Содержание
стр. | ||
Введение | 3-4 | |
Глава 1. Становление понятия семьи как социального института: история и современность. | 5-17 | |
1.1. | Семья как социальный институт | 5-10 |
1.2. | Российская семья ХХI века | 11-17 |
Глава 2. Анализ состояния семейных ориентаций современной молодежи | 18-34 | |
2.1. | Брак и семья в системе взглядов современной молодежи | 18-21 |
2.2. | Ценностные и семейные ориентации молодежи Республики Башкортостан | 22-29 |
2.3. | Государственная поддержка молодой семьи в Российской Федерации и в Республике Башкортостан | 30-35 |
Глава 3. Совершенствование семейных ориентаций современной молодежи | 36-42 | |
3.1. | Основные тенденции оздоровления семейных ориентаций современной молодежи | 36-39 |
3.2. | Основные направления совершенствования государственной молодежной политики | 40-43 |
Заключение | 44-45 | |
Список использованной литературы | 46-49 | |
Приложение | 50-53 |
Введение
С семьей связана судьба каждого человека на Земле. Это общечеловеческое, универсальное явление. Как объект научного изучения оно не имеет аналогов, поэтому существует множество направлений его теоретического осмысления. Как отмечал в своем ежегодном Послании Президент Республики Башкортостан «Семья - главный институт общества, она играет важную роль в жизни каждого человека, в воспитании подрастающих поколений.»[4].
В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи: ухудшается нравственно-психологический климат в молодежных семьях; растет число разводов; ухудшаются нравственно-половые нормы молодежи; наблюдается отрицание большинством молодых семей, в том числе студенческих, принципов совместного проживания старшего поколения; происходит преобладание профессионально-карьерных ценностей над семейными; наблюдается распространение разнообразных форм брака.
Актуальность темы обусловлена необходимостью выявления семейных ориентаций молодежи, обусловленных потребностью решения существующих на сегодня проблем в отношении семейных традиций и их влияния на воспитание и образование подрастающего поколения.
Цель работы определить основные тенденции оздоровления семейных ориентаций молодежи и направления совершенствования семейных ориентаций современной молодежи.
Для достижения обозначенной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
· определение места и роли семьи как социального института;
· изучение основных тенденций развития российской семьи на современном этапе;
· анализ современных взглядов молодежи на институт семьи и брака;
· раскрытие современных семейных ориентаций молодежи Республики Башкортостан;
· анализ действующего законодательства, с целью определения основных направлений государственной молодежной политики;
· определение основных тенденций оздоровления семейных ориентаций молодежи;
· определение основных направлений совершенствования государственной молодежной политики.
Объектом исследования являются молодежь и ее ценностные ориентации в современном обществе.
Предметом исследования – семейные ориентации современной молодежи Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Глава 1. Становление понятия семьи как социального института: история и современность
1.1. Семья как социальный институт
Социология семьи занимает одно из первых мест в исследовании социальной жизни. Изучение проблем брака и семьи – наиболее развитая отрасль социологического знания. Научные исследования семьи служат прочным основанием для выработки государственной социальной политики.
Многозначность семьи как социального феномена заключается в сочетании функций социального института с автономной целостностью семьи как малой социальной группы. Теоретическое поле исследования семьи связано с широким кругом проблем соотношения проблем соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, взаимосвязи семьи и личности в социальном контексте, а также на уровне первичных, межличностных отношений. Комплексный подход к изучению семьи требует создания таких научных моделей, которые в состоянии отразить диалектику макро- и микропроцессов, происходящих как на уровне общества, так и индивидуального, личностного семейного поведения, т.е. осуществить анализ семьи как системы.
Семья – сплав социального и биологического, что составляет ее главную отличительную характеристику в системе социальных институтов и малых социальных групп. Социально-биологическая сущность семьи определяет необходимость применения диалектического метода в изучении единства и противоречий между семьей и обществом, а также в сфере внутрисемейной жизнедеятельности, включающей гендерные и межпоколенческие отношения.
