Смекни!
smekni.com

Преступность несовершеннолетних и ёё профилактика (стр. 3 из 24)

В целом по России уголовная статистика на протя­жении длительного периода времени фиксировала тенденцию постоян­ного, но в то же время относительно плавного роста преступности несо­вершеннолетних — по числу выявленных лиц, совершивших преступ­ления, в среднем на 11—12% каждые пять лет.

Начиная с 1991 г. тенденция существенно изменилась. Прирост числа зарегистрированных несовершеннолетних, совершивших пре­ступления за период 1991-1995 гг. составил 43%. Ученые тенденцию начала 90-х гг. ХХ века связывают с переходным периодом в РФ. В 1998 г. было выяв­лено 189293 преступлений несовершеннолетних, в 2000 г. – 195426, в 2002 г. – 177518, в 2004 г. – 154414 преступлений. Таким образом, налицо динамика последних лет на снижение количества преступлений несовершеннолетних[13]. Но не будем забывать, что весомым криминогенным фактором современной преступности является ее латентность. Как отмечают криминологи, за прошедшее столетие преступность в среднем увеличилась на порядок. Авторы сборника “Криминогенная ситуация в Российской Федерации в начале XXI”, анализируя динамику преступности несовершеннолетних в 1997, 1998 и 1999 годах по сравнению с современным этапом, пишут о явлении синусоидного роста этого вида преступности, когда за фазой роста происходит фаза стабилизации, а через некоторый период времени снова начинается рост преступлений, но уже выше предыдущего периода (“ступенчатое восхождение” графика)[14]. Ежегодно в мире регистрируется до 450-500 млн. преступлений на 6 млрд. населения, т.е. 8 тыс. деяний на 100 тыс. населения. Реальная преступность вдвое выше. Латентная (незаявленная, неучтенная, неустановленная) преступность даже в самых развитых странах равняется регистрируемой. В России соотношение регистрируемой и неучтенной преступности составляет 1: 5, т.е. на одно учтенное преступное деяние приходится 4-5 реально совершенных, но незаявленных, остающихся безнаказанными. Безнаказанность, как показывает практика борьбы с преступностью, приводит к новым ее проявлениям[15].

Заглянем в историю. Из данных, отражающих число осужденных несовершеннолетних, видно, что ранее наиболее интенсивный рост преступности лиц этого контингента наблюдался в послевоенный период в течение 1945— 1947 гг. Он был значительным, особенно если сравнивать соответст­вующие показатели применительно к довоенным годам. В 1945 г. было, например, осуждено несовершеннолетних почти в три раза больше, чем в 1935 г. В дальнейшем по мере устранения последствий войны, начи­ная с 1947 г. до 1960 г. в динамике преступности несовершеннолетних отчетливо прослеживается тенденция постепенного снижения. В 1960 г. было осуждено всего 13 410 несовершеннолетних. С 1961 г. все последующие годы фиксируется практически стабильный рост пре­ступности несовершеннолетних при незначительных ее снижениях в отдельные годы[16].

Из приведенных данных (см. Таблицу 1 в Прилжении) видно, что на протяжении периода 1966-1990 гг. наблюдается постоянный, устойчивый рост количества несовершеннолетних, совершивших преступления.

Тенденция значительного роста преступности несовершеннолетних еще более наглядно проявляется по числу совершаемых ими преступ­лений в постперестроечное время. В 1996 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 202 935 преступлений, совершенных несовершеннолетними, что в 6,6 раза больше по сравнению с 1961 г.

Преступность несовершеннолетних в России в последнее десятиле­тие росла примерно в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы. В 1997 г. из каждых 10 тыс. подростков в возрасте 14—17 лет совершали преступления 203 человека, против 166 человек в 1985г.[17]

В результате в настоящее время несовершеннолетние — одна из наи­более криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения.

По данным таблицы 2 (см. в Приложении) построим рисунки 1-3.

