Смекни!
smekni.com

Социальная работа с малообеспеченными и многодетными семьями (стр. 4 из 6)

Как подчеркивает М.В. Баглай, социальное государство «должно бороться не против богатства, а против нищеты».

В соответствии со ст.7 Конституции РФ главной целью экономической

политики социального государства является повышениеблагосостояния населения. Поэтому производство должно создавать источники для инвестиций в социальную сферу, которая, в свою очередь, будет стимулировать расширение хозяйственной деятельности. А показателем баланса между экономической и социальной деятельностью государства станет повышение всех видов социальных выплат до уровня, обеспечивающего всем членам общества достойную жизнь.

По мнению О.П. Беребиной, «институт «достойная жизнь» представляет собой совокупность норм, гарантирующих материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры…права личной и семейной безопасности как для тех, кто трудится, так и для тех, кто не может трудиться».

Достижение указанной цели социально-экономической политики невозможно при отсутствии развитой системы социальной защиты населения, одним из важнейших элементов которой является государственная социальная помощь.

Чтобы определить место государственной социальной помощи в системе социального обеспечения, необходимо обратиться к теории социального риска. Как известно, в реальной жизни социальный риск имеет многообразные видовые проявления. Видовые социальные риски служат базой для построения государственной системы социального обеспечения, создания финансовых механизмов и организационных структур для реализации каждым права на социальное обеспечение на условиях, установленных законом.

В ст.3 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» содержится первое легитимное определение «социального страхового риска», а в ст.7 указаны его виды. Но если законодатель закрепляет понятие «социальный страховой риск», то можно сделать предположение о существовании «нестрахового» социального риска. Очевидно, что перечисленные в ст.7 Федерального Закона от 16.07.1999 г.

риски угрожают не только лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, т.е. работающим по трудовому договору или самостоятельно обеспечивающим себя работой.

Им подвержены также военнослужащие, служащие органов внутренних дел, органов службы безопасности, налоговой полиции и другие категории служащих. Они получают пенсии, пособия и медицинские услуги за счет средств федерального бюджета, а не из внебюджетных фондов социального страхования. Исходя из этого, автор присоединяется к мнению Е.Е. Мачульской о том, что при определении названных рисков в качестве «страховых» акцент сделан на финансовом механизме защиты от них, который не является единственно возможным. Во всех экономически развитых странах мира источниками финансирования выплат и услуг при наступлении социальных рисков служат не только страховые взносы, но и государственная казна. Поэтому представляется сомнительной целесообразность разделения социальных рисков на страховые и нестраховые.

Единственным видом «нестрахового» социального риска, мероприятия по защите от которого всегда покрываются за счет бюджетных средств, является социальный риск бедности. Именно он выступает объектом защиты для государственной системы социальной помощи. В настоящее время она складывается в законодательно оформленное и внутренне организованное системное образование в рамках более сложной многоуровневой системы социального обеспечения.

Изучение социальной помощи будет неполным без ее анализа как формы осуществления малоимущими лицами конституционного права на социальное обеспечение. Право на социальную помощь органически связано с правом на жизнь и правом на социальное обеспечение, но занимает вполне самостоятельное место среди социально-экономических прав человека. Данный вывод основан на содержании Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Пересмотренной Европейской

социальной хартии 1996 г. и других международно-правовых актов. Так, в ст.11 Пакта провозглашается право каждого на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.

Пересмотренная Европейская социальная хартия 1996 г. является одним из немногих международных договоров, в котором проводится четкое разграничение между правом на социальное обеспечение (ст.12) и правом на социальную помощь (ст.13). Кроме того, ст.30 Хартии закрепляет право на защиту от нищеты и социального отторжения.

Конституция РФ не упоминает о праве человека на социальную помощь. Поэтому в научной литературе она пока исследуется только в рамках права на социальное обеспечение. Но в перспективе влияние международных актов на российскую правовую систему, а также развитие внутреннего законодательства неизбежно приведет к признанию права на социальную помощь в качестве самостоятельного социально-экономического права человека.

