Смекни!
smekni.com

Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (стр. 6 из 12)

Означает ли это, что законодатель подразумевает только один конкретно определенный нормативный акт, а именно « Правила дорожного движения», введенные в действие Постановлением Правительства РФ №1090 от 23.10.93 г. В. Печерский пишет: « Упомянутые в статье правила безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта включают в себя, кроме Правил дорожного движения, целый ряд нормативных актов, нарушение требований которых во время движения может привести к обозначенным в статье последствиям. Сюда относятся правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции для водителей, троллейбусов, автобусов и трамваев, правила перевозки разного рода грузов: взрывоопасных, крупногабаритных и т.д.»[16]

Этого же мнения придерживаются и остальные авторы. Действительно, многие нормы самих «Правил дорожного движения» отсылают к различным инструкциям, правилам, техническим требованиям конкретного транспортного средства. Например, в п.23.1 сказано, что «масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства», т.е. он отсылает к технической документации на транспортное средство, разрабатываемой предприятием-изготовителем. В п.23.5 содержаться требования к перевозке тяжеловесных грузов, там указано, что « перевозка тяжеловесных и опасных грузов, не обезвреженной тары, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без груза превышают по ширине 2,5м по высоте 4м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20м, либо с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2м, движение автопоездов с двумя и более прицепами производится в соответствии со специальными правилами». К таким правилам, в частности, относится Инструкция по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Таким образом, при нарушении указанных пунктов ПДД требуется обратиться и к специальным нормативным актам, чтобы установить, совершено ли водителем действие, являющееся элементом объективной стороны или нет.

Согласно ч.2 ст.264 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, управляющее автомобилем и допустившее нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Правила дорожного движения включают в себя нормы с диспозициями двух видов: формализованные и оценочные. Формализация – это введение в норму определенного шаблона, применяемого независимо от всех иных условий.

Следственные органы и суды встречаются с различными нарушениями формализованных норм. Это превышение установленных пределов скорости, правил обгона, требований о технической неисправности транспортных средств, управление транспортным средством в состояние алкогольного опьянения, нарушение правил перевозки людей, правил маневрирования. Установление действия как признака объективной стороны преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, в тех случаях, когда оно выражено в нарушении норм ПДД с формализованной диспозицией, представляет собой несложный процесс т.к. в таких нормах нарушение описано конкретными, однозначными терминами, непосредственно используемые при квалификации.

Приведу следующий пример: Сидоров, управляя трактором в состоянии алкогольного опьянения, двигался в населенном пункте. Во встречном ему направлении двигался мотоциклист. Сидоров в нарушении п.8.1, 8.2 ПДД, не включив указатель поворота и не пропустив мотоциклиста, свернул налево. В результате указанных действий Сидорова мотоцикл врезался в трактор, мотоциклисту причинен средней тяжести вред здоровью. Из указанного примера явно видно, что тракторист нарушил требования Правил дорожного движения, а именно п.п.2.7, 8.1, 13,12, обязывающих водителя заблаговременно подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления и запрещающим управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Все указанные выше пункты правил содержат в себе однозначные, определенные требования.

Сложнее обстоит дело с положениями Правил дорожного движения, отнесенных к нормам с оценочной диспозицией. В частности п.10.1-выбор скорости движения. Диспозиция этой нормы содержит наряду с конкретным описанием действий также и формулировки, представляющей собой определенные обобщения, абстракции. Например, требование «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленные ограничения» - формализованное, а диспозиция ч.2 этого пункта оценочна, так как обязывает водителя «при возникновении опасности для движения, которую он в состоянии обнаружить принять все возможные меры». Таким образом, действия водителя описаны в весьма общих выражениях.

Нарушение Правил дорожного движения может быть совершено как действием (проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение разрешенной скорости движения), так и бездействием (не изменение скорости движения транспортным средством в условиях, обязывающих водителя поступить таким образом). Само по себе нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств – формальный элемент, не влекущий уголовной ответственности, если эти деяния не привели к последствиям, указанным в диспозиции ст.264 УК.

Такими последствиями являются причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью или смерти одному либо несколькими лицам. В диспозиции ст.264 УК не указаны конкретные признаки видов вреда здоровью, несомненно, тяжесть причиненного вреда зависит от их вида. Определение вида вреда здоровью происходит на основе Правил судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений. В зависимости от тяжести наступивших последствий, закон дифференцирует ответственность и наказание виновных.

Поскольку законодатель включил в объективную сторону в качестве обязательного признака общественно-опасные последствия, то состав преступления предусмотренного ст.264 УК РФ – материальный.

Таким образом, исходя из общетеоретических положений, объективная сторона включает в себя 2 элемента[17]:

- нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

- наступление вредных последствий в виде тяжкого или средней тяжести вред здоровью либо смерти одного и более лиц.

Причинная связь между нарушениями и наступившими последствиями замыкает все составляющие объективной стороны состава преступления. Она не столь очевидна, как тяжкие последствия, и не так конкретна, как нарушения правил, но должна быть столь же объективной и предметной, как и они. При рассмотрении причин ДТП и сопровождающих их фактов (условий) обращалось внимание на их общее множество и одновременное влияние на неблагоприятное развитие экстремального события на дороге, на необходимость установления только тех условий (факторов), которые оказались в комплексе причинно-следственных связей, и на выделение причин, без которых ДТП вообще стало бы невозможным.

Даже такое грубейшее нарушение, как управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, не всегда может находиться в причинной связи с последствиями и быть вменен в вину участнику ДТП. Например, водитель Андреев, управлявший автопоездом и находившийся в нетрезвом состоянии, совершал поворот. Он двинулся на разрешающий сигнал светофора с небольшой скоростью по траектории, соответствующей требованиям правил. Когда тягач уже повернул, с тротуара вдруг сошел гр-н Иванов и пройдя всего два шага, наткнулся на бок прицепа и попал под его заднее колесо. Было установлено, что Иванов не заметил прицепа, решил что автомобиль его уже миновал и, не убедившись в безопасности, стал переходить через дорогу. Несмотря на тяжкие последствия уголовное дело в отношении Андреева было прекращено, а за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения он был привлечен к административной ответственности по ст.12.8 и лишен права управления сроком на один год.

Причинная связь должна означать жесткую зависимость последствий от допущенного нарушения. Ее расширительное толкование недопустимо. Здесь причинной связи дано излишне широкое толкование, и фактически она выведена за пределы причинно-следственной зависимости и толкуется уже не как причина ДТП, а как условие, исключающее управление транспортным средством. Однако за такое нарушение уголовная ответственность отсутствует.