Смекни!
smekni.com

Судебная практика по наследственным делам (стр. 4 из 6)

Представитель истицы в судебном заседании пояснил, что считает исковые требования о признании действительности завещания в чрезвычайных обстоятельствах законными и обоснованными. Состояние здоровья Джафарова Г.К. не позволило ему в установленном законом порядке нотариально оформить свою последнюю волю, в связи с чем родственники приняли меры к составлению завещания в больнице. То условие, что в завещании отражены истинные обстоятельства, подтверждаются показаниями свидетелей, в присутствии которых оформлялось данное завещание, а также фактом удостоверения завещания главным врачом медицинского учреждения.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Джафарова Д.В. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования Джафаровой Е.Г. и пояснила, что в 1984 г. она вступила в зарегистрированный брак с Джафаровым Г.К., от брака имеет дочь - Джафарову Е.Г. На протяжении многих лет супруг страдал тяжелым заболеванием, неоднократно лежал в стационаре, она и дочь осуществляли за ним уход. В октябре 2004 г. его состояние ухудшилось, и он был помещен на лечение в городскую больницу N 4. За несколько дней до смерти супруг сообщил, что хочет составить завещание. По состоянию здоровья он не был транспортабелен и не мог идти к нотариусу. Вызвать нотариуса в больницу они не смогли, поскольку предстояли выходные дни, а для выезда нотариуса по вызову необходимо записываться в очередь. Поскольку ухудшение состояния Джафарова Г.К. прогрессировало, они решили оформить завещание в условиях лечебного учреждения. Супруг не мог собственноручно написать завещание, поскольку к тому времени не передвигался самостоятельно. Текст завещания она написала в присутствии свидетелей, после чего завещание было удостоверено главным врачом больницы. Завещание было составлено 30.10.2004 г., в нем была изложена последняя воля супруга относительно имущества, а 02.11.2004 г. он умер в больнице. После его смерти они обратились к нотариусу для оформления своих наследственных прав, однако им было отказано в совершении нотариального действия со ссылкой на несоответствие завещания требованиям закона.

Ответчик Джафарова Ф.Г. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что Джафаров Г.К. - ее родной отец. Когда ей было 6 лет, отец и мать расстались, впоследствии отец создал другую семью. Истица Джафарова Е.Г. приходится ей сводной сестрой. На протяжении длительного времени отец тяжело болел. Она поддерживала отношения с отцом, но общалась с ним нечасто. Когда отец лежал в последний раз в больнице, она навестила его один раз, при этом отец был в сознании, они разговаривали, при этом он ничего не говорил по поводу завещания через некоторое время ей стало известно, что отец умер, о смерти отца ей никто не сообщил, поэтому на похоронах отца ее не было. Исковые требования Джафаровой Е.Г. она считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку обстоятельства, при которых было составлено завещание, не являются чрезвычайными. О своем заболевании отец знал многие годы, и если бы хотел оформить завещание, он мог бы сделать это раньше. Супруга отца - Джафарова Д.В. имела возможность оформить завещание нотариально либо иным, предусмотренным законом способом, однако этого сделано не было, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.

Третье лицо - Григорьев С.А. в судебном заседании пояснил, что он приходится братом Джафаровой Д.В. супруг сестры - Джафаров Г.К. несколько лет был тяжело болен, неоднократно лежал в стационарах. В октябре 2004 г. его состояние ухудшилось, и он был госпитализирован. 30.10.2004 г. Джафаров Г.К. сказал, что хочет оформить завещание на случай своей смерти. Он, т.е. Григорьев С.А., поехал к нотариусу по данному вопросу, однако это был субботний день , нотариус работал только до обеда ему разъяснили, что для вызова нотариуса в больницу следует записываться заранее, поскольку существует очередь. В связи с указанными обстоятельствами было решено оформить завещание в больнице, что и было сделано. Свою волю относительно завещания Джафаров Г.К. изложил устно, а Джафарова Д.В. написала завещание, после чего Джафаров Г.К. собственноручно расписался. Все было сделано добровольно. Из пояснений третьего лица Григорьева С.А. следует, что исковые требования Джафаровой Е.Г. он считает законными и обоснованными, поскольку завещание составлялось в чрезвычайных обстоятельствах.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные материалы, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Джафаров Г.К. состоял в зарегистрированном браке с Джафаровой Д.В. с 07.07.1984 г. От брака супруги имеют дочь Е.Г., 07.01.1987 г.р.

