Указанные частные признаки в совокупности с функциональными (форма прикуса) позволяют отождествить лицо, оставившее след.
Вместе с тем признаки зубного аппарата, отобразившиеся в следе, могут быть использованы и для целей поиска. Такими признаками являются: наличие протезов, аномалий отдельных зубов, очень большой или очень малый их размер и др.
Обнаруженные следы зубов фотографируют по правилам масштабной съемки при различных условиях освещения так, чтобы были высвечены и запечатлены различные признаки (форма зубов, рельеф жевательной поверхности и т. п.).
После фотографирования производят описание следов в протоколе, отмечая: сведения об объекте, на котором они были оставлены; вид и количество следов и прочие указанные ранее общие и частные признаки.
Для изъятия следов зубов на коже трупа и последующей консервации кожи со следами приглашают судебно-медицинского эксперта.
Фиксацию таких следов на теле живого лица осуществляют методом масштабной фотосъемки и путем получения слепков (гипсовых, полимерных материалов).
Для производства трасологической экспертизы наряду с обнаруженными следами зубов (их слепками) в распоряжение эксперта представляют экспериментальные следы зубов проверяемых лиц, а в некоторых случаях — гипсовые копии зубного аппарата (закрепленные в артикуляторе). Для получения экспериментальных следов используют плавленый сыр, чистый воск, пластмассы, применяемые в зубопротезной технике. Для получения сравнительных образцов (ст. 202 УПК РФ) и гипсовых копий зубов в качестве специалиста привлекают врача-стоматолога или техника-протезиста. Экспертизу производят криминалист и врач-стоматолог или судебный медик.[7]
4. Следы ногтей.
Следы ногтей как объекты криминалистического изучения встречаются чаще всего на теле потерпевшего или преступника. При их осмотре и исследовании необходимо учитывать, что ногти не имеют достаточно выраженных частных признаков. Более того, на теле они могут неправильно отображать и свои общие признаки: конфигурацию, форму, что объясняется особенностями анатомического строения кожи.
Вместе с тем по наличию, месту расположения следов ногтей, их числу степени выраженности можно судить о некоторых обстоятельствах происшедшего события: о факте самообороны, о способе причинения повреждений, факте удушения и др.
Следы ногтей фотографируют и описывают в протоколе: местонахождение, количество, форма, размеры.[8]
При наличии предположения, что у задержанного под ногтями могли сохраниться кусочки кожи (эпидермиса) тела потерпевшего или иные посторонние вещества с места происшествия, содержимое из-под ногтей вычищают, затем ногти обстригают и все это направляют на экспертизу (судебно-биологическую).
5. Следы крови
Следы крови представляют собой следы-вещества, однако в данном случае речь идет о криминалистическом значении формы этих следов, а не их биологических свойствах, что относится к судебной медицине. Форма следов зависит от условий их возникновения. Поэтому трасологическое изучение формы следов крови, обнаруженных на месте происшествия, на одежде, позволяет установить механизм их образования. Зная, при каких условиях возникли следы крови, можно с учетом прочих данных получить представление об отдельных моментах преступного события.
Различают следы крови: в форме лужи, брызг, капель, потеков, помарок.
Лужи. Их наличие свидетельствует о поражении крупных кровеносных сосудов или наличии множественных повреждений тела человека. Лужи указывают на место нахождения жертвы, ее перетаскивание.
Следы от капель, упавших с незначительной высоты (15—20 см), имеют округлую форму. По мере увеличения высоты (50—60 см) форма следов капель становится неровной (фестончатые края). Если капли падали с высоты более двух метров, края становятся зубчатыми и вокруг основного следа появляются дополнительные в виде восклицательных знаков, обращенных острыми концами в стороны от основного следа.
Если капли падали на поверхность, расположенную под углом менее 90°, то верхняя часть следа представляется округлой, а нижняя — лучеобразной. Сам след несколько вытянут. В тех случаях, когда капли падают с движущегося объекта, они имеют форму восклицательных знаков, острие которых направлено в сторону движения.
Таким образом, по следам капель можно определить, с какой высоты (приблизительно) они падали, под каким углом, перемещался или был неподвижен раненый.[9]
Брызги крови возникают при поражении артериальных сосудов и полете крови под влиянием артериального давления; при размахивании (встряхивании) окровавленным предметом (орудием преступления) или поврежденной частью тела (рукой, головой); при ударах по скоплению крови (лужа, размозженная голова с пропитанными кровью волосами).
