Смекни!
smekni.com

Акт провозглашения независимости Украины (стр. 3 из 5)

Под предлогом смены методов управления экономикой хозяйственная администрация лихорадочно разворовывала государственную собственность.

В марте – апреле 1991 забастовка шахтёров добавила хаоса в народном хозяйстве.

Вместо кардинальных рыночных реформ в июле 1991 ВС УССР принимает антирыночную “Программу чрезвычайных мер по стабилизации экономики Украины и выходу её из кризисного состояния”, построенную на привычных административно-командных методах управления.

Попытка коммунистического переворота. ГКЧП

Загадочно в России бродят дрожжи,

Все связи стали хрупки или ржавы,

А те, кто жаждет взять бразды и вожжи,

Страдают недержанием державы.

Летом 1991 года кремлёвские правители, наконец, осознали, что вот-вот утратят остатки центральной власти, незаметно перетёкшей за годы Перестройки в руки республиканских политических элит. Отчаяние и бессилие подвигли их к авантюрной попытке из последних сил и в последний момент заставить колесо истории вращаться вспять.

19 августа 1991, накануне подписания нового союзного договора (20 августа), неожиданно в 6.00 утра средства массовой информации объявили в стране чрезвычайное положение. Так начался государственный переворот, организованный верхушкой КПСС и советского государства с целью разгрома демократических сил, реставрации тоталитарного государства, реабилитации коммунизма.

Для обмана общественного мнения и спасения авторитета заигравшегося в демократию Отца Перестройки (М. Горбачёва) был разыгран спектакль. Для создания иллюзии непричастности к “злодейским замыслам заговорщиков” и неизбежному кровопролитию Президент СССР отправился в отпуск. Оставшиеся в Москве представители высшей власти: Г.Янаев – вице президент СССР, В.Павлов – премьер-министр СССР, Д.Язов – министр обороны СССР, В. Пуго – министр внутренних дел, О.Бакланов – 1-й заместитель председателя Совета обороны СССР, В.Стародубцев – председатель Крестьянского союза СССР, А. Тизяков – президент Ассоциации государственных предприятий, якобы “в тайне” от М. Горбачёва создали чрезвычайный орган управления страной“Государственный комитет по чрезвычайному положению” (ГКЧП). По приказу “заговорщиков” был взят под домашний арест Президент СССР, “отдыхающий” в Крыму. Народу объявили, будто М. Горбачёв заболел и не способен руководить страной. Поэтому ГКЧП берёт власть в свои руки и принимает на себя ответственность за судьбу страны. Дальше “заговорщики” собирались с помощью армии, МВД и КГБ покончить с региональным сепаратизмом, оборзевшими демократами и упрочить пошатнувшуюся власть имперского бюрократического центра. Пока будет наводиться порядок и литься кровь, Президент “отдохнёт” под домашним арестом. А когда грязное дело будет сделано, он вернётся на политическую сцену незапятнанным и “чистыми руками” обуздает усмирителей и утешит потерпевших от них.

Заговорщики не рассчитывали встретить упорное сопротивление. Они надеялись, что вид громадной массы войск и военной техники парализует оппозицию и заставит сдаться без боя. В провинции так оно и было. К примеру, в Украине генералы Варенников и Чичеватов, при поддержке 1 секретаря КПУ Гуренко, предъявили ультиматум Председателю ВС УССР Л. Кравчуку, в котором говорилось, что в случае оказания сопротивления ГКЧП для подавления акций неповиновения будут использованы войска. ЦК КПУ одобрил действия ГКЧП и призвал парторганизации на местах их поддержать. Большинство украинских партийных и государственных чиновников путч одобрили и поддержали. Государственные радио, телевидение, пресса работали на путчистов, призывая население подчиняться распоряжениям “новой” власти, замалчивая факт неконституционности её действий. Руководство ВС УССР трусливо бездействовало. Оно самоустранилось от активного участия в событиях, не торопилось давать оценку путчу ни положительную, ни отрицательную, выжидая - чья возьмёт.

Население страны пребывало в растерянности. С одной стороны, членами ГКЧП были люди знакомые, облечённые верховной властью, которым грех было жаловаться на её недостаток. С другой стороны, они зачем-то всё же сочинили новую властную структуру и отстранили от власти М. Горбачёва. С какой целью? – было непонятно. Зато никто не сомневался, что простым людям от всего этого лучше не станет.