30.10.2004 г. было составлено письменное завещание от имени Джафарова Г.К., согласно которому последний на случай своей смерти все свое имущество, в том числе 1/2 долю квартиры, расположенной по адресу: г. Ставрополь, ул. Морозова 66-А, кв. 69, завещал дочери - Джафаровой Е.Г., а также Григорьеву С.А., Григорьевой М.А., Григорьевой С.С. Указанное завещание удостоверено главным врачом городской больницы N 4 Анисимовым И.Н. и подписано свидетелями: Драпеза Е.М., Головиной Е.Ф., Старокожевым С.И., Шиловым А.А.

23.03.2005 г. Джафарова Е.Г. обратилась с заявлением к нотариусу для оформления наследственных прав.

Постановлением от 23.03.2005 г. нотариуса по Ставропольскому городскому нотариальному округу Кашуриной М.Н. отказано в совершении нотариального действия по заявлению Джафаровой Е.Г. Основаниями для отказа послужили следующие обстоятельства: в соответствии со ст. 1125 ГК РФ завещание должно быть написано завещателем или записано с его слов. При этом завещание, записанное со слов завещателя, до его подписания должно быть полностью прочитано завещателем либо оглашено ему, о чем на завещании делается соответствующая запись с указанием причин, по которым завещатель не смог его лично прочитать. Завещание должно быть собственноручно подписано завещателем, зарегистрировано в книге регистрации завещаний, при удостоверении завещания завещателю и свидетелям делается разъяснение содержания ст. 1123 и 1149 ГК РФ, о чем делается соответствующая запись на завещании. В соответствии со ст. 1127 ГК РФ завещание должно быть подписано завещателем в присутствии лица, удостоверяющего завещание и свидетеля, также подписывающего завещание, а также завещание должно быть направлено лицом, удостоверяющим завещание, через органы юстиции нотариусу по месту жительства завещателя. В представленном завещании не соблюдены требования вышеуказанных статей ГК РФ: не указано место удостоверения завещания, не указано, написано ли завещание завещателем собственноручно или записано с его слов, не указано прочитано ли завещание завещателем лично или прочитано ему вслух, нет сведений о присутствии лица, удостоверяющего заявление при подписании завещания завещателем, и неясно, подписано ли оно самим завещателем, отсутствует номер регистрации завещания, не разъяснено содержание ст. 1123, 1149 ГК РФ, а также лицо, удостоверившее завещание, не направило его к нотариусу. Кроме того, текст завещания не позволяет полностью выяснить волю завещателя и определить, какая доля квартиры должна перейти Джафаровой Е.Г.

В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля Драпеза (Синицына) Е.М. показала, что с 2002 г. она работала врачом приемного отделения Ставропольской городской больницы N 4. В октябре 2004 г. в отделении нефрологии указанной больницы проходил лечение Джафаров Г.К. по поводу почечной недостаточности на фоне сахарного диабета. В один из дней, когда она дежурила, точной даты в настоящее время назвать не может, родственники Джафарова Г.К. пригласили ее в палату и попросили удостоверить завещание. Она согласилась и пришла в палату. Текст завещания писала супруга Джафарова Г.К., сам он при этом присутствовал, завещание было оглашено вслух, после чего Джафаров Г.К. расписался в нем. Несмотря на тяжелое физическое состояние, больной находился в ясном сознании, вел себя адекватно, отвечал на вопросы.

Свидетель Старокожев С.И. в судебном заседании показал, что осенью 2004 г. он проходил лечение в нефрологическом отделении больницы N 4 города Ставрополя. В одной палате вместе с ним лежал Джафаров Г.К., за которым ухаживали супруга и дочь - Джафарова Е.Г. Состояние Джафарова было тяжелым, но он находился в сознании, все понимал. В один из дней супруга Джафарова Г.К. обратилась к нему, т.е. Старокожеву С.И., с просьбой удостоверить завещание, написанное от имени ее мужа. Ему зачитали текст завещания, после чего он расписался в нем, написано завещание было в его отсутствие. Завещание подписывалось свидетелями в палате, при этом присутствовал сам Джафаров Г.К., никаких возражений по поводу составления завещания последний не высказывал. Через несколько дней Джафаров Г.К. умер в больнице.