Смекни!
smekni.com

Инвестиционный договор теоретико-правовой аспект (стр. 1 из 7)

Кафедра международного экономического права

Курсовая работа

Инвестиционный договор: теоретико-правовой аспект.

Выполнил: Проверил:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Понятие инвестиционного договора……………………………………… 5
2. Инвестиционный договор с Республикой Беларусь как гражданско-правовой договор……………………………………………………………...

14

3. Структура инвестиционного договора с Республикой Беларусь или административно-территориальной единицей……………………………… 19
4. Порядок заключения (прекращения) инвестиционных договоров с Республикой Беларусь……………………………………………………….. 24
Заключение……………………………………………………………………. 32
Список использованных источников………………………………………... 34

ВВЕДЕНИЕ

Понятие инвестиционного договора в юридической литературе в разные периоды было наполнено различным содержанием, то же самое характерно и для указанного понятия, применяемого в законодательстве Республики Беларусь. Для белорусского законодательства институт инвестиционного договора с Республикой Беларусь (глава 10 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь (далее – ИК)) является новым и практически не исследованным.

В связи с этим вопросы правовой природы названного договора, его структуры, места в системе договоров и правового регулирования являются актуальными для практики применения.

В настоящем исследовании будет рассмотрено определение данного договора, содержащееся как в юридической литературе, так и в законодательстве, на основе чего выявлены характерные черты, присущие приведенным определениям инвестиционного договора, с целью формулировки понятия и критериев инвестиционного договора.

Объектом исследования является инвестиционный договор.

Задача исследования – определение правовой природы инвестиционного договора.

Для выполнения поставленной задачи необходимо рассмотреть следующие вопросы:

- определить понятие инвестиционного договора

- охарактеризовать инвестиционный договор с Республикой Беларусь

- проанализировать порядок заключения (прекращения) инвестиционных договоров с Республикой Беларусь.

При написании работы использованы труды российских и белорусских юристов. Вопросы природы и проблемы правового регулирования инвестиционного договора освещались в работах Н.Н. Вознесенской, Н.Г. Дорониной, В.Е. Кабатовой, В.О. Каменка, М.И. Кулагина, С.П. Мороз, А.А. Овчинникова, А.Н. Ошенкова, В.В. Силкина, П.В. Сокола, О.В. Цегельник, Т.В. Шадриной и др.

В работе использованы общие методы научного исследования: системный, диалектический, частно-научные; такие приемы, как сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический.

Правовой основой работы послужило действующее законодательство Республики Беларусь в сфере инвестиционной деятельности.


1. ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ДОГОВОРА

В советский период под инвестиционным договором (соглашением) понимался договор, который заключался государством и иностранным инвестором по поводу привлечения инвестиций, определял порядок и условия допуска иностранного капитала. При этом в отношении деятельности инвестора на территории государства-реципиента последнему по договору устанавливался льготный режим (в виде стабилизационной оговорки, освобождения от уплаты налогов, таможенных платежей на определенный срок (чаще всего срок действия договора), гарантии перевода прибыли). Можно также отметить, что на первых этапах развития данной конструкции ввиду отсутствия или недостаточной развитости инвестиционного законодательства инвестиционный договор был единственным документом, который наиболее полно регулировал взаимоотношения инвестора и государства по поводу осуществления инвестиционной деятельности. В качестве примера следует привести определение данного договора, содержащееся в юридической литературе советского периода. М.И. Кулагин указывает: "Под инвестиционным соглашением мы понимаем договор между частным иностранным вкладчиком и государством, в котором определяются условия допуска и функционирования частного инвеститора в данной стране, взаимные права и обязанности вкладчика капитала и государства". При этом автор называет эти соглашения инвестиционными соглашениями, так сказать, диагонального, промежуточного типа (это обусловлено тем, что в качестве одной стороны данного договора выступает государство) и затем констатирует, что "именно такие соглашения имеются ввиду, когда речь заходит об инвестиционных соглашениях" [16, с. 42-43].