Планы заговорщиков сорвала Москва. Здесь сопротивление им возглавил аппарат республиканской власти России. В 9.00 утра Председатель ВС РСФСР Б.Н. Ельцин обратился по радио “К гражданам России”. Он назвал действия ГКЧП “реакционным антиконституционным переворотом” и призвал народ к всеобщей забастовке и сопротивлению. По призыву правительства России, члены которого с риском для жизни отважно взялись за организацию сопротивления путчистам, москвичи вышли на улицы, блокировали войска, введённые в столицу, растворив их в своей массе. Женщины и подростки, студенты и интеллигенция, пожилые люди повсюду беседовали с солдатами и офицерами, объясняя, что их хотят использовать как палачей молодой российской демократии. Кое-как вооружённые добровольцы организовали оборону здания ВС РСФСР, где находилось правительство республики. На подступах к нему были построены баррикады. Защитники “Белого дома”, ставшего с тех пор символом и цитаделью российской демократии, готовились к обороне, прекрасно понимая, что если армия начнёт штурм здания, они обречены. У стен “Белого дома” собрались лучшие граждане России, решившие, что лучше погибнуть за свободу, чем продолжать влачить жалкое существование рабов самой гнусной в истории человечества империи. Смерть они предпочли ничтожеству.

Улицы вокруг дома правительства и парламента России были запружены военной техникой и войсками. Орудия танков и самоходных пушек были направлены на “Белый дом”. На крышах соседних домов засели снайперы. Войска ждали приказа начать штурм. Но приказа не поступало. ГКЧП действовал нерешительно, сомневаясь в верности армии, в её готовности и способности выполнить работу палача.В войсковых частях происходило брожение. Солдаты и офицеры не понимали, с какой целью их ввели в Москву и как хотят использовать? Немало командиров войсковых частей и соединений открыто отказались выполнять приказы ГКЧП, заняв выжидательную позицию, стараясь разобраться в происходящем.

В Украине представители оппозиции в Верховном Совете предложили Президиуму принять постановление, осуждающее путч. Коммунистическое большинство Президиума ВС отказалось. На иные формы протеста украинской парламентской оппозиции не хватило пороху. Смелее действовала оппозиция на периферии. Львовский областной совет депутатов трудящихся призвал население к массовым актам гражданского неповиновения и сопротивления. Сессия Харьковского горсовета назвала действия ГКЧП “тягчайшим преступлением”. Руководство Руха призвало к “созданию организационных структур активного сопротивления”. “Союз украинских студентов” заявил в обращении к ВС УССР о намерении начать акции гражданского неповиновения. Председатель “Союза офицеров Украины” полковник В. Мартиросян предложил организовать волонтёров для защиты украинского парламента от возможного штурма войсками, верными ГКЧП. В телеграмме Б. Ельцину он призвал военнослужащих – граждан Украины, проходящих службу на территории РСФСР, не исполнять распоряжения ГКЧП и поддержать демократическое правительство России. Шахтёры Донбасса 20 августа отправили к Л. Кравчуку делегацию с протестом против содержания под стражей в Крыму – на территории суверенной Украины – М. Горбачёва. Республиканский штаб Руха и Всеукраинский забастовочный комитет готовили на 21 августа начало бессрочной всеукраинской забастовки.

В ночь с 20 на 21 августа 1991 произошло непонятное. То ли ГКЧП действительно предпринял неудачную попытку штурма здания Российского парламента. То ли напряжённо ожидающие штурма Белого Дома его защитники мирное передвижение некоторых воинских частей по городу ошибочно приняли за начало атаки и попытались помешать движению войск. Как бы то ни было, в ночной неразберихе пролилась кровь. От пуль и гусениц танков погибли 3 человека. Некоторые получили ранения. Встретив отчаянное сопротивление толпы на улицах и на баррикадах у “Белого дома”, солдаты и офицеры вышли из повиновения своим командирам. Началось братание военных с народом, за которым последовал массовый переход войск на сторону правительства России. С этого момента Советская армия прекратила своё существование. Дату её перехода на сторону демократии можно считать датой её естественной смерти.

21 августа члены российского руководства слетали в Крым, освободили из-под ареста Президента СССР М. Горбачёва и доставили в Москву. С этого момента политическую инициативу в России захватили радикально настроенные демократы.

Перед лицом массового перехода войск на сторону демократической власти России, руководство МВД и КГБ не рискнуло спровоцировать резню и заняло выжидательную позицию: кто – кого, а мы – за победителя. 22 августа члены ГКЧП были арестованы и заключены в тюрьму.

Крушение КПСС и Советской власти

Провал консервативного коммунистического переворота грозил республиканским номенклатурным верхам полной потерей власти. После разгрома ГКЧП авторитет и организованность демократических сил, удержавших и упрочивших свою власть в России, неизмеримо выросли. А коммунисты лишились своей извечной опоры и главного инструмента управления страной – армии, милиции и КГБ. “Силовики” не желали больше служить вконец разложившейся и деградировавшей компартии. Чтобы сохранить авторитет и престиж своих ведомств в структуре реформируемой власти, спасти карьеры опричники и палачи демократии в одну ночь стали её ангелами–хранителями.