КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ
По истории Нового времени
Научный руководитель
к. и. н.. доцент Тихонова М. В.
2000
Введение 3
Глава I. Политическое законодательство Парижской Коммуны 9
Глава II. Социально-экономическое законодательство Парижской Коммуны 15
Глава III. Законодательство Коммуны в сфере культуры и образования 19
Заключение 22
Примечания 23
Список источников и литературы 26
Тема Парижской Коммуны – одна из ключевых в истории Нового времени. Несмотря на крушение в нашем государстве тоталитарного режима, она не утратила своего значения. Наоборот. Важно изучать историю Парижской Коммуны с тем, чтобы дать ей оценку, свободную от какой-либо идеологии.
В данной работе рассматривается только один из аспектов этой темы – законодательство Парижской Коммуны. Это очень важный вопрос, так как в советской историографии он рассматривается исключительно как социалистическое и благодаря анализу законодательства с этой точки зрения доказать, что Парижская Коммуна была не только пролетарским государством, но и диктатурой пролетариата.
Цель данной работы – проанализировать законодательство Парижской Коммуны и сделать вывод о его характере.
Задачи:
1) изучить законодательство Парижской Коммуны в области политики;
2) изучить социально-экономическое законодательство Парижской Коммуны;
3) изучить законодательство Коммуны в сфере культуры и образования.
Работа построена по проблемному принципу и поделена на главы согласно поставленным задачам.
Хронологические рамки – время существования Парижской Коммуны.
Работа построена в основном на анализе источников, приведенных в «Хрестоматии по истории Парижской Коммуны» А. И. Молока,[i] «Практикуме по Новой истории. 1870 – 1818.» Е. Е. Юровской[ii] и сборнике документов и материалов «Парижские коммунары о религии и церкви» под редакцией А. И. Молока.[iii]
В «Хрестоматии» А. И. Молока даны важнейшие документы, характеризующие все области законодательной деятельности Коммуны; они разделены на соответствующие разделы по областям: политической, социально-экономической, культуры и просвещения.
Среди важнейших следует отметить «Декрет Коммуны об упразднении старой армии и замене ее национальной гвардией»[iv], «Декрет Коммуны о непризнании ею власти версальского правительства»[v], «Декрет Коммуны об упразднении высоких окладов государственным служащим»[vi], «Декрет Коммуны об отделении церкви от государства»[vii], «Организация комиссий Коммуны по управлению различными административными службами»[viii]. Эти документы отражают основные направления деятельности Коммуны в области внутренней политики. Первые два характеризуют деятельность Коммуны по слому старой государственной машины, а следующие – о попытке установить новый государственный строй, соответствующий требованиям основных масс населения.
Социально-экономическое законодательство Парижской Коммуны может быть изучено на основе таких источников, как «Постановление Комиссии труда, промышленности и обмена о регистрации безработных и о предоставлении им работы»[ix], «Декрет Коммуны о передаче мастерских, брошенных хозяевами, в руки рабочих ассоциаций»[x], «Постановление Исполнительной комиссии о запрещении произвольных штрафов и незаконных вычетов из заработной платы рабочих и служащих»[xi]. Эти документы показывают деятельность Коммуны в отношении рабочих, в установлении ею социального законодательства.
Однако не менее важны такие источники, как «Декрет Коммуны о рассрочке погашения коммерческой задолженности»[xii], «Декрет Коммуны о безвозмездном возврате заложенных в ломбард предметов первой необходимости»[xiii]. Они показывают, что Коммуна заботилась не только о нуждах пролетариата, но и мелкой буржуазии, что позволяет пересмотреть утверждение советских историков о том, что Коммуна была диктатурой пролетариата и первым пролетарским государством.
Наконец, «Постановление Коммуны о реквизиции пустующих жилищ»[xiv] и «Продажа продовольствия населению Парижа по сниженным ценам»[xv] показывают деятельность Коммуны по удовлетворению насущных проблем осажденных парижан.
Законодательство Коммуны в области образования изучена на основе документов «О бесплатной выдаче учебных пособий учащимся коммунальных школ III округа»[xvi], «О замене священников и монахов светскими учителями»[xvii], «Общий циркуляр Вайяна (делегата по просвещению) о профессиональном образовании»[xviii], «Декрет Коммуны об увеличении жалования учителям»[xix]. В этих источниках отражена деятельность Коммуны по введению всеобщего бесплатного светского образования, что представляло собой кардинальную ломку старой системы образования.
