Теория права и государства в связи с теорией нравственности в работах Льва Иосифовича Петражицкого.
Лев (Леон) Иосифович Петражицикй родился в 1867 году в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Окончил жизнь самоубийством в 1931 году . В столице Росси она становиться видным деятелем партии конституционных демократов, избирается в ее центральный комитет. Ученый-юрист проявил себя и как активный депутат Государственной Думы. Будучи принципиальным противником революции, он вместе с тем ратовал за конституционное ограничение монархии. Л.И. Петражицкий умел, аргументировано и упорно отстаивать свои политические воззрения в полемике даже с такими опасными противниками, каким был тогдашний председатель Совета министров С.Ю. Витте. Политическая деятельность отрицательно оценивалась большевиками и, в частности, В.И. Лениным, критиковавшим его партию кадетов за отрыв от интересов народа.
Л.И. Петражицкий увидел в праве высшую социальную ценность и поставил его и выше нравственности и выше принципа монархии: ученый как уже отмечалось , был правым кадетом, сторонником ограничения монархии конституцией или правом. Как позитивист Петражицкий начинает строить свою концепцию с психики индивида, поскольку нравственность и право непосредственно запечатлены не в текстах юридических догм, а в психических состояниях субъекта - прямом источнике всех поступков человека. Наука различала три категории элементов психики: 1) познание (ощущение и представление) 2) чувства (наслаждения и страдания) 3) волю (стремления, активные переживания). Они являются либо пассивными (познание и чувства) либо активными. Л.И. Петражицкий считает приведенную классификацию неполной, т.к. существуют переживания которые носят двусторонний характер пассивно активный, и поэтому не укладываются в традиционную классификацию . Они имеют воспринимательно0побудительную природу и именуются в рассмотренной концепции эмоциями. Экспериментально их можно выявить посредством интроспекции или раздражения.
Интроспекция (от лат. introspecto – смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов.
Петражицкий исследует эмоции на примере голода, жажды, и полового возбуждения. Исследовав эмоции ученый делает вывод, что именно они- и только они – образуют причину поведения, поступков в отношениях субъекта с внешним миром. Познание же, чувства и воля влияют на действия людей лишь опосредственно, сопровождая формирование эмоциональных побуждений. Целевая мотивация поступков Петражицким отрицается. Эмоции - вот основные элементы психической жизни, и все внешние и внутренние стимулы должны пройти сквозь их призму. Действия и суждения людей простые следствия этого процесса.
Описав эмоции как таковые Л.И. Петражицкий приступил к определению эмоции этической. Для выявление такой эмоции вводиться сведущие понятия
Репульсивная эмоция-отталкивающая
Аппульсивная-привлекательная эмоция
Основное переживание- само представление субъектом тех или иных поступков , которое по отношению к нему непосредственно обладает отталкивающей или привлекающей силой.
Основной характер этических эмоций имеет историческое происхождение. Вместе с тем этические эмоции предстают в виде внутреннего императива, который противоречит эгоизму субъекта. В этом случае, по мнению ученого, индивид поступает по совести. При этом совесть результат длительного воспитания. Она правила поведения человека, , который учитывает интересы группы, подчиняя им свои эгоистические устремления. Поскольку право, считает Петражицкий, одновременно и моральное переживание, поскольку встает вопрос о специфике именно юридических феноменов. С его точки зрения, правовая эмоция возникает лишь у субъектов имеющих право требовать выполнения обязанностей. Моральное переживание односторонне, оно лишь чувство обязанности ,правовая эмоция, двусторонняя, притязательна. Она переживания связи объядинющие правомочия и обязанность. Следствием правовых переживаний является, кроме того, и определенное мысленное сдерживание – юридическая норма, как Раз и воплощающая единство правомочия и обязанности. Потому то норма всегда имеет двустороннюю императивно (обязанность) атрибутивную (правомочие) природу. Однако здесь следует помнить. Что и в этом качестве юридическая норма- лишь представление, а следовательно, только духовная проекция императивно атрибутивных переживаний…
По мнению Петражицкого правовые эмоции – основные скрепы , без которых сколько-нибудь стабильная социальная группа существовать не может. Моральные переживания роль подобного связующего звена сыграть не в состоянии, поскольку имеют односторонний характер. Объединяющее свойство права – следствие его двусторонней императивно-атрибутивной природы.
