Смекни!
smekni.com

Исковая давность в семейном праве (стр. 3 из 4)

Пунктом 2 ст. 199 установлен предел возможности стороны воспользоваться заявлением об истечении исковой давности. Такое заявление может быть сделано только до вынесения решения по делу. В ГК не сказано, суд какой инстанции имеется в виду. ГПК и АПК допускают вынесение нового решения кассационной и надзорной инстанциями после отмены принятого судом первой инстанции решения. По АПК таким правом обладает апелляционная инстанция после повторного рассмотрения дела по жалобе заинтересованного лица. Ответ на этот вопрос дали Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд в совместном Постановлении от 28 февраля 1995 г. № 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". В п. 12 Постановления разъяснено, что заявление стороны в споре о применении срока исковой давности является основанием к отказу в иске при условии, что оно сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции и пропуск указанного срока подтвержден материалами дела.[11]

До вынесения решения заявление о применении исковой давности может быть сделано в ходе подготовки дела к рассмотрению, при исследовании доказательств, в ходе прений сторон, т.е. практически до удаления суда первой инстанции для принятия решения.

2. Сроки исковой давности в семейном праве

Как уже упоминалось, под исковой давностью понимается срок для защиты пра­ва по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК). В те­чение срока исковой давности лицо может защитить нарушен­ное субъективное право в принудительном порядке. Исковая давность широко применяется в гражданском праве к имуще­ственным правоотношениям и необходима для их устойчивос­ти, укрепления договорной дисциплины, а кроме того, стиму­лирует участников гражданского оборота своевременно осу­ществлять принадлежащие им права, облегчает установление судами объективной истины по делу. В семейном праве инсти­туту исковой давности такого значения не придается.

В п. 1 ст. 9 СК закреплено общее правило, согласно кото­рому на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется, за исключением слу­чаев, когда в самом СК установлен срок для защиты нарушен­ного права. Правило нераспространения исковой давности на требования, вытекающие из семейных отношений, означает, что любое нарушенное право в области семейных правоотно­шений может быть защищено в исковом порядке по правилам гражданского судопроизводства независимо от времени, ис­текшего с момента его нарушения. Это связано с тем, что в области семейного права преобладают личные неимуществен­ные права, имеющие длящийся характер, природа которых может потребовать их защиты в любое время. Таким образом, участники семейных отношений практически не ограничены вре­менными рамками при реализации права на защиту нарушен­ных семейных прав.[12] Так, исковая давность не распространяется на: требования о расторжении брака; требования о призна­нии брака недействительным; требования об установлении от­цовства; требования о признании
брачного договора недействи­тельным; требования о взыскании алиментов в течение всего срока действия права на их получение и т. д. В отличие от КоБС (ст. 49) в СК не установлен срок исковой давности для предъявления требований об оспаривании отцовства или мате­ринства (ст. 52).

Исковая давность к семейным отношениям применяется лишь в строго определенных случаях, а именно когда сроки для защиты нарушенных семейных прав предусмотрены в са­мом СК. Таких случаев несколько.[13]

Во-первых, годичный срок исковой давности предусмот­рен п. 3 ст. 35 СК для требований супруга о признании сделки недействительной, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение сделки по распоряжению недвижимостью и сдел­ки, требующей нотариального удостоверения и (или) регист­рации, другим супругом не было получено. Срок исковой дав­ности исчисляется со дня, когда супруг узнал или должен был узнать о совершении такой сделки.

Во-вторых, трехлетний срок исковой давности установлен п. 7 ст. 38 СК для требований разведенных супругов о разделе общего имущества. Здесь течение срока исковой давности на­чинается со дня, когда разведенный супруг узнал или должен был узнать о нарушении его прав на общее имущество другим супругом (п. 2 ст. 9 СК, п. 1 ст. 200 ГК).

