Еще дальше пошел в этом направлении французский ученый Ламбер. По его мнению, Законы XII таблиц как особый законодательный памятник так же малодостоверны, как Jus Papirianum или как две доски заповедей Моисеевых. Сама римская традиция о создании Законов XII таблиц децемвирами возникла в Риме не ранее начала II в. до н. э. и полна противоречий. В действительности, говорит Ламбер, то, что называется Законами XII таблиц, есть не законодательный кодекс, а простое собрание старинных юридических обычаев, появившееся еще позже, чем думал Пайс – именно в начале II в. до н. э., и составленное известным юристом того времени – Секстом Элием Петом.1
Эти попытки опровергнуть даже самое существование Законов XII таблиц встретили, однако, весьма серьезный и вполне убедительный отпор со стороны всех наиболее видных представителей современной науки. Так, например, французский историк Жюль Жирар, среди многих других соображений усматривает невозможность позднего появления Законов XII таблиц, ввиду самого характера содержащихся в них положений. Эти положения предполагают общество мелких земледельцев, архаический процесс, небольшую территорию. Затем, с гипотезой Пайса или Ламбера совершенно не вязались многочисленные довольно ранние законы, отменяющие или дополняющие Законы XII таблиц (например, lex Aquilia, lex Furia de legatis и т.д.).
Современные ученые неоднократно пытались собрать воедино все эти отдельные переданные нам положения Законов XII таблиц и расположить их в таком порядке, в каком они находились на каждой из первоначальных таблиц. При этих попытках реконструкции руководились следующим соображением. В дошедшем до нас Юстиниановском своде сохранились выдержки из комментария к Законам XII таблиц, написанного Гаем и состоявшего из шести книг. Предположив, что Гай следовал порядку Законов XII таблиц и каждую одну книгу своего комментария посвящал двум таблицам подлинного законодательства, на основании содержания известных отрывков можно придти к следующему распределению: на таблицах I и II находились положения о гражданском процессе, на III – производство против несостоятельного должника, на IV – положения об отцовской власти, на V и VI – опека, наследование и собственность, на VII и VIII – обязательственные отношения, на IX и X – jus publicum и sacrum и на XI и XII – различные дополнительные статьи. Все эти построения, однако, лишены достаточной научной прочности, и прежде всего они противоречат общему обычаю древних при начертании законов или других актов на досках писать сплошь до конца доски и затем переходить на другую без всяких соображений относительно содержания.
Как видно уже из приведенного перечня общего содержания, Законы XII таблиц касались почти исключительно гражданского права и процесса; из других областей (права государственного или уголовного) есть только несколько совершенно разрозненных постановлений вроде, de capite civis nisi per maximum comitiatum ne ferunto (положение o provocatio), privilegia ne inroganto (запрещение привилегий) и некоторые другие. Обо всех важнейших постановлениях гражданского права будет идти речь ниже – в истории гражданского права; постановления, касающиеся гражданского процесса, в значительной части уже изложены в учении о legis actiones.1
Что же послужило источником Законов XII таблиц, материалом при их составлении? Нередко высказывается мнение, что на Законы XII таблиц оказало большое влияние греческое право. Это мнение как бы подтверждается преданием о посылке депутации в Грецию и об участии в составлении некоего грека Гермодора Эфесского. Однако ближайший анализ известных нам положений Законов XII таблиц приводит к заключению, что если вообще заимствования из Греции (через посредство греческих колоний в Южной Италии) были, то они, во всяком случае, отразились лишь на сравнительно немногих и несущественных положениях. Огромное же большинство содержащихся в этих законах норм представляет из себя не что иное, как исконные римские обычаи. Децемвиры, по всей вероятности, только формулируют и кодифицируют их, лишь изредка внося что – либо новое в интересах большей ясности и определенности и в соответствии с выяснившимися потребностями времени.
Законы XII таблиц имели громадное значение для дальнейшего развития римского права. Явившись, с одной стороны, синтезом всей предшествовавшей эпохи обычного права, они, с другой стороны, послужили основой для дальнейшего движения вперед.
Возможно, что те или другие детали в вышеизложенном историческом взгляде на Законы XII таблиц переданы нам не совсем верно, но я считаю, что отрицать на этом основании само существование их как прямого законодательного памятника, нельзя.
Глава 2. Вещные (имущественные) права по Законам XII таблиц.
2.1 Понятие вещей, классификация. Способы приобретение вещных прав.
