Введение
Республика… Что вспоминает человек, когда слышит это слово? Древность или современность? Целое государство или субъект федерации? А может фильм, в котором слышал это слово, или книгу, в которой прочитал его? В любом случае далеко не каждый обычный человек знает точное значения этого слова.
Многие считают республику современной формой правления. Но это мнение ошибочно, так как основано на том, что исторически в мире было больше государств с монархической формой правления. А на самом же деле республика зародилась еще во времена Древней Греции и Древнего Рима как антипод монархии.
Следует вспомнить, что при монархии народ никак не участвует в осуществлении государственной власти, этим занимается один человек – монарх, которому люди этого государства обязаны подчиняться. Но при республиканской форме правления у людей появляется свобода, они всячески участвуют в государственных делах, а так же выбирают главу своего государства, который обязан действовать относительно интересов людей. Фактически республика становится синонимом слову «демократия» (от латинского demos – народ)…
На сегодняшний день большая часть государств является республиками. Именно республиканская форма правления удобна для народа, так как это наиболее демократичная форма правления, она наиболее адекватна социально-экономическим условиям индустриальной цивилизации, уровню культуры всех слоев населения, формальному равенству граждан и только республика способна обеспечить подлинное народовластие.
Таким образом эта тема является актуальной, не только потому, что большая часть населения земного шара живет в республиках, а потому, что республика действует в интересах народа. Она дает им гораздо больше прав и свобод в отличии от монархии, где человек должен повиноваться воле своего хозяина. В республике все люди по рождению равны, нет деления на классы или сословия. В республике у любого человека гораздо больше возможностей развиваться, расти по карьерной лестнице, нежели в монархии, где развиваются только богатые.
Предметом данной работы является республиканская форма правления в целом (то есть республика в политико-правовой мысли и в современном ее понимании).
Цель работы – показать республику в ее развитии и в современное время.
Задачи курсовой работы:
1. показать республику в политико-правовой мысли (а соответственно ее эволюцию);
2. раскрыть теоретическое значение термина «республика»;
3. показать виды современных республик, раскрыть их значение и привести их примеры.
Методы выполнения курсовой работы:
1. Всеобщие методы:
· Метафизический метод (республиканская форма правления воспринимается как институт, который существовал, существует и будет существовать независимо от воли человека);
· Диалектический метод (республиканская форма правления рассматривается в ее развитии).
2. Общенаучные методы:
· Анализ (разделение сложного теоретического материала о республиканской форме правления на части и исследование его по частям);
· Синтез (изучение вопросов, связанных с республиканской формой правления, и рассмотрения как одного целого);
· Системный подход (восприятие изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе);
· Функциональный подход (определение функций различных республиканских явлений, механизмов их взаимодействия).
3. Частнонаучные методы:
· Формально-юридический (изучаются основные понятия, связанные с республиканской формой правления: даются определения понятиям, толкование их смысла, классификация понятий, вычленяются их признаки, осуществляется иное их исследование);
· Сравнительно-правовой (происходит сопоставление законов, иных нормативно-правовых актов правовых систем в целом, определение общих закономерностей и особенностей);
· Статистический (используется при исследовании вопросов, связанных с республиканской формой правления, с точки зрения количественных показателей на основе статической информации);
· Конкретно-социологический (выяснение мнения общества по вопросам республиканской формы правления: обращение к истории политических и правовых учений, обращение к мнениям современных ученых, юристов и т.д.).
Глава 1. Общая характеристика республиканской формы правления
1.1. Республика в политико – правовой мысли
Многие философы и мыслители развивали понятие республики. Начало этому развитию было положено еще в древние времена, когда философы стали разделять образы правления.