«О создании федерации художников Парижа»[xx], «Декрет о передаче театров в руки артистических коллективов»[xxi] позволяют изучить меры, принятые Коммуной в области искусства. Эти документы раскрывают сущность культурной политики Коммуны.
«Декрет Коммуны о свержении Вандомской колонны»[xxii], «Декрет о разрушении церкви Бреа»[xxiii], «Декрет о разрушении Искупительной часови Людовика XVI»[xxiv] - документы, свидетельствующие о сломе памятников реакции. Их изучение очень важно, так как позволяет определить политику Коммуны по отношению к враждебной идеологии.
Разумеется, здесь указаны далеко не все использованные в работе источники. В целом документы «Хрестоматии» достаточно полно и всесторонне освещают законодательную деятельность Коммуны.
В «Практикуме» Е. Е. Юровской документов, характеризующих законодательство Парижской Коммуны, гораздо меньше, что объясняется тем, что Коммуна – лишь одна из тем «Практикума», тогда как «Хрестоматия» Молока полностью посвящена Парижской Коммуне.
Кроме того, «Практикум» отличается подбором материалов: в нем больше внимания обращено на отрывки из газет, журналов, отзывы современников, чем собственно на документы, характеризующие законодательство Коммуны.
Большее внимание в «Практикуме» уделяется вопросам законодательства Коммуны в области культуры, поэтому в нем содержится ряд документов по работе коммуны в области просвещения и образования, которых нет в «Хрестоматии» Молока.
Так, например, в «Практикуме» содержатся такие документы как «Циркуляр мэрии IV округа к родителям учащихся»[xxv], «Циркуляр мэрии XVIII округа к директорам и директрисам школ XVIII округа»[xxvi], «Обращение комиссии делегатов II округа по вопросу о задачах новой школы»,[xxvii] которые позволяют понять сущность и цели Коммуны в ее политике в области народного просвещения, а также причины реформы системы образования.
Сборник «Парижские коммунары о религии и церкви», как явствует из названия, посвящен проблеме взаимоотношений Парижской коммуны и церкви. Книга содержит документы и материалы, характеризующие политику Коммуны по отношению к религии и церкви, раскрывающие атеистические взгляды коммунаров, их антирелигиозную и антиклерикальную пропаганду. В сборник включены протоколы заседаний коммуны, заявления общественно-политических организаций, мемуары современников и участников Коммуны.
Так, например, «Распоряжение мэрии IX округа об освобождении национальной гвардией занимаемых ими церковных зданий»[xxviii] дает сведения о политике о области религии и позволяет понять, против чего конкретно – религии или церковной организации была направлена политика Коммуны, а «Решение Коммуны от 29 марта 1871 года о задачах Комиссии просвещения»[xxix] раскрывает значение, задачи, цели и причины реорганизации системы образования.
Сборник входит в серию «Научно-атеистическая библиотека» и документы подобраны весьма тенденциозно, не говоря уже о пояснениях и примечаниях.
В подобном же идеолого-атеистическом духе выдержано и послесловие к сборнику С. Маневича.[xxx] Автор всячески клеймит церковь; правда, он придерживается фактов, однако выводы его клеймят не только католическую церковь периода царствования Наполеона III, но и всю религию в целом. В общем, автор анализирует и делает выводы по известному принципу «религия – опиум для народа».
Впрочем, все использованные в этой работе книги чрезвычайно идеологизированы, так как были созданы в годы тоталитарного режима.
Так, из монографий, посвященных Парижской Коммуне, особо следует выделить «Историю Парижской коммуны 1871 года»[xxxi] и «Историю Парижской Коммуны» П. М. Керженцева»[xxxii].
В обеих этих монографиях представлен подробный фактический материал, основанный на тщательном изучении источников. Однако обе работы чрезвычайно идеологизированы. Это объясняется общей направленностью истории в Советском Союзе, тем более что, по выражению П. М. Керженцева, «Парижская коммуна была первой, славной, героической попыткой пролетариата повернуть историю против капитализма».[xxxiii] В предисловии к «Истории Парижской коммуны 1871 года» говорится: «Редакция и авторский коллектив стремились к тому, чтобы данное издание наиболее полно и явственно отразило те принципиальные черты, которые присущи советской исторической школе в изучении истории Парижской Коммуны 1871 года».[xxxiv]