Рисунок 1. Количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними в России

Рисунок 2. Уровень преступлений, совершенных несовершеннолетними в России на 100 тыс. жит. в возрасте 14-17 лет

Рисунок 3. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними в России в общей преступности, %

Как явствует из приведенных данных, коли­чество зарегистрированных в России преступлений, совершенных не­совершеннолетними или с их участием, выросло с 1987 г. по 1998 г. в 1,6 раза (по сравнению с 2004 г. — в 1,16 раза), уровень этих преступлений за 1988 – 2004 гг. вырос в 1,04 раза (уровень в 1988 – 1994 гг. вырос 1,5), тогда как в общем количестве преступлений сократилась на 36,4%. Последнее обстоятельство объясняется тем, что темпы ро­ста преступности несовершеннолетних были существенно ниже тем­пов роста всей преступности (с 1988 по 2004 г. количество и уровень всех преступлений выросло в 2,5 раза).

Характеристика отдельных видов преступлений, совершенных несо­вершеннолетними или с их соучастием, представлена в таблице 3 (См. в Приложении).

По данным таблицы 3 построим рисунок 4.

Рисунок 4. Доля несовершеннолетних, совершивших различные преступления в России, в общем количестве расследуемых преступлений

Как вид­но из приведенных данных, за указанный период времени возрастает доля несовершеннолетних в совершении таких тяжких насильствен­ных преступлений, как умышленное убийство (в 1,44 раза) и умыш­ленное причинение тяжкого вреда здоровью (в 1,6 раза) при устойчи­вом сокращении доли несовершеннолетних в изнасилованиях и всех преступлениях против собственности. «Вклад» несовершеннолетних во взяточничество и преступления, связанные с наркотиками, довольно стабилен.

Более «благоприятные» тенденции преступности несовершеннолет­них по сравнению со взрослой преступностью гипотетически могут объясняться относительно лучшей адаптацией несовершеннолетних к современным условиям российского бытия. Однако, во-первых, за счет чего происходит эта «адаптация»: в результате большей наркотизации? Ухода в криминальные структуры, латентность деятельности которых очень высока? Во-вторых, не есть ли это последствия более высокой латентности преступлений несовершеннолетних?

Приведенные статистические сведения и расчеты не отражают всех особенностей состояния и динамики преступности несовершеннолет­них, причем даже в том минимальном объеме, который необходим для разработки более эффективных мер борьбы с данным явлением. Надеж­ную дополнительную информацию для более глубокого его изучения и анализа дают многие сведения о преступности несовершеннолетних, которые за последние годы получены криминологами. Используя их, можно достаточно точно охарактеризовать преступность несовершен­нолетних как с точки зрения ее наиболее существенных территориаль­ных различий (исходя из уровня, структуры и динамики преступности в отдельных регионах страны), так и по видовым изменениям структу­ры совершаемых подростками преступных деяний[18].

Установление региональных различий преступности несовершен­нолетних позволяет не только учитывать специфику местных условий для более целенаправленной профилактики преступности и лучшей борьбы с ней, концентрации сил и средств на наиболее неблагополуч­ных территориях, но и решать более общую задачу — конкретизировать представления о причинах преступности, о тенденциях изменений ее состояния и путях преодоления;

Статистические наблюдения показывают, что уровень преступности в различных регионах Российской Федерации меняется и в то же время в течение длительного периода существуют устойчивые различия в ряде республик, краев и областей, экономических зон страны. Имеет место не менее устойчивая дифференциация уровней преступности по отдель­ным городам, районам, населенным пунктам, предприятиям и т.д.

Статистические данные правоохранительных органов свидетельст­вуют, что за счет постоянного сокращения в течение длительного перио­да умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, разбоев и ху­лиганств их совокупный удельный вес в общей структуре преступности несовершеннолетних снизился с 30% в период 1966—1970 гг. до 11% в период 1986—1990 гг., т.е. почти в 3 раза. Однако начиная с 1991 г. имен­но по этим видам преступлений наметился наиболее интенсивный рост. По сравнению с периодом 1986—1990 гг. увеличилось число совершен­ных несовершеннолетними умышленных убийств (с покушениями), умышленных тяжких телесных повреждений, разбоев[19].