Позитивные сдвиги наметились по многим позициям. Но вместе с тем применение на практике некоторых положений декрета №18 вызывало немало вопросов. Это касалось и межведомственного взаимодействия, и обязанностей нанимателя, и применения мер воздействия к обязанным лицам. А некоторые нормы вообще выступали тормозящим фактором, что растягивало период трудоустройства горе-родителей.
Рабочие группы, в состав которых вошли представители различных ведомств, провели мониторинг практики применения декрета №18. Результатом этой целенаправленной совместной работы стали предложения по совершенствованию механизма трудоустройства обязанных лиц. Теперь неясные и спорные вопросы урегулированы комплексно, ликвидированы имевшиеся в нормативной базе "белые пятна".
Одна из новаций - период прохождения горе-родителями медицинского осмотра. Теперь сразу после отобрания детей они обязаны явиться в государственную организацию здравоохранения для прохождения медосмотра. Причем на это отводится три рабочих дня (при необходимости дополнительного медицинского обследования - пять рабочих дней). Задача медиков - определить наличие либо отсутствие у обязанного лица заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности. Одновременно определяются противопоказанные по состоянию здоровья работы и неблагоприятные производственные факторы для решения вопроса о его трудоустройстве.
В каждом регионе республики определен перечень организаций для трудоустройства обязанных лиц. В настоящее время в этом перечне - 6 тыс. 713 организаций. Следует отметить, что в январе-марте текущего года на постоянную работу трудоустроены 1522 человека, обязанных возмещать расходы на содержание детей, находящихся на гособеспечении. Из них 1157 - на забронированные рабочие места. Всего же установлена броня для приема на работу 9,3 тыс. граждан этой категории.
В соответствии с декретом подбор организации для трудоустройства обязанных лиц осуществляется таким образом, чтобы зарплата позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось не менее 30% заработка. В текущем году большинство обязанных лиц (49,6%) трудоустроены на рабочие места с зарплатой от Br200 тыс. до Br400 тыс., 46% - от Br400 тыс. до Br750 тыс., 3,4% - свыше Br750 тыс., а на рабочие места с зарплатой до Br200 тыс. трудоустроен только 1% нерадивых родителей. Причем 26,6% обязанных лиц должны возмещать затраты в размере до Br200 тыс. ежемесячно, 39,5% - Br200-400 тыс. Правда, если размер возмещения высокий, то предоставить в такой же степени высокооплачиваемую работу просто нереально. Так, 45 человек обязаны возмещать государству более Br750 тыс. ежемесячно, 6 человек - свыше Br1,5 млн. в месяц.
Орган по труду, занятости и соцзащите в течение трех рабочих дней определяет одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица, которое в свою очередь должно приступить к работе на следующий день после получения направления. В случае неявки неработающих трудоспособных обязанных лиц в госслужбу занятости и в организации для трудоустройства органы внутренних дел выносят горе-родителям официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивают их явку на работу.
В декрете №18 четко прописано, что не допускается отказ обязанных лиц от выполнения работы, а также отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направляемых органами по труду, занятости и соцзащите. Госслужба занятости в 2007-2008 годах составила 89 протоколов об административных нарушениях за необоснованные отказы в приеме обязанных лиц (из них 33 - в прошлом году). В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях за такое нарушение предусмотрен штраф в размере 20-50 базовых величин (в настоящее время она равняется Br35тыс.).
Обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве, имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней, социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Иные трудовые и социальные отпуска обязанным лицам не предоставляются.
Контроль за ежедневной явкой обязанных лиц на работу осуществляют наниматели совместно с органами внутренних дел и органами по труду, занятости и соцзащите.
Четко прописаны в декрете обязанности организаций, в которых работают нерадивые родители. Так, наниматели должны постоянно информировать органы внутренних дел и госслужбу занятости о неявке обязанных лиц на работу, а также ежемесячно представлять информацию об учете рабочего времени, о нарушениях трудовой дисциплины.
Более того, в соответствии с декретом, обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного возмещения расходов по содержанию детей. Исключений из этого общего правила немного - ликвидация предприятия, вступление в силу приговора суда, призыв на службу, смерть обязанного лица.
Уточнен также порядок трудоустройства обязанных лиц на новое место работы в случае увольнения по объективным причинам: установлена обязанность нанимателя информировать о необходимости их дальнейшего трудоустройства органы по труду, занятости и социальной защите и органы внутренних дел, а также взыскателя расходов (если обязанные лица возмещали расходы по содержанию детей добровольно) для обращения в суд по вопросу их трудоустройства и взыскания с них указанных расходов.
Как известно, очень остро стоит проблема соблюдения нерадивыми родителями трудовой дисциплины. Так, в первом квартале нынешнего года 2,5 тыс. трудоустроенных обязанных лиц уклонялись от явки на работу до 10 дней в течение последних трех месяцев. В соответствии с декретом уволить их за прогулы нельзя.
Предусмотрено направление обязанных лиц, страдающих алкоголизмом и в связи с этим систематически допускающих нарушения трудовой дисциплины, в лечебно-трудовые профилактории. За уклонение от трудоустройства введена административная ответственность обязанных лиц по судебному постановлению о трудоустройстве (административный арест с обязательным привлечением к труду). Неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей являются основанием для привлечения его к ответственности в соответствии с частью второй статьи 174 Уголовного кодекса, которой предусмотрено до двух лет лишения свободы. Кстати, в первом квартале текущего года по этой статье возбуждено 407 уголовных дел, привлечено к ответственности 648 человек.
В декрете также закреплено, что председатели исполнительных комитетов, главы местных администраций несут персональную ответственность за реализацию декрета на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а республиканские органы госуправления обеспечивают контроль и несут ответственность за выполнение декрета по вопросам, относящимся к их компетенции.
Заключение
Любая функция управления реализуется посредством подготовки и исполнения управленческих решений.
По мнению американского специалиста Г. Саймона принятие решений является «сутью управленческой деятельности» и любая практическая деятельность состоит из «решения» и «действия». Исходя из этого, управление рассматривается им как процесс принятия решений и как процесс, содержащий действия. Понятие «принятие решения» можно трактовать в узком и широком смысле. В узком смысле - это заключительный акт деятельности по выявлению, анализу различных вариантов решения, направленный на выбор и утверждение лучшего варианта решения. В данном случае решение - акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решения, с помощью определенных правил.
В широком смысле принятие решения - это совокупность всех этапов и стадий по подготовке (выработке) решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения. После принятия решения осуществляется деятельность по реализации принятого решения. Некоторые ученые этот этап также включают в понятие «принятие решения».
Обобщив различные определения понятия «принятие решения» можно сделать вывод о том, что принятие решения - это выбор одного курса действий, одной альтернативы из ряда имеющихся.
При разработке и реализации управленческих целей государство применяет разнообразные критерии и методы оценки проблемных ситуаций, нормы и стандарты решения стоящих перед ним задач, применяя различные способы и технологии.
В связи с разнообразием отношений государства с контрагентами невозможно уложиться в формализованную, процедурную и легальную систему разработки и реализации целей, поэтому принятие и реализация государственных решений предполагают лишь частичную институализацию и операционализацию данных процессов, их подчиненность правовым и формальным процедурам.
Изучив процесс принятия и реализации решений высшего органа власти в Республике Беларусь, я пришла к выводу, что четко операционализирован процесс принятия данного решения, в то время как процесс реализации более гибкий, но всё же в пределах непосредственно прописанных поручений.
Список использованной литературы:
1. Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации. 2 т.: Учебник – М.: «Статус», 2002.