В-третьих, годичный срок исковой давности установлен п. 4 ст. 169 СК (а он отсылает в свою очередь к ст. 15 СК и ст. 181 ГК) для предъявления одним из супругов требования о при­знании брака недействительным, когда другой супруг скрыл от него наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции при вступлении в брак. В таких случаях срок исковой давности ис­числяется со дня, когда супруг-истец узнал или должен был узнать о сокрытии болезни супругом-ответчиком, т. е. об об­стоятельствах, дающих основания требовать признания брака недействительным (п. 2 ст. 9 СК, п. 1 ст. 200 ГК).

В п. 2 ст. 9 СК закреплено положение о том, что в случае необходимости применения к семейным отношениями норм, устанавливающих исковую давность, суд должен руководство­ваться правилами ст. 198-200 и 202-205 ГК. Из их содержа­ния, в частности, следует, что: сроки исковой давности и по­рядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон (ст. 198 ГК); требование о защите нарушенного права при­нимается к рассмотрению судом независимо от истечения сро­ка исковой давности, а исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесе­ния судом решения (ст. 199 ГК); истечение срока исковой дав­ности, о применении которой заявлено стороной в споре, яв­ляется основанием для вынесения судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК); течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, если иное не предусмотрено зако­ном (ст. 200 ГК).

Гражданское законодательство допускает приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности при нали­чии для этого необходимых оснований. Приостановление срока исковой давности означает, что в срок исковой давности не зас­читывается тот промежуток времени, в течение которого лицо не могло предъявить иска в защиту своих прав в силу объек­тивных причин (оснований), указанных в законе. Согласно ст. 202 ГК течение срока исковой давности приостанавливается:

а) если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (не­преодолимая сила);

б) если истец или ответчик находится в составе Вооружен­ных Сил, переведенных на военное положение;

в) в силу установленной на основании закона Правитель­ством РФ отсрочки исполнения обязательств (моратория);

г) в силу приостановления действия закона или иного пра­вового акта, регулирующего соответствующее отношение.

Причем течение срока исковой давности приостанавлива­ется при условии, если перечисленные выше обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть ме­сяцев срока давности. Со дня прекращения обстоятельства, по­служившего основанием приостановления, течение срока ис­ковой давности продолжается. Остающаяся часть срока удли­няется до шести месяцев.[14]

Основанием для перерыва течения срока исковой давности может быть предъявление в установленном порядке иска или совершение обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой дав­ности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК). Если иск оставлен судом без рассмотрения, то начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается в общем поряд­ке (ст. 204 ГК).

Статья 205 Г К предусматривает восстановление срока ис­ковой давности в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая бо­лезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т. п.) Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважи­тельными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности. При восстановлении срока исковой давности суд считает необходимым защитить нарушенное право, несмотря на пропуск истцом срока исковой давности.

Приведенные положения гражданского законодательства об исковой давности применяются судом и к требованиям, вы­текающим из семейных отношений, если СК установлен срок защиты нарушенного права.

От сроков исковой давности необходимо отличать пресекательные (преклюзивные) сроки, т. е. сроки существования во времени ненарушенного субъективного семейного права (на­пример, права родителей на воспитание детей и защиту их прав и интересов до достижения ими совершеннолетия; права несовершеннолетних детей на получение алиментов от родите­лей и др.). Принципиальное различие между сроком исковой давности и пресекательным сроком состоит в том, что по исте­чении пресекательного срока предусмотренное СК право (на­пример, закрепленное в п. 2 ст. 89 право на взыскание али­ментов на свое содержание бывшей женой с бывшего супруга в течение трех лет со дня рождения общего ребенка) уже не может быть реализовано ни при каких условиях, тогда как срок исковой давности может быть приостановлен, прерван или восстановлен в установленных ГК порядке и случаях.[15] Пресекательных сроков, предоставляющих управомоченному лицу стро­го определенное время для реализации своего права, в семей­ном законодательстве немного. Помимо уже названных, к ним следует отнести предусмотренный п. 2 ст. 107 СК трехлетний срок для взыскания алиментов за прошлое время, т. е. время, предше­ствующее обращению в суд с заявлением о взыскании алиментов. Причем алименты за прошлое время в пределах трехлетнего сро­ка, согласно п. 2 ст. 107 СК, могут быть взысканы, если: