Смекни!
smekni.com

Конституция РФ основной закон Российского государства (стр. 3 из 14)

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности конститу­ции доказало свою историческую несостоятельность: из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав чело­века и гражданина, полного огосударствления общества. Все советские конституции были классовыми по своей сущности, открытая и обна­женная форма которых отражалась в каждой из них в большей или меньшей степени.

1.2. Юридические свойства конституции

Представляя самостоятельный раздел - очерк теории конституции, - необходимо рассмотреть один из важ­нейших вопросов проблемы - вопрос о функциях и юридических свойствах конституции, тем более что они теснейшим образом связаны с сущностью, содержанием, определением и формой (видами) конституций. Поэтому неслучайно характеристике функций и юридических свойств, особенностей конституции в литературе уделяется особое внимание.

Роль конституции в обществе реализуется через ее функции; она выполняет политическую, юридическую и идеологическую функции. Так, политическая функция заключается в том, что конституция является основой политической системы общества; нормы конституции определяют правила поведения всех участников политического процесса в государстве. Юридическая функция конституции заключается в том, что она является главным источником права, ее нормы определяют исходные начала всей правовой системы государства, закрепляют наиболее важные отношения. Идеологическая функция конституции заключается в том, что ее нормы формируют правосознание граждан, их отношение к государственному устройству, существующему правопорядку.

По мнению профессора Е.И. Козловой, конституцию от всех других правовых актов отличают такие черты, как особый субъект, который устанавливает конститу­цию или от имени которого она принимается; учредительный, первичный характер конституци­онных установлений; всеохватывающий характер конституционной рег­ламентации, то есть всех тех сфер общественных отношений, воз­действие на которые она распространяет; и особые юридические свойства (прямое действие, легитимность, итоговый характер предписаний, перспективность, преемственность, реальность, стабильность, верховенство, особый порядок принятия, внесения изменений, специфические формы охраны и др.)[8]. Рассмотрим эти черты подробнее.

Конституция в современном значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается наро­дом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII в. самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой ее чертой. Выдвигаемое нарождающейся бур­жуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей на­ции, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «народного соглашения» Кромвеля в 1653 году было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж.-Ж. Руссо. Он пола­гал, что для установления конституции требуется

согласие всех граждан; она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а «противники кон­ституции должны считаться иностранцами среди граждан»[9]. Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не слу­чайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ... принимаем (провозг­лашаем, учреждаем и т. п.) настоящую конституцию». Так, например, в преамбуле Конституции РФ 1993 года сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принима­ем Конституцию Российской Федерации». Причем следует отметить, что это первая во всей российской истории Конституция, кото­рая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обус­лавливает и вторую сущностную черту конституции - ее учре­дительный характер. Поскольку народ в демократическом го­сударстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявле­нием - учредительной властью. При этом в содержание последней вкла­дывается право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного ус­тройства, которые выбирает для себя данный народ; только уч­редительная власть может изменить, в том числе и самым ради­кальным образом, основы устройства общества и государства. Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, яв­ляются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых огра­ничений; не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту дан­ного государства. Так, законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции, Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным за­конам, постановления Правительства не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента.

Важной чертой, характеризующей конституцию, яв­ляется особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, на кото­рые она воздействует. Конституционное регулирование отличается всеохваты­вающим характером, чего не имеет никакой другой норма­тивный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, соци­альную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права базовые, фундаментальные общественные отношения, либо подвер­гая их своему воздействию в полной мере.

Конституцию отличают также и особые юридические свойства, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие и правовую природу высшего закона государства (см. Приложение 1). Они выражаются в ее прямом действии, легитимности, итоговом характере предписаний, перспективности, преемственности, реальности, стабильности, верховенстве, специфических формах охраны и т.д.[10]

По мнению М.В. Баглая, конституция - это фундамент конституционного права, каждая норма которой обрастает другими нормами из различных источников. Это неизбежно, однако при этом воз­никает опасность, что конституционные положения могут «раствориться в море конституционного права, потерять свой приоритет»[11]. Чтобы этого не произошло, определенным нормам кон­ституции или всей конституции законодатель придает статус прямого и непосредственного действия, что позволяет заин­тересованному субъекту требовать защиты своих прав в су­дебном порядке, ссылаясь только на конституционную фор­мулировку. Даже в тех стра­нах, где об этом нет упоминания в тексте конституции, пря­мое действие давно признается судебной практикой.

Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным органом государственной власти, либо учредительным

собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Так, легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых - 32 937 630 или 58,4% проголосовало за принятие Конституции РФ[12].

Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ, конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту её принятия. Каждая новая конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития общества и государства. Содержание конституции обусловлено социально - экономическими и общественно-политическими процессами; она является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революционного или эволюционного развития общества.

Будущее каждой страны, каждого государства коренится в прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного пути, конституция, вместе с тем, содержит программные положения, определяет тенденции, основные направления и цели социального прогресса. Вот почему ей присущ прогностический характер, такая черта как перспективность. Программные положения включаются, как правило, в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направления развития в области экономики, политики, социального прогресса, национальных отношений, культуры и других областях, получают выражение в главе об основах конституционного строя. При этом сама конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права.

Важной чертой любой конституции является ее преемственность, обусловленная непрерывностью исторического развития государственности. Каждая новая конституция неизбежно связана с предшествующими: в обществе складываются определенные правовые традиции, которые получают конституционное закрепление. Конституционная преемственность требует сохранять всё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную окраску государственности, идею самоопределения наций и равноправия народов, форму правления, государственное устройство.