Н.Н. Вознесенская также отмечает ряд специфических черт данного договора: 1) его субъектами выступают суверенное государство и частное иностранное лицо; 2) предмет соглашения - имущественные отношения обычно в пределах одной государственной территории, причем эти отношения строятся на началах своеобразной эквивалентности, а не на основе власти и подчинения; 3) соглашение регулируется национальным правом государства-реципиента, но с оговоркой о предоставлении частному инвестору так называемого долгосрочного постоянного правового режима, что означает неприменение к нему новых, изданных после заключения соглашения законов, если их условия невыгодны для инвестора; 4) соглашение заключается на основе специального разрешения государственных органов, предусматривающего предоставление конкретному инвестору определенного правового режима, основные условия которого обычно содержатся в инвестиционном законодательстве страны [10, с. 56].

Именно в таком понимании инвестиционного договора (в литературе он назывался инвестиционным соглашением) его правовая природа была объектом длительной дискуссии как советских, так и зарубежных ученых-правоведов. Договоры о привлечении инвестиций, инвестиционные соглашения, заключенные между национальными и иностранными юридическими лицами, рассматривались советскими учеными как договоры гражданско-правового характера, правовая природа которых в данный период не вызывала споров (их рассматривали в качестве гражданско-правовых договоров [16, с. 43].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в советский период понятие инвестиционного договора рассматривалось в узком смысле (ограничение в первую очередь касалось субъектного состава и отдельных условий договора (стабилизационных оговорок), порядка заключения данного договора).

Согласно позиции других авторов, "инвестиционный договор – это сложный по своей юридической природе договор, который определяет взаимоотношения собственников или титульных владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, их взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в пользовании им или в эксплуатации объекта, в распределении доходов от деятельности или эксплуатации объекта, а также устанавливает право собственности (как правило, долевой) на объект" [28, с. 170].

Затем указанные авторы рассматривают собственно инвестиционные отношения, т.е. отношения между основными участниками инвестиционной деятельности в качестве единого инвестиционного договора, сторонами которого являются инвестор, заказчик, пользователь объекта, основной исполнитель работ. Этот договор регулирует процесс реализации инвестиционного проекта.

В то же время авторы указывают, что в процессе реализации инвестиционного проекта может и не заключаться единый инвестиционный договор. Это могут быть:

1) отдельные договоры (контракты) инвестора с заказчиком о передаче инвестиций и прав по управлению ими; с пользователем объекта о целевом назначении и порядке и условиях эксплуатации объекта и его дальнейшей юридической судьбы; отдельный договор инвестора с основным исполнителем работ по инвестиционному проекту. В связи с изложенным возникает вопрос о том, можно ли каждый из перечисленных договоров рассматривать в качестве инвестиционного договора. Полагаем, что нет, поскольку, исходя из вышеприведенных характеристик, каждый договор имеет свой самостоятельный предмет и свою правовую природу. И получится, что различные по существу договоры, регулирующие различные отношения, будут носить одно и то же название "инвестиционный договор", что внесет неясность в определении их правовой природы и правовом регулировании. Однако возможна и иная ситуация, при которой каждый из перечисленных договоров является элементом инвестиционного договора и в совокупности образуют его структуру, предмет, и тексты названных договоров составляют содержание инвестиционного договора;

2) или генеральное соглашение, или договор совместной деятельности; при этом в них могут не быть детально регламентированы все стороны реализации инвестиционного проекта, а лишь определены основные субъекты, направления и цели инвестирования. При этом возникает вопрос, будет ли такое генеральное соглашение или договор о совместной деятельности (с учетом тех же условий: субъекты, направления и цели инвестирования) рассматриваться в качестве инвестиционного договора. Если да, то содержание инвестиционного договора в первой вышерассмотренной ситуации (где дается определение единого инвестиционного договора) шире, чем содержание генерального соглашения, договора о совместной деятельности, и тогда возникает вопрос о предмете инвестиционного договора, его существенных условиях, в конечном итоге понятии и правовой природе, правовом регулировании.

Приводятся также примеры инвестиционных договоров, предмет которых не совпадает по содержанию с вышеперечисленными характеристиками [28, с. 170-171].

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что инвестиционный договор может быть заключен путем составления нескольких соглашений, тексты которых в совокупности составляют инвестиционный договор.