Правоотношения, безусловно, не тождественны тем фактическим отношениям, которые существовали до того, как подверглись воздействию правовых норм. Во-первых, право, как уже неоднократно отмечал, регулирует семейные отношения далеко не полностью, поэтому форму правоотношения приобретает не все семейные отношения, а лишь определенная их часть. Так, семейное законодательство не регулирует духовную и физиологическую сторону брака, других правоотношений, связанных с воспитанием детей.
Кроме того, можно заметить, что некоторые семейные отношения могут существовать только в форме правоотношений, например отношения опекуна и его несовершеннолетнего подопечного. Другая часть семейных отношений существует как в виде правоотношений, как и просто в качестве фактических отношений, но последствия их не обличения в форму правоотношений различны. В одних случаях, например при существовании незарегистрированного брака, такие фактические отношения не порождают правовых последствий. В других случаях, например при фактическом усыновлении, если ребенок считает усыновителя своим родителем, но усыновление не было оформлено, с одной стороны, не возникают те правовые последствия, к которым стремился фактический усыновитель: между ним и ребенком не возникает правовой связи, аналогичной связи родителей и детей. С другой стороны, между ними существует правоотношение по фактическому воспитанию и содержанию. В семейном праве почти нет случаев, когда закон считает правонарушением не придание фактическим семейным отношениям правовой формы. Стимулом к правовому оформлению таких отношений является непризнание за ними в противном случае юридической силы. Практически такую же картину мы наблюдаем и в гражданском праве, но здесь закон даже более строг: деятельность незарегистрированного или не получившего лицензию юридического лица, например, рассматривается как правонарушение и карается гражданскими и административными, а иногда даже уголовно-правовыми мерами.
По субъектному составу семейные правоотношения делятся на состоящие из двух или трех участников. При этом следует отметить, что для семейного права в силу строго индивидуальной природы регулируемых им отношений наиболее типичны двух-субъектные правоотношения. Трех-субъектные правоотношения возникают реже, например между родителями и ребенком, однако и они могут быть рассмотрены как несколько простых правоотношений, в которых участвует каждый из родителей и ребенок.
Чисто абсолютные правоотношения не типичны для семейного права. Отношения общей собственности в семейном праве, так же как в гражданском, не является чисто абсолютными: в отношении всех третьих лиц они выступают как абсолютные, но в отношениях между собственниками проявляются как относительные.
Более типичными для семейного права являются чисто относительные правоотношения и относительные правоотношения с абсолютным характером защиты. К первой разновидности относятся, например, алиментные обязательства, ко второй – права родителей на воспитание детей. Правоотношения родителей и детей по своей структуре являются относительными: в них участвуют строго определенные субъекты – родитель и ребенок, но по характеру защиты они обладают признаками абсолютных правоотношений, и все лица обязаны воздерживаться от их нарушения.
5. Осуществление семейных прав. Меры защиты и ответственности в семейном праве.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства. Этот конституционный принцип находит воплощение и развитие в ст. 7 СК РФ, в которой сказано, что граждане вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами, в том числе и правом на защиту этих прав, если иное не установлено СК РФ. Следует учесть, что усмотрение сторон по осуществлению семейных прав не беспредельно.
Пределы осуществления семейных прав ограничены, во-первых, требованиями закона: субъект семейных правоотношений, осуществляя свое право, может выбрать один из вариантов поведения, предусмотренных законом (так, в брачный договор не могут быть включены положения, регулирующие личные неимущественные отношения между супругами,— п. 3 ст. 42 СК РФ); во-вторых, осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей не должно нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан (например, если в брачный договор будут включены условия, ставящие одного из супругов в крайне неблагоприятное положение, то эти условия договора суд признает недействительными по иску супруга, чьи права нарушены,— п. 3 ст. 42, п. 2 ст. 44 СК РФ); в-третьих, семейные права должны осуществляться в соответствии с назначением этих прав. Так, опека и попечительство устанавливаются над детьми в целях их воспитания, содержания, образования, а также для защиты их прав и интересов[1]. Если опекун (попечитель) не выполняет свои опекунские обязанности, то орган опеки и попечительства отстраняет его[2]. А если неисполнение опекунских обязанностей связано с жестоким обращением с ребенком, то опекун может быть привлечен к уголовной ответственности.