Основное разделение принадлежит Аристотелю. Он делил все государства по числу участвующих в управлении на три группы – где властвует один человек, немногие и большинство. Но так же Аристотель подразделяет формы правления на правильные и неправильные в зависимости от того, думают ли правители об общем благе или только о своих интересах. Таким образом все государства делятся на 6 видов:
1. монархия (правильная власть одного человека);
2. тирания (неправильная власть одного человека);
3. аристократия (правильная власть немногих);
4. олигархия (неправильная власть немногих);
5. полития (правильная власть большинства);
6. демократия (неправильная власть большинства).1
Аристотель пишет в своем труде «Политика»: «Монархическое правление, имеющее в виду общую волю, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного – аристократией…; а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства – полития».2
При рассмотрении монархии Аристотель руководствуется не формальным признаком (как именуется верховный правитель), а реальным сосредоточением в его руках всей власти. У Аристотеля нет пристрастия к этой форме.
Тиранию Аристотель считал самой худшей формой правления.
Аристократия – власть ограниченного числа лучших в нравственном и интеллектуальном отношении лиц – предпочтительнее монархии. Аристократия требует от правителей свойств, которые очень редко встречаются. Чтобы аристократия не вырождалась, нужна группа очень хороших людей. При отсутствии выдающихся правителей аристократия перерождается в олигархию.
Олигархия – это господство богатых. Высокий имущественный ценз оттесняет от власти большинство населения. В худших формах олигархии царит беззаконие, магистраты правят по своему усмотрению. В олигархии царит полное неравенство. Аристотель считает это несправедливым. Но, по его мнению, несправедлив и противоположный принцип – полного равенства, характерного для демократии. Признаком олигархии является не столько власть меньшинства, сколько власть богатства.
Для демократии характерно преобладание бедных в структуре власти. Аристотель выделяет несколько типов демократии. В одних случаях все граждане, богатые и бедные, на равных основаниях участвуют в осуществлении верховной власти. В других – участие в народном собрании связано с невысоким имущественным цензом. Корпус должностных лиц формируется народным собранием из числа граждан путем выборов или по жребию. И наконец, худший вид демократии, когда народ правит, не опираясь на законы, т.е. возводя в закон каждое свое решение. Беззаконие роднит этот вид демократии с тиранией и олигархией. Демократия – неустойчивая форма правления, но Аристотель явно предпочитает ее олигархии и даже, пожалуй, ставит ее выше аристократии. Он допускает, что множество, в котором каждый – не талант, все же выше нескольких лучших людей благодаря своему количеству, ибо в каждом, возможно, есть какая-то частичка добродетели и мудрости.
Совершенная форма правления – полития – представляет собой вариант власти большинства. Она сочетает лучшие стороны олигархии и демократии и потому является смешанной формой.
Чистая форма политии – редкость, ибо она требует сильного среднего класса, который преобладал бы над обеими крайностями (богатыми и бедными) или над одной из них, так, чтобы противники строя оставались в меньшинстве. Большая часть существующих государств – политии, но не чистые. Им нужно стремиться к равновесию между противоборствующими элементами.[1]
Как мы видим, термин «республика» у Аристотеля нигде не употребляется. Но это не значит, что он не подразумевает республиканскую форму правления в одной из своих форм, наоборот по своим характеристикам республика схожа с аристотелевской политией. Следует заметить, что уже после Аристотеля, приблизительно три века спустя, римский политик и писатель Цицерон перевел на латынь греческий термин «полития» как «respublica», которое в переводе означает «общее или публичное дело».
Сам же Цицерон определял государство, как дело, достояние народа, как высшую социальную ценность. В отличии от Аристотеля он выделял три формы государства:
1. царская власть (монархия)
2. власть оптиматов (аристократия)
3. власть народа (демократия)
По мнению Цицерона, все три формы заслуживают одобрения: царская власть привлекает благоволением, власть оптиматов – мудростью, власть народа – свободой. Но в то же время Цицерон считает эти формы несовершенными, так как они не предусматривают «ступеней общественного положения», каждая форма дает преимущества какой-либо одной группе граждан, забывая о других. Цицерон замечает: «Государственную власть, словно мяч, выхватывают тираны у царей, у самих тиранов – первенствующие люди или народ, а у народа – клика или тираны». Поэтому Цицерон считает, что необходимо ввести смешанный вид государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех форм правления. Важнейшими чертами должны являться: прочность государства и правовое равенство граждан. Таким образом политическим идеалом для него становится аристократическая сенатская республика.1