Смекни!
smekni.com

Понятие, задачи, система и принципы уголовного права (стр. 15 из 22)

Особое внимание действующий Уголовный кодекс уделяет так называемой возрастной невменяемости, признаки которой закреплены в ч. 3 ст. 20 УК РФ.

Устанавливая возраст уголовной ответственности, законода­тель исходит из презумпции достижения лицом к этому возрасту достаточного уровня развития, чтобы осознавать характер своих действий и их запрещенность. Однако эта презумпция теперь рас­сматривается как опровержимая. Темпы психического развития у подростков неодинаковы. Возможно значительное отставание в раз­витии, которое не связано с психическим заболеванием и потому не служит критерием невменяемости. Часть 3 ст. 20 УК РФ устанав­ливает: «Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотрен­ного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим заболеванием, был неспособен в полной мере осознавать фактиче­ский характер и общественную опасность своих действий либо ру­ководить ими, он не подлежит уголовной ответственности».

Если при рассмотрении конкретного дела у суда возникают обоснованные сомнения относительно способности несовершенно­летнего подсудимого в полной мере осознавать характер своих дей­ствий либо руководить ими, при наличии данных, свидетельствую­щих об умственной отсталости подсудимого, то по делу должна быть проведена экспертиза специалистами в области детской и юноше­ской психологии (педагогами или психологами) или соответствую­щие вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-пси­хиатра.

В ч. 3 ст. 20 УК идет речь не о том, что подросток был неспособен осознавать характер и значение своих действий либо руководить ими. В редакции нормы говорится о си­туации, когда несовершеннолетний не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Это не соответствует формуле обычной невменяемости (ст. 21 УК).

Освобождение от от­ветственности в данном случае имеет особое основание и является воплощением принципа гуманизма. Поскольку возраст уголовной ответственности в действующем УК достаточно высокий, применение указанной нормы не может стать слишком частым. Когда под­росток в 14 лет не осознает запрещенность кражи или убийства, вопрос встает не о ч. 3 ст. 20 УК, а скорее всего о наличии медицин­ского критерия невменяемости.

8.4. Признаки специального субъекта преступления

Специальным субъектом преступления называется лицо, обладающее наряду с общими признаками субъ­екта (достижение возраста уголовной ответственности и вменяе­мость) также дополнительными признаками, обязательными для данного состава преступления.

Общие признаки субъекта преступления не упоминаются в диспозициях норм Особенной части УК, так как присущи всем со­ставам преступления. Дополнительные признаки субъекта конкрет­ного преступления либо прямо названы (или описаны) в диспози­ции соответствующей нормы, либо устанавливаются путем толко­вания. Иногда признаки специального субъекта указаны в особой норме. Например, понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК РФ, а в ст. 331 УК РФ перечислены те категории лиц, которые могут нести ответственность за преступления против во­енной службы.

Признаки специального субъекта преступления иногда назы­вают факультативными.

Отсутствие признаков специального субъекта, предусмотрен­ных конкретным составом преступления, исключает уголовную от­ветственность за это преступление даже при наличии общих при­знаков субъекта. В одних случаях это означает отсутствие престу­пления вообще, в других – ответственность наступает по другим нормам.

По своему содержанию признаки специального субъекта очень разнообразны. В новом УК РФ весьма много норм со специальным субъектом. Все признаки специального субъекта в действующем законо­дательстве можно разделить на три большие группы: 1) признаки, характеризующие социальную роль и правовое положение субъек­та; 2) физические свойства субъекта; 3) взаимоотношение субъекта с потерпевшим.

Наиболее многочисленной является первая группа. Сюда вхо­дят следующие подгруппы признаков: гражданство (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин либо лицо без гра­жданства); должностное положение лица (должностное лицо, представитель власти, сотрудник правоохранительного ор­гана, судья, прокурор и т.д.); профессия, род деятельности, харак­тер выполняемой работы (лицо, управляющее транспортным сред­ством, врач, педагог, частный нотариус, частный ауди­тор, капитан судна и т.д.); отношение к военной службе (военно­служащий, призывник); участие в судебном процессе (свидетель, потерпевший, эксперт, переводчик); осуждение или заключение под стражу (лицо, осужденное к лишению свободы; лицо, отбывающее наказание или находящееся в предварительном заключении); су­димость (лицо, ранее судимое за однородное преступление; лицо, ранее два или более раза судимое за хищение).