Однако мораль не утрачивает своего значения , ибо границы между нею и правом исторически изменчивы и моральные нормы служат постоянным резервуаром для пополнения класса норм юридических. К тому же мораль является упорядочивающей фактором в тех областях общественной жизни которые правом не урегулированы.
Роль государства в формировании и права, и морали Л.И. Петражицким отрицается. Данная теория различает переживания позитивного права и переживания интуитивного права. В первом случаи индивид оценивает юридическую норму в качестве следствия внешнего решения , и поэтому в правовых переживаниях включается и представление о внешних источниках породивших данную норму. Здесь речь идет о позитивном или внешнем праве.
Во втором случае правовое переживание не имеет представления о внешних источниках юридических норм, и правовое переживание оценивается как следствие внутреннего убеждения. Здесь речь идет об интуитивном праве. Оно имеет ряд преимуществ перед позитивным. Оно подвижно, легко приспосабливается к конкретной ситуации , является основой и побудительной силой корректировки права позитивного. Отношения между правом позитивным и интуитивном сводиться к терм возможным вариантам: 1- интуитивное право согласуется с позитивным 2- интуитивное право опережает позитивное 3 наоборот позитивное право опережает интуитивное.
Демонстрируя универсальность психологической теории , ее основатель применяет разработыннй в ее рамках подход к обоснованию деления права на публичное и частное. Все дело здесь в мотивации. Публичное право предполагает, что правовое переживание, сопутствует деятельности индивидам в интересах социальной группы, частное, что правовые переживания сопровождаются изменением деятельности во имя индивидуальной пользы. «Все правовые переживания (и диспозиции), нормы права, обязанности с представлениями социального служения мы соединяем в одном классе пол именем социально-служебного права или права централизацию Все право, чуждое указанной особенности объективных представлений, мы относим к противоположенному классу права, свободного от социального суждения, права децентрализации.»
Неразвитое правосознание, считает Петражицкий, является причиной многих недостатков русского характера. "Эмоционально здоровое сознание своего права ставит человека наравне или даже выше тех лиц, которые в других областях кажутся ему вышестоящими" (8). Для успешного использования права, по мнению Петражицкого, необходима наука политики права. Задача ее заключается, во-первых, "в рациональном направлении индивидуального и массового поведения посредством соответствующей правовой мотивации" (9), во-вторых, - в совершенствовании психики, в очищении ее от антисоциальных склонностей. В развитии права могут быть скачки вперед, периоды застоя и возвращения назад. Петражицкий предлагает сделать этот процесс положительно направленным, стимулируя с помощью науки нравственный прогресс. Причем в качестве метода воздействия рекомендуются только моральные санкции, так как угроза уголовной ответственности задевает только самые грубые черты нашего характера. Задачи же и идеал правовой политики направлены на более высокие отношения между людьми.
Для эффективности законодательства прежде всего необходимо провести его систематизацию, унификацию и рационализацию. Тогда с его помощью политика права, постоянно направляя мышление и поведение людей в более высоконравственное русло, способна цивилизовать общество, его правовой строй, предопределяющий жизнь и деятельность всякого гражданина.
Таким образом, Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей, способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто социологический подход к праву.
Оценивая теорию Петрижицкого стоит признать, что она отражает одну из реальных сторон права. Оно и в самом деле реализуется в правосознании, в психологии людей, которые являются непосредственной побудительной силой к совершенствованию определенных поступков или воздержанию от таковых. Правосознание , психологическое отношение к праву – важнейшие факторы непосредственно влияющие не только на поведеченские акты индивидов но и на деятельность законодательных органов. Однако и правоотношения между людьми- носителями правовых эмоций и законодательная и правоприменительная деятельность отнюдь не только психология, и обуславливается она отнюдь не только психологическими переменными. Право- это момент (сторона) общества и определяется оно всеми сторонами общественной жизни. На его формирование влияют и экономические и социальные и политические и многие другие объективные процессы среди которых психология играет роль лишь одной из многих составляющих. Все это определяет односторонность концепции Л.И. Петражицкого.