Особенности осуществления семейных прав и исполнения обязанностей обусловлены их спецификой и содержанием. Осуществление большинства субъективных семейных прав и исполнение обязанностей проявляется в длящихся, многократно повторяющихся действиях, что объясняется длящимся характером семейных правоотношений: супружеские, родительские права и обязанности, права и обязанности опекунов и др.
Реализация отдельных семейных прав, напротив, исчерпывается одним действием и влечет прекращение семейных правоотношений (например, реализация права на развод прекращает супружеское правоотношение).
Дееспособные субъекты семейных правоотношений лично осуществляют свои права и исполняют обязанности, институт договорного представительства в семейном праве не применяется. Возможно только законное представительство несовершеннолетних и недееспособных. О процессуальном представительстве при реализации права на защиту речь в данном случае не идет. Осуществление некоторых семейных прав является одновременно и обязанностью их носителя: родители имеют право и обязаны воспитывать ребенка (детей)[3].
В ч. 2 ст. 46 Конституции РФ предусмотрено право граждан обращаться для защиты семейных прав в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Можно сформулировать понятия мер защиты и мер ответственности в семейном праве. Семейно-правовые меры защиты — это средства семейно-правового воздействия, направленные на предупреждение или пресечение нарушения субъективных семейных прав, применяемые в установленном законом порядке, независимо от вины правонарушителя. Меры семейно-правовой защиты, в отличие от мер ответственности, применяются при наличии лишь одного основания — нарушения или угрозы нарушения субъективного семейного права. Способы защиты семейных прав в семейном законодательстве отдельно не определены. Они указаны в конкретных нормах, регулирующих семейные отношения. Анализ этих норм позволяет сделать вывод, что все способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст. 12 ГК РФ, применимы к защите семейных прав:
- самозащита (супруг может передать имущество, составляющее его долю в общесупружеском имуществе, на хранение родственникам);
- признание права судом (установление отцовства, материнства — ст. 48, 49 СК РФ);
- восстановление положения, существовавшего до нарушения права (при признании брака недействительным — ст. 30 СК РФ);
- пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя на незаконном основании — ст. 68 СК РФ);
- признание сделки недействительной (признание недействительным брачного договора — ст. 44 СК РФ, соглашения об уплате алиментов — ст. 102 СК РФ);
- принуждение к исполнению обязанности (взыскание алиментов в судебном порядке — п. 2 ст. 80, п. 2 ст. 85 СК РФ и др.);
- прекращение (изменение) семейного правоотношения (отмена усыновления — ст. 141 СК РФ, расторжение договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью — ст. 152 СК РФ);
- иные способы, предусмотренные законом.
К иным предусмотренным законом способам защиты семейных прав можно отнести, например, сокращение объема семейных прав. Так, согласно п. 2 ст. 39 СК РФ суд вправе отступить от принципа равенства долей супругов в их общем имуществе в интересах несовершеннолетних детей или исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов. Ограничение возможности использования отдельных субъективных прав тоже является способом их защиты (муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка — ст. 17 СК РФ).
Меры семейно-правовой ответственности — это установленные семейным законодательством меры государственного воздействия на виновного правонарушителя, выражающиеся в лишении его субъективного права или в дополнительных неблагоприятных имущественных последствиях.
6.Заключение.
Семейное законодательство в Российской Федерации – это система правовых норм, устанавливающих условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирующих личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями, детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах Семейного законодательства, между другими родственниками и иными лицами, а также определяющих формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, а также возможности судебной защиты этих прав.
7. Список используемой литературы.
1. Конституция РФ;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.);
3. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ;
4. Антокольская М.В. Курс лекций по семейному праву.— М.: Юристъ, 1995;
5. Антокольская М.В. Семейное право.— М.: Юристъ, 1996;
6. Антокольская М.В., Королев Ю.А., Кузнецова И.М., Марышева Н.И., Масевич М.Г., Нечаева А.М., Хазова О.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. — М.: Бек,1996;
7. Додонов В.Н., Румянцев О.Г. Энциклопедический юридический словарь.— М.: Инфра-М, 2000;
8. Масевич М.Г., Кузнецова И.М., Марышева Н.И. Новый Семейный кодекс Российской Федерации // Дело и право.— 1998.— № 1;
9. Нечаева А.М. Новый Семейный кодекс // Государство и право, 1996. № 6.
[1] Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ, ст.145
[2] ГК РФ, ст.39, п.3
[3] Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ, ст.63, п.1