Вторую группу составляют признаки, относящиеся к возрасту (совершеннолетний), полу (мужчина), состоянию здоровья и трудо­способности (лицо, больное венерической болезнью или ВИЧ-инфицированное; трудоспособное лицо).

К третьей группе относятся признаки, характеризующие либо родственные отношения субъекта с потерпевшим и другими лица­ми (родители, мать, дети, другие родственники), либо служебные отношения (подчиненный, начальник), либо иные отношения (лицо, от которого потерпевший зависит материально, опекун).

8.5. Субъект преступления и личность виновного

Понятие «субъект преступления» не следует путать с понятием «личность преступника». Второе понятие значительно шире, многогран­нее. В понятие субъекта включаются лишь признаки, ука­занные в статьях уголовного закона. Личность преступника включает в себя все многообразие свойств человека (харак­тер, склонности, темперамент, уровень образования и т.п.). Изучением личности преступника занимается такая дисцип­лина, как криминология. Но и в сфере уголовного права от­дельные свойства, качества личности имеют существенное значение. Так, личность виновного учитывается при: избра­нии судом вида и размера назначаемого наказания; решении вопроса об освобождении от уголовного наказания или от­ветственности; применении условного осуждения; назначе­нии наказания ниже, чем предусмотрено в санкции статьи. Эти данные могут быть непосредственно не связаны с пре­ступлением, но характеризуют личность и ее социально-психологические качества с отрицательной или положитель­ной стороны, свидетельствуют о большей или меньшей степени общественной опасности. Некоторые из этих данных указаны законодателем в качестве обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание (беременность, наличие малолетних детей, неоднократное совершение преступления и т.д.).

9. Субъективная сторона преступления

9.1. Понятие и признаки субъективной стороны преступления

Преступление, как общественно опасное деяние, совер­шается при взаимной обусловленности объективных и субъ­ективных признаков. В отличие от объектив­ных элементов, субъективная сторона отражает внутренние процессы, происходящие в сознательной и волевой сферах лица, со­вершающего либо готовящегося совершить преступление. В реальной жизни обе стороны преступления существуют неразрывно, обусловливая само деяние, в одном месте, в одно время, совершаемое одним и тем же лицом. Однако при те­оретическом анализе представляется возможным рассмотреть объективную и субъективную стороны преступного деяния раздельно, не забывая при этом об их внутреннем единстве.

Содержанием субъективной стороны является психичес­кая деятельность лица, связанная с совершением преступ­ления. К признакам, ее характеризующим, относятся вина, мотив и цель преступления. В совокупности они дают пред­ставление о том внутреннем процессе, который происходит в психике лица, и отражают связь его сознания и воли с совершаемым общественно опасным деянием. К факульта­тивным признакам субъективной стороны относятся также эмоции, т.е. переживания лица. Как обязательный признак они редко указываются в нормах закона, но их наличие мо­жет повлиять на квалификацию либо назначение наказания (аффект).

Уголовно-правовое значение признаков субъективной стороны не­одинаково. Вина в форме умысла или неосторож­ности является обязательным признаком всякого преступ­ления. Без вины нет уголовной ответственности, какими бы тяжелыми ни были последствия общественно опасного дея­ния. Факультативные признаки – мотив, цель и эмоции – становятся обязательными при условии, что законода­тель включает их в конструкцию данного состава преступления. В остальных случаях они могут вли­ять на квалификацию деяния либо учитываться при инди­видуализации наказания как обстоятельство, смягчающее или отягчающее ответственность.

С учетом сказанного можно дать следующее определение: субъективная сторона – это элемент состава преступления, отражающий состояние внутренних психических процессов, происходящих в сознании и воле лица, совершающего преступление, характеризующийся конкретной формой вины, мотивом, целью и эмоциями. Правовое значение субъективной стороны состоит в том, что она позволяет:

1) установить основания для привлечения к уголовной ответственности;

2) обеспечивает точную квалификацию преступления;

3) дает возможность разграничить смежные составы преступлений, сходные по объекту и объективной стороне;