В римском праве отсутствует понятие вещи, но его можно воссоздать в том виде, в каком оно воспринималось самими римлянами. С их точки зрения, вещь-это то, по поводу чего у субъекта возникает право, в самом общем смысле этого социального явления, а так же это определенная часть живой или неживой природы. Римский юрист II века Гай под вещью понимал:
телесные предметы (rescorporalеs) – все материальные предметы внешнего мира;
бестелесные вещи (resincorpoles) – вещи нематериальные, т.е. ненаделенные реальным существованием. Это определенные права (например, наследство, обязательство, узуфрукт и т.д.).
Для раннего состояния римского права характерно деление вещей на манципируемые и неманципируемые.
Манципируемые вещи (resmancipi) – главные средства земледелия, наиболее ценное имущество (земля, рабы, крупный домашний скот), отчуждение которого осуществлялось в сложной форме – в виде манципации (древнейшая сделка купли – продажи). Манципация проходила в строго установленной форме с обязательным участием не менее пяти свидетелей. Пропуск какого-либо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей являлось достаточным основанием для признания сделки недействительной, даже если она уже была исполнена. Неманципируемые вещи (resnecmancipi) – остальные предметы домашнего обихода (мебель, продовольствие, мелкий скот и т.д.), которые могли отчуждаться без всяких формальностей путем простого вручения приобретателю.1
В сочинениях римских классических юристов было разработано и широко применялось в практике разрешения судебных дел деление на вещи в обороте и вне оборота, вещи движимые и недвижимые, делимые и неделимые, потребляемые и непотребляемые, определяемые родовыми признаками и индивидуально – определенные. Рассмотрим это деление.
Вещи в обороте (resincommercio) – это объекты купли-продажи, мены, дарения. Они могли принадлежать каждому и свободно отчуждаться третьим лицам. Вещи, изъятые из оборота (resextracommercium), не подлежали отчуждению. Это священное имущество – храмы, предметы религиозного культа; публичные вещи и общие вещи – дороги, площади, гавани, театры, бани, а также море, свободно текущая вода, т.е. то, что нельзя продать, подарить.
Вещи движимые (resmobiles) – пространственно перемещаемые вещи (те вещи, которые приходят в движение собственной силой: рабы, животные, мебель, другая утварь). Вещи недвижимые (resimmobiles) – земельные участки и все созданное на них (строения, насаждения), кроме того – недра и пространство над землей.
К неделимым вещам (resindivisibiles) относились те, которые при делении утрачивали свою субстанцию (корабль, шкаф). Делимые вещи (resdivisibeles) сохраняли свою субстанцию при делении, их часть – это прежнее целое, но в уменьшенном объеме (масло, вино, песок). В случае невозможности материального разделения вещи она переходила в собственность одного, а другие наследники получали денежную компенсацию.
Вещи потребляемые (resconsumptibiles) – те, которые материально уничтожаются при их однократном использовании (продукты, деньги – самые потребляемые в мире вещи). Вещи непотребляемыe (res non consumptibiles) не уничтожаются от употребления (обручальное кольцо), а если уничтожаются, то постепенно (платье, обувь).
Вещи, наделенные родовыми признаками (genues), определялись весом, мерой, числом (зерно, вино, песок и т.д.). Родовая вещь юридически считалась не подверженной гибели, ибо она всегда могла быть заменена другой однородной вещью или другой партией однородных вещей. Отсюда правило: "Generanonpereunt" ("Род не погибает").
Вещи индивидуально – определенные (species), в отличие от родовых, могли быть выделены из числа подобных им вещей (например, раб Октавий, имение Аттика и т.д.) и были ценны именно своей индивидуальностью. Юридическое значение такого деления заключалось в том, что при гибели индивидуально-определенной вещи договор прекращался, т.к. должник уже не имел возможности передать другую такую же вещь. Такие вещи замене не подлежали, а риск случайной гибели вещи нес ее собственник.
В римском праве имелись и другие деления вещей – главные и придаточные, части вещи, принадлежность, плоды, вещи простые и сложные. Такое дробное деление свидетельствует о высоком уровне правового регулирования отношений по поводу вещей. Многое из сделанного римскими юристами в этой области сохраняет свое значение и в настоящее время. Конструкция вещи, разработанная в Древнем Риме, продолжает жить в современных правовых системах: подразделения римской классификации видов вещей оказались столь жизнеспособны, что вошли во многие законодательства, в том числе в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Законы XII таблиц строго ограничивали способы приобретения вещных прав, среди них:
1) манципация – воображаемая продажа, происходившая в присутствии 5 свидетелей и весовщика. Нарушение обряда манципации влекло за собой признание сделки недействительной;
2) традицио – простая передача неманципируемой собственности за деньги, под поручительство или залог;
3) спецификация – создание новой вещи из чужого материала или соединение нескольких вещей в одной – главной;