Российский Государственный Социальный Университет
ф.г Мурманск
Специальность :Юриспруденция
Дисциплина: Права человека в межднародном праве
РЕФЕРАТ
Тема: Механизмы международного контроля за соблюдением прав человека
Сдала: студентка 2-го курса
очного отделения Ю-5-07
Куматренко Юлия Александровна
Проверил: преподаватель Кадашников Михаил Иванович
Мурманск
2010
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
Заключение…………………………………………………………………………...27
Библиографический список………………………………………………………….28
3
Введение
Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых демократических обществах, права и свободы человека остаются самыми важными. В основе этих взглядов лежит либеральная демократическая традиция общественно-политической мысли, развиваемая уже более трех столетий.
Вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности. Эта ценность – достоинства человека. Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.Ж. Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека. «Отказаться от своей свободы - это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей... Такой отказ несовместим с человеческой природой».
Достоинство человека - это источник его прав и свобод. В теории естественного права, в философии права действует своего рода презумпция достоинства человека. Гуманизм философии прав человека заключается в предположении, что все люди - члены одной человеческой семьи, они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, уважения прав и свобод другого человека.
Права человека являются универсальными моральными правами фундаментального характера, которые принадлежат каждому лицу в его взаимоотношениях с государством.
Концепция прав человека основывается на трех положениях:
· первое – каждая власть ограничена;
· второе – каждый человек располагает своим автономным миром, вмешиваться в который не может никакая власть;
· и третье – каждый человек, защищая свои права, может предъявлять свои требования государству.
Несмотря на то, что права человека относятся к категории моральных прав, они выделяются целым рядом отличительных признаков. Моральное право может принадлежать личности благодаря ее достижениям или социальному статусу. Права человека, напротив, универсальны; они принадлежат всем людям, всегда, вне зависимости от социального положения. Если некоторые моральные права приобретаются человеком со временем, то права человека присущи ему как таковые, человек рождается на свет, уже наделенный этими правами.
Права и свободы человека не дарованы ему ни богом, ни государством, поэтому их называют естественными правами человека. Человек не обязан никакой высшей, сакральной (божественной) или светской (государственной) власти за свои права. Он не должен воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то, что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами. Достоинство человека несовместимо с рабской благодарностью за то, что ему, Человеку, позволили воспользоваться крохами прав и свобод. Они принадлежат ему уже в силу того, что он - человек.
Если при предъявлении требований о нарушении каких-либо других моральных прав человек должен предъявлять доказательства обладания такими правами, то в отношении прав человека таких доказательств не требуется; они принадлежат лицу по праву рождения человеком. Более того, права человека сами по себе являются достаточным основанием для предъявления основанных на них требований.
Способность требовать – один из важнейших аспектов прав человека.
Бесправный человек может просить или умолять тех, от кого зависит его жизнь, свобода, благополучие. Просьба или мольба это результат неравенства положения, которое поддерживает порабощение.
4
Выдвижение же требований подразумевает свободу. Раб или слуга просит, свободный человек требует. Требование – важнейший элемент человеческого достоинства. Защита достоинства, в свою очередь, является одной из основных функций защиты прав человека.
В отличие от других прав права человека защищаются перед государством. Человек всегда находится в неравном положении по отношению к государству. Государство может навязать свою волю людям и использовать для этого силу принуждения. Образно говоря, государство размахивает «мечом» над головами людей. На практике этот «меч» находится в руках отдельных государственных должностных лиц, которые несвободны от всех человеческих слабостей, страстей и интересов. Они могут злоупотреблять своей властью. Людям необходим «щит» для защиты от неправомерного использования «меча».
Такой «щит» образуют права человека, которые формируют чувство безопасности во взаимоотношениях людей и государства, а «сторожевыми псами» наличия, действенности и укрепления этого «щита» являются правозащитные организации.
5
1. Основные понятия и классификация прав человека
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Пока человек жив, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него. В соответствии с международно-принятыми стандартами основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Права человека носят всеобщий и универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав человека имеет несколько измерений:
а) Все люди, без какой-либо дискриминации, имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательство демократических правовых государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
б) Все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания.
Право на жизнь, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений и т.д. - это общие права и свободы всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой принадлежит человек.
в) Всеобщность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переместился, в любом месте он обладает основными, естественными правами и свободами вне зависимости от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
г) Проблема прав человека - всеобщая проблема. Вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ мирового порядка. Обязательства, принятые государствами в области человеческого измерения в рамках ООН, ОБСЕ и других международных институтов, являются предметом непосредственного и законного интереса для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.
Признание и соблюдение основных прав и свобод человека - основа безопасности, стабильности отношений, как в отдельных странах, так и во всем мире. То есть, права человека - это основа мира.
Существует понятие "Основные фундаментальные права и свободы человека". Это те права, которые закреплены в международных нормах и в основном законе государства, в Конституции; часто их называют еще - конституционные права и свободы.
Права и свободы человека: сходство и различие.
Язык международных документов и казахстанского законодательства использует два понятия: «права человека» и «свободы человека». Юридическая природа, нормативное закрепление прав и свобод в правовых актах (международных документах, конституции и т.д.) не дает возможности провести четкую границу между этими понятиями. Тем не менее, с точки зрения правомочий в отношениях «человек
6
(гражданин) – государство», существуют определенные различия между правами и свободами человека.
Свобода человека - это сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно только очерчивает с помощью правовых норм границы, правовое поле, в котором человек действует по своему выбору, по своему усмотрению. При этом государство не только само должно воздержаться от вмешательства в свободы конкретного человека, но и должно обеспечить защиту границ этих свобод от вторжения, вмешательства других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает его выход за пределы своих свобод для защиты свобод других людей.