1.2. Основные подходы к определению понятия «эвтаназия» и её формы
До настоящего времени проблема эвтаназии в нашей стране остро не возникала. Но сейчас противостояние сторонников и противников права на смерть приобретает все более значительный характер. Развитие эвтаназии обусловлено следующими факторами:[5]
А) социально-экономической проблемой. При отсутствии эффективных методов лечения, тяжелым экономическим состоянием населения эвтаназия могла бы разрешить эту проблему ( хотя данная точка зрения также вызывает некоторые споры в обществе);
Б) моральной проблемой. Включает в себя оценку действий врачей, близких родственников, иных лиц, участвующих в осуществлении эвтаназии, а также их дальнейшую репутацию;
В) правовая оценка. В случае наступления потребности в эвтаназии, основание для реализации конституционного права на охрану здоровья оказывается исчерпанным, поскольку данная цель (охрана здоровья) уже не может быть достигнута. Дальнейшее оказание медицинской помощи только усугубляет его страдания. Поэтому в данном случае используется более общая по кругу регулируемых ею отношений конституционная норма ст.20, закрепляющая право на жизнь.
Г) С юридической точки зрения проблема заключается - с одной стороны, в правовой оценке проводимых мероприятий, причем особенно важно оценить правомерность решения врача о необходимости (или ненужности) этих вмешательств, определить границы его полномочий, а также критерий ответственности, с другой стороны, задача состоит во всемерной охране прав и законных интересов граждан на последнем этапе их жизни. Другими словами, задача состоит в необходимости выработки правовой процедуры её осуществления в случае, если данный акт будет разрешён законодательно.
Данное право предполагает возможность человека самостоятельно распорядиться своей жизнью. Однако российское законодательство устанавливает определённые границы, касающиеся данного права. Такие границы, прежде всего, накладывают запрет на самоубийство и эвтаназию. Так, например, ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., в которой закреплено, что «медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни». Однако в этом случае существует и другая точка зрения: «Нет никаких веских аргументов против того, чтобы провозгласить, что человек имеет право на жизнь и на смерть. Оба эти человеческих права так тесно связаны, что являются как бы двумя сторонами одной медали, при этом такой деликатной и хрупкой, что требуется особая осторожность в обращении с ней. Достаточно большое количество проблем возникает при рассмотрении права на смерть, нежели с правом на жизнь» - замечает М.И.Ковалев.[6]
В современном понимании, термин «эвтаназия» трактуется как сознательное действие или отказ от действий, приводящие к скорой и безболезненной смерти безнадежно больного человека, с целью прекращения боли и страданий. Данное обстоятельство является причиной того, что эвтаназия не является ценностно и эмоционально нейтральным понятием. Часто понятие эвтаназии используется как синоним понятиям «убийство», «самоубийство», «убийство из милосердия» («mercy killing»)[7], что придает ему морально негативный оттенок.
Некоторые авторы проводят классификацию определений термину «эвтаназия» по следующим основаниям[8]: а) состояние здоровья (здоровый, больной, неизлечимо больной); б) форма и вид просьбы (явная, недвусмысленная, настоятельная, повторяемая и т.п.); в) разновидность страданий (физические, психические, душевные, моральные и т.п.); г) степень страданий (невыносимые, тяжкие и т.п.); д) возможность представительства интересов больного. Исходя из данной классификации можно дать как и уголовно-правовую характеристику эвтаназии, так и оценить с моральной, этической, медицинской и других точек зрения. Также следует отметить, что со стороны религии и веры, во всех случаях эвтаназия трактуется как самоубийство и встречает резкое осуждение.
Комплексный характер эвтаназии как социально-правового явления обусловливает наличие различных форм данного деяния, в совокупности которых проявляется ее сущностный характер и содержание. В качестве основного критерия для классификации форм эвтаназии следует принять характер действий, направленных на умышленное умерщвление больного. С учетом данного критерия, эвтаназия может осуществляться в двух формах: активной и пассивной.
