив правительства (за исключением правительства неустойчивого парламентского большинства или правительства парламентского меньшинства).
Недостатки парламентской системы, так же как и президентской, являются продолжением ее достоинств.
При коалиционном правительстве несконцентрированность государственной воли, необходимость учета противоречивых интересов политических партий ведет к противоречивости политической платформы правительства, отсутствию внятного политического курса.
Неустойчивость коалиций в парламентских системах ведет к частной смене правительства, к неустойчивости всей политической системы в целом (характерный пример этого дает Италия с ее частыми парламентскими кризисами).
В результате необходимости выдерживания определенной идеологической линии у правительства может наблюдаться недостаток прагматизма. Кроме того, партийные правительства, связанные определенной идеологией, не могут быстро реагировать на вызовы, меняя свои взгляды в соответствии с прагматическими потребностями.
Во время кризисов и осложнений, когда нужно действовать быстро, принимая персонально всю ответственность, в парламентских системах ощущается недостаток полномочий у правительства и главы государства.
В то же время в парламентских системах есть на первый взгляд парадоксальная тенденция принижения роли парламента в условиях, когда члены правительства одновременно являются депутатами и выступают в качестве политической элиты в противоположность "заднескамеечками". В этом случае правительство узурпирует законодательную власть, предоставляя парламенту возможность только "штамповать" законы, чего не может в принципе быть в президентских системах.[13]
Истоки современного парламентарного государственного устройства восходят еще к характерным для первобытнообщинного и античного миров формам общественно-политического самовыражения человеческих сообществ через представительные образования. Первые же парламенты в их нынешнем понимании появились в Европе (в Испании, Скандинавии, Исландии) в ХI-ХП веках. Собственно слово "парламент" впервые было употреблено в Англии на рубеже ХШ-ХIV веков и именно там же оно стало употребляться для обозначения регулярно собираемого представительного совещания по государственным делам. Как США стали образцом для формирования и развития систем президентского правления, так и Великобритания стала примером для подражания сторонникам и парламентской республики.
Классическим примером политического устройства парламентской республики является государственный строй Великобритании. В настоящее время форма парламентской республики явилась достоянием европейских стран. Ее приняли Австрия, Греция, Исландия, Италия, Мальта, Финляндия, ФРГ и др. За пределами Европы данная форма правления существует в Индии и Израиле.
Парламентская республика, особенно в ее "чистом" виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португалия (после ряда реформ конституции 1976 г., существенно ослабивших позиции президента), Кобо-Верде в Африке (с 1990 г), Вануату в Океании и др. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы. В Италии, например, правительство удерживается у власти в целом меньше года, хотя партийный состав правительства обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее выступления в пользу изменения формы правления в этой стране в последнее время резко усилилось, и похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными.[14]
Парламентская республика, как и президентская, тоже испытывает в наше время давление, направленное на "рационализацию" управления государством. Но в данном случае суть этого управления состоит в усилении исполнительной власти, в частности, в том, чтобы ограничить возможность использования вотума недоверия, ибо это ведет к частой смене правительства и, следовательно, к нестабильности управлением государством. Главная цель "рационализации" - создать стабильное правительство, исключить министерскую чехарду (в Италии, например, сменилось 60 кабинетов министров со времени окончания Второй мировой войны, т.е. в среднем каждое правительство существовало менее года). С этой целью применяются различные конституционные способы. Действенным способом является также "конструктивный вотум недоверия", предусмотренный первоначально Основным законом Германии, а теперь конституция Венгрии, Польши и даже в монархии Испании. Во-первых, ответственность перед нижней палатой несет не все правительство, а только его глава (премьер-министр, канцлер). Отдельным министрам недоверие не может быть выражено, они назначаются и смещаются главой правительства. Во-вторых, парламент имеет право выразить вотум недоверия только при условии, что проект резолюции, внесенный в парламент, будет содержать два пункта: предложение о недоверии действующему премьер-министру и предложения о кандидатуре избрания нового премьера. Решение принимается одновременно, и таким образом страна не остается без премьера и правительства. Провести такую резолюцию в парламенте очень трудно, примеры такого рода единоличны.
[1]Мальцев Г.В. «Правоведение», учебник. - Издательство РАГС, Москва; 2003г. – с. 58.
[2]Протасов В.Н. «Теория права и государства. Проблемы теории права и государства», учебное пособие. - Новый Юрист, Москва; 1999г. - с. 100-103.
[3]Мальцев Г.В. «Правоведение», учебник. - Издательство РАГС, Москва; 2003г. – с. 60-63.
[4]В.В. Лазарев «Общая теория государства и права», учебник 3-е изд. – Юристъ, Москва; 2001г. – с. 297.
[5]Венгеров А.Б. «Теория государства и права», учебник, 3-е изд. - Юриспруденция, Москва; 2000г. – с. 69.
[6]«Энциклопедия Юриста», Электронная энциклопедия – Академик, Москва; 2010г.
[7]Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России», учебник - Юристъ, Москва; 2004г. – с. 198.
[8]Венгеров А.Б. «Теория государства и права», учебник. Юриспруденция, Москва; 2002г. – с. 152.
[9]Гущин В.В. «Теория государства и права», учебник – Право и закон, Москва; 1999г. – с. 35.
[10]Марченко М.Н. «Теория государства и права», учебник - Зерцало, Москва; 2004г. – с. 89.
[11]Потлов В.А. «Что лучше: президентская или парламентская республика?», журнал "Самиздат", 2005г.
[12] Барбалат П.А., Лучин В.А., Василевич Г.А., Прудникова А.С. «Конституционное право зарубежных стран», учебник - ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, Москва; с. 202-205.
[13]Андреева Г.Н. «Конституционное право зарубежных стран», учебник – Эскимо, Москва; 2005г. – с. 265.
[14]Страшун Б.А «Конституционное право зарубежных стран», Учебник, 3-е изд. - Издательство БЕК, Москва; 2000г. - с. 202