При нормальном развитии общества одни поколения передают другим накопленные материальные и духовные богатства. Каждое новое поколение должно обладать большим материальным и духовным потенциалом, чем предыдущие, тогда обеспечивается нормальное прогрессивное развитие человечества. Таким образом, семья, несущая функции передачи традиций предшествующих поколений, обеспечивает важнейший механизм прогресса.
Мыслители древнего мира, включая античность, рассматривали семью с позиций теологических и патриархальных представлений. Семья считалась исходной микромоделью общества, все социальные отношения выводились из семейных, а само общество представлялось разросшейся вширь семьей со всеми патриархальными атрибутами: авторитарностью, собственностью, жесткой субординацией внутрисемейных отношений.
Эмиль Дюркгейм, рассматривает институт семьи как часть социальной реальности, включенной в универсальный порядок. Семья – устойчивое, основательное явление, подчиненное объективным законам бытия. Семья – форма коллективной жизни, форма ассоциации индивидов. Общество как социальная реальность всегда автономно по отношению к индивиду [15, С.141].
Знаменитый представитель классического направления социологии Макс Вебер не изучал семью как специальный объект социологического анализа, но его методологические подходы весьма плодотворны для социологии семьи [12, С.61-212].
Основная идея веберовской социальной философии – рационализация социальной жизни – предполагает возможность оптимизации межчеловеческих взаимоотношений и культуры семейных отношений. Веберовское понятие социального действия сделало его учение «понимающей социологией». Вебер выделяет специфику человеческого поведения, отличающегося осознанностью и учетом ожиданий других людей. Понимающая социология Вебера – классический фундамент позитивистских теорий семьи.
Определение семьи, вошедшее во все отечественные учебники социологии без ссылки на авторов, было дано К.Марксом и Ф.Энгельсом в совместном труде «Немецкая идеология»: семья – это отношение между мужем и женой, родителями и детьми [24, С.27, 28].
Марксистская социология связывает существование семьи на всем протяжении ее истории со способом производства. Подчеркивается неразрывная связь средств производства с производством самой жизни. В марксистской трактовке вся социальная история связана с двояким отношением: производством средств к жизни посредством труда и производством жизни посредством рождения. Люди, ежедневно заново производящие свою собственную жизнь, начинают производить других людей, размножаться [24].
Развивая материалистический взгляд на семью, Ф.Энгельс в своем знаменитом труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» утверждает, что определяющим моментом истории является производство непосредственной жизни. С одной стороны – производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и т.д., с другой – производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки каждой определенной исторической эпохи и каждой страны определяются этими двумя видами производства: ступень развития с одной стороны – труда, с другой – семьи. Семья содержит в миниатюре все те противоречия, которые позднее широко развиваются в обществе и в его государстве [24, С.25, 26, 61].
Россия, ставшая полигоном реализации марксистского учения, стала родиной многих теоретических идей, мало известных в социологической литературе, но лежавших в основе социальной политики советского государства.
В обществоведении советского периода утвердилось понятие «социалистическая семья». Социалистическая семья в ее советской форме была провозглашена новой исторической формой семьи. При этом утверждалось, что в противовес развитию самой прогрессивной формы семьи – социалистической происходит деградация буржуазного брака как продукта разлагающегося капиталистического общества. Это положение пропагандировалось средствами массовой информации, литературой, кинематографом и прочно вошло в общественное сознание, превратившись в мировоззренческое. Прямой отход от научной методологии изучения семьи как общественного явления выразился в предельной прямолинейности, вульгаризации суждений о буржуазной семье.
На протяжении ХХ века и до начала ХХI века неопозитивизм последовательно развивает идеи социального равновесия как непременного условия выживания человечества. Поскольку семья образует базовые предусловия функционирования социума, главнейшим теоретическим вопросом является соотношение семьи и общества.
Особую роль в разработке этой проблемы сыграла теория американского социолога Толкотта Парсонса (1902-1979), которую он назвал «системой социального действия».