При применении п. 3 ст. 33 КЗоТ нередки случаи, когда до увольнения работника за систематическое неисполнение трудовых обязанностей он имел только общественное взыскание. В настоящее время такое взыскание накладывается трудовым коллективом. До Закона от 25 сентября 1992 г. КЗоТ предусматривал, что такое право принадлежит также общественным организациям, товарищескому суду. Сужение круга субъектов, применяющих общественные взыскания, связано с тем, что одни общественные организации (партийные, комсомольские) прекратили свое существование, другие коренным образом, изменили свои функции (доминирующее значение в деятельности профсоюзных организаций занимает защита интересов работников, а вопросы укрепления трудовой дисциплины решаются работодателем). Практически повсеместно самоликвидировались товарищеские суды.
Эти изменения нашли отражение в новой редакции ст. 138 КЗоТ, из текста которой были исключены слова “товарищеского суда или общественной организации”. Согласно данной статье администрация имеет право вместо применения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива. Если в результате такой передачи трудовой коллектив применил меру общественного воздействия, администрация предприятия, как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 г., не вправе за тот же проступок подвергнуть нарушителя дисциплинарному взысканию, поскольку она не воспользовалась предоставленным ей правом привлечь работника к дисциплинарной ответственности.
Материальная ответственность по трудовому праву — это ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию. Данный вид ответственности регулируется ст. 118—123 КЗоТ Российской Федерации, которые направлены на защиту имущества предприятия, предотвращение ущерба и его возмещение, если он возникает. Нормы трудового законодательства о материальной ответственности применяются в тех случаях, когда работник причиняет ущерб тому предприятию, с которым он состоит в трудовых правоотношениях. Если ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей, наступает ответственность по нормам гражданского законодательства. Поскольку ущерб, причиненный предприятию, возмещается из заработной платы работника, которая является основным источником его существования, законодательство о материальной ответственности предусматривает особый порядок; удержания и — главное — ограничивает, как правило, пределы возмещения ущерба. Материальная ответственность работников — самостоятельный вид юридической ответственности. Поэтому возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб предприятию.
Законодательство предусматривает и возмещение ущерба без принудительного взыскания. Согласно ст. 1181 КЗоТ работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично. Если работник хочет возместить ущерб не деньгами, а равноценным имуществом или исправить поврежденное, то такое возмещение также возможно. Однако для этого необходимо получить согласие администрации предприятия.
Для привлечения работников к материальной ответственности необходимо наличие следующих условий: действительный ущерб, причиненный предприятию; противоправное поведение (действие пли бездействие) работника; причинная связь между противоправным поведением и ущербом; вина работника.
Статья 118 КЗоТ подчеркивает, что возмещение ущерба производится, если работник причинил предприятию прямой действительный ущерб. Неполученные доходы не учитываются. Поэтому для правильного применения законодательства о материальной ответственности важно видеть различие между прямым действительным ущербом и неполученными доходами. Прямым действительным ущербом являются утрата или понижение ценности имущества, которые требуют от предприятия затрат на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо на дополнительные выплаты. Неполученные доходы — это неполученная прибыль, которая могла бы быть, если бы работник добросовестно исполнял свои трудовые обязанности. Так, в связи с прогулом работника простаивала закрепленная за ним автомашина. Убытки, вызванные простоем автомашины, относятся к неполученным доходам и не могут быть взысканы с работника.
Противоправное поведение — это любое действие, бездействие, связанное с нарушением трудовых обязанностей, в результате которых предприятию причинен ущерб. Для решения вопроса о противоправности действия необходимо выяснить, какие нормы были нарушены работником, поскольку его поведение во время груда с использованием материальных ценностей регламентируется соответствующими правилами (технологическими правилами, нормами расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии), бездействие признается противоправным, если работник не совершил действия, которое он обязан был совершить в силу предписания норм права, должностных и технических инструкций.
Работник не может быть привлечен к материальной ответственности в тех случаях, когда ущерб причинен при обстоятельствах, исключающих противоправность, а следовательно, и ответственность. В соответствии с трудовым законодательством недопустимо возложение на работника ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственно-хозяйственного риска. Такой риск имеется, например, при испытании и внедрении новой техники, когда сознательно допускается возможность порчи или гибели имущества. Этот риск признается нормальным и допустимым, если рискованные действия направлены на достижение полезного результата, совершаются с разрешения администрации или других компетентных органов, с соблюдением установленных правил.
Своевременное и точное исполнение распоряжений администрации — одна из основных обязанностей работников. Поэтому не могут быть признаны противоправными действия (бездействие) работников, причинившие ущерб в связи с исполнением распоряжений администрации, если такое распоряжение не было явно противозаконным, и работник, предвидевший возможность причинения ущерба в случае исполнения распоряжения администрации, сообщил ей об этом и принял все зависящие от него меры по предотвращению или уменьшению ущерба.
Причинная связь как условие материальной ответственности заключается в том, что ущерб является непосредственным результатом противоправного поведения работника. Если такая связь не обнаруживается, то на работника нельзя возлагать материальную ответственность по возмещению ущерба.
Вина — необходимое условие для привлечения работника к материальной ответственности. Работник признается виновным, если противоправное деяние совершено им умышленно или неосторожно. Умысел характеризуется тем, что работник предвидел последствия своих противоправных действий и желал или сознательно допускал наступление этих последствий. Неосторожность работника, повлекшая ущерб, выражается большей частью в недостаточной предусмотрительности при исполнении трудовых обязанностей, когда работник или не предвидел отрицательных последствий своего действия (бездействия), или легкомысленно надеялся их предотвратить. По общему правилу, обязанность доказать вину работника возлагается на администрацию. Исключение составляют лишь случаи, когда работник в соответствии со специальным законом или в результате заключения договора несет полную материальную ответственность за переданные ему на хранение или с другими целями ценности. При таких обстоятельствах работник обязан доказать свою невиновность в образовавшейся недостаче. Если доказать не удастся, возникает материальная ответственность. Трудовое законодательство предусматривает два вида материальной ответственности работников: ограниченную и полную.
Основным видом является ограниченная материальная ответственность в пределах среднего месячного заработка работника. Это означает, что работник должен полностью возместить ущерб, стоимость которого не превышает его среднемесячного заработка. Если же стоимость ущерба превышает такой заработок, работник возмещает лишь часть его стоимости, равную среднемесячному заработку. Остальная часть списывается в убыток. Ограниченную материальную ответственность работники несут во всех случаях, кроме тех, для которых установлен иной вид ответственности. В частности, такая ответственность возлагается на руководителей предприятий, структурных подразделений и их заместителей, если ущерб причинен излишними денежными выплатами, неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев, выпуска недоброкачественной продукции, хищений, уничтожения и порчи материальных или денежных ценностей.
К ограниченной материальной ответственности относится и ответственность должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или переводе на другую работу за ущерб, причиненный предприятию в связи с оплатой за время вынужденного прогула или выплатой разницы в заработной плате. Размер возмещения ущерба в этом случае не может превышать трех месячных окладов должностного лица. Такая ответственность применяется, если увольнение или перевод — результат явного нарушения закона или если администрация задержала исполнение решения суда о восстановлении работника на работе. Судебная практика выработала примерный перечень случаев, относящихся к явному нарушению закона. К ним относятся: увольнение работника по основаниям, не предусмотренным законом; увольнение члена совета трудового коллектива без согласия этого совета; увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, когда администрации было известно о наличии этих обстоятельств, исключающих возможность увольнения; перевод на другую постоянную работу без согласия работника..