МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЛИАЛ (ИНСТИТУТ) В Г. КИРОВЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По Международному публичному праву
Тема 1. Основные принципы современного международного права
Г. Киров.
2009 г.
План.
1. Понятие и функции основных принципов международного права.
2. Исторический характер основных принципов международного права и их источники.
3. Принцип территориальной целостности государств.
1. Понятие и функции основных принципов международного права.
Основные принципы современного международного права – это его главные императивные универсальные нормы, выражающие основные закономерности развития мирового сообщества. Они обязательны для всех субъектов международного права. Все остальные нормы этого права должны соответствовать указанным принципам. Эти принципы имеют обратную силу.[1]
Императивные нормы международного права принято называть нормами juscogens, что переводится как «неоспоримое право». В соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. juscogens – это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть отменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Принципы juscogens обладают высшей юридической силой. Все другие нормы должны им соответствовать. В случае противоречия каких-либо норм международного договора императивным принципам нормы договора признаются недействующими с самого начала. Указанное качество принципов juscogens позволяет обеспечить стабильность международного правопорядка и международную законность.
Важно отметить одну особенность принципов международного права: все они тесно связаны между собой. В Декларации о принципах международного права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.
В Декларации подробно сформулированы семь основных принципов:
1. Принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости ли политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций.
2. Принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.
3. Принцип, касающийся обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
4. Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН.
5. Принцип равноправия и самоопределения народов.
6. Принцип суверенного равенства государств.
7. Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН.
В декларации особо обращается внимание на очень важное обстоятельство: при толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.
Принципы, содержащиеся в данной Декларации, представляют собой основные принципы международного права. Декларация призывает все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения.
Вместе с тем это не означает, что в общем международном праве только семь основных принципов. Например, 33 государства Европы, а также США и Канада 1 августа 1975 г. подписали в Хельсинки Заключительный акт Совещания по безопасности сотрудничеству в Европе (Заключительный акт СБСЕ), в котором закреплены десять основных принципов. К перечисленным выше семи принципам добавлены следующие три принципа:
· Нерушимости границ;
· Территориальной целостности государств;
· Уважения прав человека и основных свобод.
В этом документе сказано, что все десять принципов имеют первостепенную важность, и они будут неукоснительно применятся государствами – участниками Совещания, и отношения с другими государствами будут осуществлять в духе этих принципов.[2]
В ст. 15(4) Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
2. Исторический характер основных принципов международного права и их источники.
Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существовавший в первобытно-общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным «правом». Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное право.
В основе зарождения международного право лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь межгосударственные связи обусловливаются такими причинами, как международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития государств, уровень знаний, степень развития коммуникационных связей, ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры, военного потенциала и так далее.
Ни одно государство, ни в какую эпоху не могло существовать длительное время абсолютно изолированным от других государств. Тысячами нитей оно было связано с другими государствами. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникационных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно разделенного общества. Тем самым усилилась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, международное право является естественным продуктом исторического развития, существует объективно и реально и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, будет и далее развиваться по законам диалектики.[3]
Принцип уважения государственного суверенитета начал формироваться вместе с возникновением государств. Рассматриваемый принцип закреплен во множестве международных документах. Например, об уважении территориального суверенитета говорится в решении Международного суда ООН по делу о проливе Корфу от 25 марта 1949г.
Советские, а затем российские юристы-международники всегда аргументировано выступали в защиту суверенитета и рассматриваемого принципа. «Принцип государственного суверенитета, – пишет Э.Л. Кузьмин, – вот уже несколько веков являющийся краеугольным камнем миропорядка и международного права, подвергается в наши дни глубокой эрозии, нередко становится яблоком раздора, из-за которого льется кровь, сеются смерть и разрушения, приносится горе миллионам людей»[4]. Ряд известных ученых призывают полностью от понятия суверенитета. Например, бывший госсекретарь США З. Бжезинский, считает, что для большинства государств суверенитет является «юридической фикцией»[5]. Лишь США обладают «абсолютным суверенитетом». Л. Вильдхабер (Швейцария) полагает, что суверенитет является относительным понятием, изменчивым с течением времени и он приспосабливается к новой ситуации и новым потребностям[6].
Принцип уважения государственного суверенитета является центральным принципом всей международно-правовой системы. Государственный суверенитет делает государства – первичные субъекты международного права юридически равными. Уважение государственного суверенитета является обязанностью всех субъектов международного права. Сам суверенитет неделим, он незыблем.
Принцип суверенного равенства государств является одним из древнейших в международном праве. Как отмечал В.Э. Грабарь, с XV в. До наших дней равенство государств было главным мотивом международных отношений. Оно было завоеванием нового времени и должно было заменить господствовавшее до того начало неравенства, или иерархии, государств[7].
Крупнейший швейцарский юрист-международник Эммер де Ваттель в книге, изданной в 1758 г., обращал внимание на равенство наций. «Поскольку люди от природы равны, а их права и обязанности одни и те же, так как происходят равным образом от природы, то и нации, состоящие из людей и рассматриваемые как свободные личности, живущие вместе в естественном состоянии, также от природы равны и имеют от природы одни и те же обязанности и права, – писал он. – Мощь или слабость (нации) не создает в этом отношении никакой разницы. Карлик так же, как и гигант, является человеком; маленькая республика – такое же суверенное государство, как и самое могущественное королевство». Далее Э. Ваттель просто, но очень доходчиво раскрывает понятие равенства государств. «Необходимым следствием этого равенства, – считал он, – является следующее: то, что дозволено одной нации, дозволено также всякой другой, а недозволенное одной, также недозволенно другой»[8].
Однако даже в начале XX в. Ряд российских юристов-международников скептически относились к данному принципу. Например, Д.П. Нкольский писал, что «равенство государств может быть признано только в теории, на самом же деле оно не существует»[9].