Смекни!
smekni.com

Совершенствование семейных ориентаций современной молодежи (стр. 3 из 9)

Происходящие в России процессы переустройства общества требуют по-новому взглянуть на основной институт воспроизводства и социализации подрастающих поколений (преемственности поколений), основу стабильности общества, на ее экономический и духовный потенциал, т.е. семью.

В условиях современного общества происходит постепенный переход к такой форме семьи, которая интегрирует интересы отдельной личности и общества в целом и основана на любви и взаимопомощи супругов, родителей и детей. Этот процесс весьма сложный, так как суть его определяется противоречиями между общественными и индивидуальными потребностями, а это порождает различные проблемы.

В связи с этим некоторые специалисты рассматривают негативные явления в развитии брачно-семейных отношений как свидетельство кризиса семьи, другие считают, что подобные тенденции отражают скорее не кризис института семьи, а его трансформацию, изменение норм, регулирующих жизнедеятельность семьи.

Современная семья переживает действительно трансформацию, поскольку семья, безусловно, занимает важнейшее место в системе ценностей как женщин, так и мужчин, вместе с такими ценностями, как здоровье и работа. Однако человек к семье сегодня относится иначе, пытается перестроить свои внутрисемейные, супружеские взаимоотношения. Эта перестройка сталкивается с серьезными проблемами во всех сферах жизни семьи [23, С.151-154].

Идеологические клише перестройки, ориентация личности на «свободу» и «независимость», в частности, от семьи изменили общественное сознание относительно социального содержания и функций института брака. Результаты репрезентативного выборочного социолого-демографического обследования «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (лето 2004 г.) показали, что в России в последние два десятилетия произошла «тихая революция» в отношении к браку. Поколения россиян, родившиеся во второй половине 1960-х гг. и позже, все чаще начинают совместную жизнь с партнером не с регистрации брака. По всем параметрам брак как формальный союз теряет свою популярность [16].

Широкое распространение получает «гражданский брак», который подразумевает невмешательство институтов государства и церкви в межличностные отношения сексуальных партнеров, предоставляет личности большую свободу и меньшую ответственность. Типичным, социально одобряемым стал развод. Сегодня сама социальная ситуация служит катализатором к разводу. Процедура развода, которая закреплена в Семейном кодексе Российской Федерации, максимально облегчена, а Интернет пестрит объявлениями:

«Хотите развестись? Сделаем это без Вашего участия!». В середине 1990-х гг., когда показатели разводов достигли своего первого пикового значения, была введена система брачного договора. В статье 40 Семейного кодекса РФ, принятого Государственной думой РФ 8 декабря 1995 г., говорится, что «брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения» [1].

С момента принятия нового Семейного кодекса РФ прошло более десяти лет, брачный договор пока еще мало освоен россиянами на практике, но в сознании людей он постепенно завоевывает свое место. Как показывают данные исследования «Брачный рынок Москвы как зона престижа и социального контакта», проведенного в декабре 2006 г. Службой социологических рейтингов Российского государственного социального университета (опрошены 500 москвичей по репрезентативной выборке), почти половина жителей Москвы (48,4%) воспринимают саму идею заключения брачного договора позитивно. Чаще она импонирует молодежи, особенно в возрасте 25-34 лет (76,1%), обеспеченным людям (76,2%).

Хотя тот интерес к брачному договору, который респонденты, особенно молодые, проявили в ходе опроса, носит на сегодняшний день чисто «теоретический» характер, (среди опрошенных москвичей только 1,6% заявили, что они имеют личный опыт заключения брачного договора), постепенно брачный договор все же прокладывает себе дорогу на российском семейно-брачном пространстве. Уже сегодня число тех, кто выражает желание в перспективе заключить брачный договор, среди москвичей достигло 21,4%. Причем среди молодежи в возрасте до 25 лет этот показатель лишь немногим меньше половины (46,7%), а среди учащейся молодежи и студентов он достигает 64,7%. Немало (34,8%) потенциальных «контрактников» и среди 25–34-летних опрошенных. Наконец, брачный договор кажется привлекательным лично для себя некоторым респондентам среднего и даже пожилого возраста (19,5% среди 35–54-летних и 6,9% среди 55-летних и старше) [29].

Изучив историческое становление понятия семьи и развитие семейных отношений в России можно сделать следующие выводы.

Основная современная тенденция развития семейных отношений – переход от патриархальных семейных устоев к демократическим. Жизненные ориентации россиян направлены на семью, семейные занятия, семейный досуг. Кризис общества привел к «одомашниванию» образа жизни многих людей как адаптационному механизму. Все больше семей стало опираться на свои внутренние ресурсы. Можно говорить об определенной стабилизации семьи как социального института.

Глава 2. Анализ состояния семейных ориентаций современной молодежи

2.1. Брак и семья в системе взглядов современной молодежи

На современном этапе большой интерес представляет изучение мнения молодежи о причинах разводов, влияние супружеских ролей на достижение гармоничной семейной жизни.

Показательны мотивы добрачного поведения молодежи. В России сохраняется стойкая ориентация общества на брак. За последние десятилетия существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие.

Изучая добрачное поведение студентов рамках Всероссийского мониторинга социально-экономического положения семьи (См. Приложение, Таблица 1.1.), был проведен опрос мнения молодежи о периоде ухаживания, сущности добрачных отношений. Почти 94% студентов обоего пола допускают добрачный сексуальный опыт. При этом среди 6% принципиально не допускающих добрачную сексуальную связь, женщин в 4 раза больше, чем мужчин [36, С.58].

Большой интерес представляют мотивы добрачных сексуальных связей (См. Приложение, Таблицы 1.2; 1.3.).

Обращает на себя внимание, что более 20% студентов обоего пола затруднились обосновать необходимость сексуального опыта.

Очевидно, что нравственно-этическая позиция молодежи резко отличается от установок старших поколений. У молодых людей, живущих в столице, выбравших престижные профессии, упала запретительная норма, предписывающая добрачное целомудрие. Можно предположить, что в условиях села, поселка городского типа или малого города, где социальный контроль осуществляется в процессе непосредственного соседского общения, результаты могут быть иными. Эта проблема требует специального исследования.

При массовом совпадении мужских и женских оценок добрачного поведения ощутимы и серьезные различия в жизненных целях и настроениях девушек и юношей. Ответы женщин часто отражают конфликт между нравственными нормами и конкретной жизненной ситуацией. Так, большинство студенток предпочли бы добрачную связь только с будущим супругом, тогда как у мужчин не существует подобной установки. Очевидно, что у многих молодых мужчин секс не связан с ответственностью судьбу женщины. Здесь явственно проступает обратная сторона женской доступности, которой нередко пользуются мужчины.

В социальном исследовании, посвященном особенностям брачного выбора в России, выявлена современная ориентация молодежи на брак не с целью создать семью, а узаконить сексуальные отношения. Это наводит на размышления о том, что при всей эволюции отношений между полами в сторону демократизма российская традиция толкает молодежь на заключение брака ради соблюдения приличий [13, С.57].

Одно из последних масштабных всероссийских исследований мнения молодежи об основных жизненных ценностях провели в 2008 году социологи из фонда «Общественное мнение» (ФОМ), назвав его «Поколение –ХХI». Опрос проводился в 63 регионах России [31].

Большинство молодых россиян от 17 до 26 лет убеждены, что материальное положение зависит от самого человека. Первостепенной ценностью молодые люди обоего пола назвали семейное счастье и наличие детей.

Весьма показательны результаты (См. Приложение, Таблица 1.4.), полученные при опросе пар, подающих заявления на регистрацию брака впервые (возраст от 21-29 лет) [13, С.57].

Только у 20% вступающих в брак молодых пар оценки характера друг друга положительные.

Больше половины женихов и невест еще до брака не удовлетворены характером друг друга. Поражает, что около 40% женихов обеспокоены приверженностью к спиртному своей будущей жены. Вместе с тем будущие супруги уверены, что после свадьбы им будет легче исправить то, что им не нравится в партнере.

Опрос столичных студентов (См. Приложение, Таблица 1.5.), поведенный в 2008 году (опрошено более тысячи респондентов), показал рост числа студентов обоего пола (от 50 до 80%), которые не собираются считаться с мнением родителей при выборе будущего супруга. Значительно выросла самостоятельная позиция у мужчин [36, С.61].

Около 40 % студентов-мужчин отрицают ранние браки. Молодые неженатые мужчины имеют внутреннюю установку на самостоятельность и автономию [13, С.48].

Больше половины студентов обоего пола считают, что заключать брак надо со сверстниками в интервале от 21 до 25 лет.

Уровень подготовленности молодежи к браку является крайне низким. Преобладает не рациональный, а эмоциональный подход к браку, завышенный романтизм, отсутствие важнейших психологических и бытовых навыков.

Важным условием стабильности брака молодые люди называют его гомогенный характер, т.е. совпадение образовательного и интеллектуального уровня супругов. Прогнозируя свое семейное будущее, студенты представляют союз любящих, верных супругов, заботливых воспитателей детей [35, С.186].