Т.Парсонс считал, что семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря посредническим отношениям с другими социальными подсистемами и структурами, а также благодаря сохранению равновесия в межличностной семейной динамике.
Т.Парсонс утверждал, что все социальные системы, включая семью, обладают набором из четырех основных функций. Первая – адаптационная. Любая социальная система приспосабливается или адаптируется к изменениям как внутреннего, так и внешнего порядка. Вторая универсальная функция связана с целедостижением. Система определяет и достигает поставленные цели. Эта функция обеспечивает саморазвитие системы, ее дееспособность. Третья функция – интеграционная, она связывает все компоненты и функции между собой в систему. Последняя функция – удержание образца. При всей изменчивости социального явления для его самосохранения и устойчивости необходима способность удерживать и передавать образцы поведения, культурные принципы и ценности. Эта функция делает семью агентом передачи культурной традиции, обычая от поколения к поколению, обеспечивая их преемственность. семья как социальная система должна быть так организована, чтобы совмещаться с другими системами. В классификационной схеме Т.Парсонса одно из первых мест занимает система родства, контроль сексуальных отношений и социализация [8].
Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.
Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.
Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.
В социологической литературе довольно часто проводят разграничение понятий «брак» и «семья».
Первым термином принято обозначать социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:
· упорядочивает и санкционирует их новую жизнь и
· устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Понятие «семьи» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.
В середине ХХ века в развитии социологии семьи намечается создание систематической теории. Накапливается большое количество эмпирического материала по различным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более точного и быстрого анализа полученных данных. В настоящее время далеко шагнула вперед сама техника проведения конкретных социологических исследований, значительно повысился уровень достоверности социологических выводов.
Семья является неотъемлемой частью мирового процесса трансформации и модернизации общественной жизни. В мировой социологической науке сегодня на первый план выходят прогностические теории будущей судьбы человечества и семьи как взаимообусловленные стороны планетарной жизни.
Основная современная тенденция развития семейных отношений – переход от патриархальных семейных устоев к демократическим. Можно предположить, что в обозримом будущем развитие семьи как социального института последует по пути его демократизации.
История семьи в России, как и во всех других странах мира, тесно связана с социальными, экономическими и политическими процессами модернизации общества. Общий вектор развития института семьи под влиянием модернизационных процессов связывается с оформлением частных социальных отношений и частных форм организации жизни, усилением установок на индивидуализацию членов семьи, становлением более демократичных отношений между супругами, родителями и детьми, другими членами семьи [33].
Трансформация семейно-брачных отношений в современной России связана с кардинальными изменениями всех сфер общественной жизни, начало которым было положено политикой перестройки. Для современной семьи характерно, прежде всего, сокращение числа и объема выполняемых данным социальным институтом функций. В связи с этим в сознании людей меняется привычный статус «первичной ячейки общества» [19, С.7].
В последние годы широко дискутируется вопрос о разрушении основных жизненных ценностей россиян, об утрате ориентиров, все чаще звучат голоса тех, кто обнаруживает в нынешнем российском обществе признаки моральной деградации либо вовсе констатирует эту деградацию как уже состоявшийся факт. Стало принято считать, что такие традиционные витальные смыслы как семья, дети, любовь, друзья окончательно и бесповоротно вытеснены из обывательского сознания, а на смену им также окончательно и бесповоротно пришли рыночные «обесчеловеченные» ценности, прежде всего – деньги, карьера.
Семья была, есть и остается важнейшим социальным институтом, выполняющим свою главную специфическую задачу – миссию воспроизводства населения.
Нестабильность общей социально-экономической ситуации, имущественное расслоение семей, неустроенность быта, нерешенность жилищных проблем оказывают негативное влияние на социально-психологическое самочувствие молодых пар, на репродуктивные и воспитательные функции семьи. Именно в молодых семьях рождается три четверти от общего количества детей [39, С.218-221].
Историко-социологический анализ социокультурных особенностей семейного поведения россиян выявил традиционно высокую значимость семьи и детей для граждан страны. Россия – это семьецентристское общество, в котором ценности семьи доминировали над ценностями индивидуализма.
Данные исследования «Семья. Демография. Социальное здоровье населения», проведенное по инициативе РГСУ[1], свидетельствуют, что катастрофические оценки и прогнозы ценностной динамики российского общества не имеют под собой реальной социальной основы. И сегодня во главе угла стоят традиционные жизненные смыслы и ориентиры. Иерархию наиболее важных ценностей возглавляют ценности здоровья, семьи, наличия детей, душевного комфорта. Все эти позиции оказались важными (ответы «очень важно», «скорее важно») для подавляющего большинства опрошенных (94-97%), причем 68-82% заявили, что данные стороны жизни являются для них очень важными. В числе наиболее актуальных жизненны смыслов значится и еще одна ценность – материальное благополучие (97%, в том числе 73% «очень важно»).
Актуальность тех или иных жизненных ценностей не одинакова для людей, принадлежащих к разным социальным группам. В частности важным дифференцирующим фактором является возраст. Показательно в этом смысле, например, отношение молодежи, респондентов среднего и старшего возраста к ценностям семьи, детей, любви секса. Они являются приоритетными прежде всего для молодежи, тогда как для людей среднего и особенно пожилого возраста их актуальность заметно ниже – любовь очень важна для 68-70% респондентов 18-34 лет, для 57% респондентов средних возрастных групп и только для 41% в группе 55-летних и старше; секс, соответственно, для 57-62%, 38% и 14%.
Что же касается семьи, то она является некой безусловной сверхценностью и важна для примерно одинакового, подавляющего числа опрошенных во всех группах (73-78%). То же самое можно сказать и о ценности «дети», хотя для самых молодых респондентов она оказалась менее значима, чем для людей среднего и пожилого возраста (64% среди 18-24-летних по сравнению с 76-78% в других возрастных группах). Другими словами, семейная ориентация части молодых россиян не сопровождается установкой на рождение детей, что подтверждает некоторые пессимистические прогнозы в отношении демографического будущего России [11, С.62-63].
Эффективность оптимальной модели семьи в российском обществе значительно зависит от главного параметра — престиж семьи как социального института. Семья может быть благополучной и социально здоровой только в том случае, если общество и государство адекватно оценят ее роль в стабилизации ситуации в российском обществе и вернут ей то положение, которое она должна занимать в нем согласно ее социальным функциям в его воспроизводстве и развитии.
Таким образом, оптимальная модель семьи для современного российского общества имеет эмпирический характер, основывается, во-первых, на реальном общественном (групповом и индивидуальном) сознании, во-вторых, на деятельности, действительном поведении людей, в-третьих, на условиях, в которых развиваются и функционируют сознание и поведение людей.
Оптимальная модель семьи включает такие крупные блоки, как, с одной стороны, минимальные социальные ожидания самой семьи от собственной деятельности, а с другой — социальный потенциал окружающего семью социума, региона. Социальный потенциал имеет творческую, профессионально-квалификационную, ценностную, интеллектуальную и психофизиологическую составляющие. Если уровень социального потенциала региона, государства в целом не отвечает даже минимальным социальным ожиданиям общества относительно благополучия семьи, то ни о какой оптимальной модели не может быть идти и речи [18, С.134-136].