Чтобы жить, человек должен удовлетворять физиологические, социальные и духовные потребности хотя бы в минимальном объеме. А для этого необходимо иметь средства существования. Социальное государство гарантирует их предоставление путем признания за каждым членом общества права на социальную помощь вне зависимости от каких-либо дополнительных условий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение. Право на социальную помощь – это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека иметь средства существования в объеме установленного прожиточного минимума независимо от занятия какой-либо профессиональной деятельностью и участия в финансировании выплат и услуг.[7]

Федеральным Законом от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи» заложена правовая база для завершения формирования государственной системы социальной помощи. Как уже отмечалось, она создается в целях защиты населения от социальногориска бедности и имеет все признаки самостоятельной организационно-правовой формы социального обеспечения. Во-первых, она распространяется на особые субъекты – малоимущие семьи и малоимущих одиноко проживающих граждан. [8]Во-вторых, источниками финансирования служат бюджеты различных уровней. В-третьих, предоставляются особые виды выплат и услуг. В-четвертых, социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства или регистрации малоимущего лица, как правило, после проверки нуждаемости.

Государственная система социальной помощи – это совокупность способов материальной защиты населения от социального риска бедности путем предоставления социальных выплат или услуг за счет средств бюджетов различных уровней.[9]

2.4 Анализ результатов социальной работы с малообеспеченными и многодетными семьями

Определение общих принципов и подходов к государственной политике в отношении малообеспеченных и многодетных семей в сельской местности не означает единой системы мер, которые должны устанавливаться в каждом регионе. Россия (как и СССР) — страна двух демографических типов воспроизводства. Традиционная многодетность в регионах, с преобладанием сельского образа жизни, переводит проблему малообеспеченных многодетных семей в разряд общих приоритетов социально-экономического развития данных территорий, обеспечения занятости, развития аграрного сектора экономики. В регионах с преобладанием малодетности как сложившегося типа воспроизводства, многодетные семьи должны стать приоритетной группы для системы социальной защиты. Необходима одновременная реализация двух направлений государственной политики в отношении малообеспеченных и многодетных семей в сельской местности: политика стимулирования большей активности со стороны семьи в самообеспечении, и политика социальной поддержки детей в этих семьях. Если второе направление политики имеет уже свою историю и законодательную базу, то первое до сих пор не получило должного развития ни на федеральном, ни на региональном и местном уровнях. Следует отметить, что расширение и совершенствование социальной поддержки малообеспеченных и многодетных семей в сельской местности крайне необходимо. Имеющие в распоряжении данные позволяют сделать вывод о том, что многодетные семьи представляют наиболее бедную категорию сельского населения, поэтому целью политики в отношении таких семей является комплекс мер, повышающих для них доступность программ государственной социальной поддержки. Если учесть тот факт, что многодетные семьи отличаются несбалансированным питанием, заставляет

вернуться к предложениям о введении системы специальных продуктовых талонов или сертификатов, позволяющих многодетным семьям приобретать определенные продукты питания в специальных торговых учреждениях по более низким ценам или бесплатно. Гарантированный набор продуктов питания должен отличаться в городской и сельской местности.

Обзор участия малообеспеченных и многодетных семей, в различных программах социальной защиты свидетельствует о том, что существует много разнообразных ее форм, доступных очень узкому кругу получателей. В результате ни органы социальной защиты не могут оценить эффект влияния реализуемых программ на уровень жизни получателей, ни сами семьи не могут разобраться в том, на участие в каких программах они имеют право, и каковы правила входа в программы.

Анализ участия малообеспеченных и многодетных семей, в региональных социальных программах свидетельствует о том, что, они плохо информированы о них, испытывают трудности с оформлением документов, особенно когда в населенном пункте нет структур или учреждений социальной защиты. В этой связи представляется целесообразным развитие государственного института социальных уполномоченных, которые информируют сельское население о существующих социальных программах и помогают подготовить и собрать необходимые документы.