Под активной эвтаназией понимается введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю смерть. К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь). Следует отметить два примера, которые не относятся к активной эвтаназии, но подразумеваются под ней:
1) "Убийство из милосердия" – в случаях, когда врач, не руководствуясь просьбой безнадежно больного (как правило, это больные, находящиеся в коме или ином тяжелом состоянии при котором они лишены возможности выразить свою просьбу или дать согласие на причинение им смерти), видя его мучительные страдания, которые обязательно в скором времени приведут к смерти и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает смертельный исход). Особенность состоят в том, что отсутствует просьба пациента о причинение ему смерти.
2) "Самоубийство, ассистируемое врачом" – происходит в случаях, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью. Например, дает таблетки, после приема определенного количества которых наступает смерть. При этом решающие действия совершает пациент самостоятельно. В данном случае, согласие имеется, но действия врача ограничиваются содействием (помощью) в самоубийстве, так как он лишь предоставляет средство, позволяющее больному покончить жизнь самоубийством.
Собственно активная эвтаназия - может происходить и без помощи врача Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, т.о. сам накладывает на себя руки.
Критерии, при наличии которых деяние может быть отнесено к пассивной эвтаназии (или как ее еще называют "метод отложенного шприца"): бездействие медицинского работника или иного лица; наличие у больного неизлечимого заболевания с предполагаемым летальным исходом; продолжительность применения методов и средств лечения; невозможность нормальной жизнедеятельности без специальной медицинской аппаратуры; наличие у больного невыносимых физических страданий; обязательное наличие добровольной просьбы больного об эвтаназии . Так примером может служить выписка безнадежно больного пациента. Пассивная эвтаназия довольно часто встречается в медицинской практике.
Между тем, в уголовно-правовой науке существует позиция, отвергающая саму возможность совершения убийства путем бездействия, поскольку при бездействии лицо не совершает активных волевых целенаправленных действий по причинению физического вреда, а лишь создает условия для разрушительной работы стихийных сил[9]. Но эта позиция вступает в противоречие с общепризнанным в науке уголовного права фактом опосредованного причинения бездействием ущерба охраняемым уголовным законом объектам.
С точки зрения роли волеизъявления пациента в акте эвтаназии последняя может быть добровольной и принудительной.
- Добровольная эвтаназия основана на “доброй воле”, свободном желании дееспособного, вменяемого пациента. Осознание пациентом последствий осуществляемого на основании его просьбы акта является обязательным признаком добровольной эвтаназии.
- Принудительная эвтаназия имеет место, во-первых, в случае воздействия на волю пациента со стороны врача, ближних пациента или третьих лиц (например, путем уговоров, угрозы, шантажа, воздействия на родственные чувства и т. д. ); во-вторых, о принудительной эвтаназии можно говорить в тех случаях, когда врач руководствуется исключительно просьбой ближних или доверенных лиц пациента (например, в тех случаях, когда пациент, ввиду крайне тяжелого состояния, находится без сознания либо не способен выразить свою волю с помощью известных средств - устно, письменно, с помощью знаков ).
Анализ зарубежного законодательства позволяет выделить криминальную, подлежащую уголовному наказанию эвтаназию и, соответственно, легальную эвтаназию, допустимую при соблюдении установленных законом условий. Так, в Голландии осуществление врачом эвтаназии без соблюдения установленных законом условий (добровольного запроса пациента и т. д.) влечет уголовную ответственность. Следует подчеркнуть, что Основы не пользуются общепринятой терминологией. Так, говоря об удовлетворении врачом просьбы больного путем “прекращения искусственных мер по подержанию жизни”, Основы не называют этот акт “пассивной эвтаназией”. В Этическом кодексе российского врача из всего арсенала приведенных терминов используется лишь термин ”пассивная эвтаназия”.[10]
Об эвтаназии не идет речь, когда стараются облегчить страдания больного, находящегося в последней стадии тяжелой болезни, назначая ему медикаменты, которые лишь косвенным образом могут ускорить физиологический процесс умирания. В этом случае у совершающего данное деяние лица нет умысла на лишение жизни, он не ставит перед собой цели «помочь умереть» пациенту, но пытается уменьшить его боль при помощи препаратов, которые лишь в качестве побочного эффекта способны ускорить приближение конца. Смерть не провоцируется преднамеренно, но является возможным последствием обезболивающей терапии.