Их форма может быть как округлой — при падении на перпендикулярно поверхность, так и остроконечной (восклицательный знак) при попадании на поверхность под углом менее 90°. Размер брызг варьируется от мелкоточечных до брызг размером в несколько миллиметров. По следам от брызг крови устанавливают место нахождения источника, которого летели брызги, расстояние до воспринимающей поверхности; наиболее вероятную причину возникновения брызг.
Потеки крови возникают при ее стекании по поверхности (тела, одежды). Нижний конец потека окрашен более интенсивно и может иметь каплевидную форму. Направление потеков показывает, в каком положении находилось тело, откуда стекала кровь. Изменение направленности потеков на одежде (теле) свидетельствует о том, что тело перемещали (переворачивали).
Помарки крови подразделяют на мазки и отпечатки. Мазками называют неопределенные следы, как правило динамические. Например, смазанный след, оставленный движущейся рукой. Отпечатки — статические следы, оставляемые окровавленными предметами: отпечаток пальцевого узора (след наложения), орудия преступления (молотка, кинжала). По следам-отпечаткам судят о признаках объекта, который их оставил и на котором необходимо искать вещество крови.[10]
В своей совокупности следы крови позволяют восстановить картину значительной части преступного события (ситуационный анализ): где и какие повреждения были нанесены; имела ли место борьба или самооборона; могут ли быть следы крови на одежде и теле преступника; куда передвигался потерпевший или переносили труп; в какой позе (положении) находилось тело потерпевшего в момент ранения и в последующем и др.
Следы крови фотографируют последовательно на всех объектах, где они обнаружены. Трасологическое экспертное исследование их формы может осуществляться как на месте происшествия, так и в лабораторных условиях, по фотоснимкам. В любом случае обязательно учитываются данные судебно-медицинского исследования трупа или освидетельствования живого лица. Поэтому в распоряжение эксперта - трасолога должна быть предоставлена соответствующая судебно-медицинская документация.
Следы одежды
Следы одежды, как правило, образуются в результате действий человека при контакте со следовоспринимающей поверхностью. При этом на воспринимающей поверхности остается материально фиксированное отображение структуры материала, из которого изготовлена одежда.
По следам одежды возможно решение следующих идентификационных и диагностических задач:
- Являются ли следы, изъятые с места происшествия, следами одежды?
- Какой вид материала одежды (ткань, трикотаж, кожевенный, пленочный) отобразился в следах?
- Каким видом одежды (брюками, курткой, сорочкой, носками и т.п.) образованы следы?
- Какой частью одежды образованы следы?
- Какие конструктивные особенности одежды отобразились в следах?
- Одним или несколькими видами одежды образованы следы?
- Какие признаки изготовления, износа или ремонта одежды отобразились в следах?
- Не оставлены ли следы конкретным экземпляром одежды?
Несмотря на большое разнообразие материалов одежды, они подразделяются на четыре группы: тканевые, трикотажные, кожевенные и пленочные. По признакам, отображающимся в следах одежды, можно определить тип, вид материала.
Тканевые полотна изготавливаются переплетением двух взаимно перпендикулярных систем нитей (основы и утка). В следах таких материалов отображается точечный рельеф с четко обозначенной определенной последовательностью их взаимного расположения.
Трикотажные полотна и цельновязаные изделия одежды характеризуются наличием петельной структуры. В следах одежды из трикотажа отображаются элементы петли в виде петельных дуг или петельных палочек.
Кожевенные материалы независимо от вида кожи на лицевой стороне имеют рисунок, называемый мереей. Мерея состоит из выступов кожи, разделенных сетью бороздок-морщин, расположенных хаотично. В следах кожевенных изделий отображается рисунок, состоящий из четких элементов различных форм, размеров и взаиморасположения. Каждая разновидность кожевенного сырья имеет определенный мерейный рисунок.
Пленочные материалы для одежды либо не имеют рисунка, либо рисунок на них в большинстве случаев имитирует кожевенные материалы. В тех случаях, когда кожзаменитель воспроизводит какую-либо разновидность мерейного рисунка, определить по следу вид материала (натуральный или искусственный) практически не представляется возможным. В остальных случаях следы одежды из пленочных материалов характеризуются признаками дефектов их изготовления: наплывы, налипы, пузырьки-точки, инородные внедрения, трещины и т.п. [11]
Важное место в характеристике изделий одежды по следам отводится швам, при помощи которых либо соединяются детали одежды, либо красочно отделываются.
Основными швами в одежде являются соединительные швы. Они бывают выворотными, строковыми, черескрайними, комбинированными. Основным элементом шва является строчка, состоящая из совокупности стежков. Строчка характеризуется местом расположения, величиной, направленностью. Стежок - это расстояние от одного прокола иглы до другого.