Смекни!
smekni.com

Политическая история, общественное устройство, хозяйственная жизнь и культура государств Хунну (стр. 3 из 3)

Ранняя группа могильников относится к III—II вв. до н. э. Это могильники Капчагай III, Утеген III, Кзыл-Эспе, Кзыл-Ауз III, Кзыл-Кайнар. Для них характерна строгая планировка «цепочка­ми» с севера на юг по 5—6 курганов в каждой.

К следующему периоду (среднему), датируемому исследователя­ми I в. до н. э. — I в. н. э. относятся могильники Утеген I, II, Тайгак I, Карлаак I, Алтын-Эмель, Каратума, Талгар, Актас. Установлено, что в это время усуньские могильники состояли из курганов, расположенных бессистемно и цепочками из трех курганов.

И, наконец, к третьему, позднему периоду, который датируется II—III вв., относятся могильники Капчагай II, Чулак-Джигида I, II, Гур-Кора II, Калкан IV.

Все курганы расположены бессистемно, «цепочек» нет. Могилы грунтовые с подбоем, без деревянных перекрытий.

Первое поселение усуней было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое в предгорьях Киргизского Алатау. До раско­пок это был холм-тобе, скрывавший остатки жилищ с глинобитны­ми стенами и обмазанными глиной полами. На полах находились открытые очаги, на которых готовилась пища. Большое количество

обломков крупных глиняных сосудов, каменные зернотерки и мотыги свидетельствуют о том, что жители поселения занимались земледелием, сочетая его с придомным скотоводством.

В горных районах Тянь-Шаня поселения усуней встречены во многих горных ущельях. Одно из них Актас находится на берегу речки Курайлы, неподалеку от села Кегень. Здесь были открыты остатки пяти жилых и хозяйственных построек, стены которых сложены из камня. Рядом с поселком обнаружены древние поля, которые орошались выведенными из реки арыками.

Заключение

Рассмотрев племена усуней и хуннов можно увидеть что, эти два государства достигали высокого уровня кочевой цивилизации, достигшим государственного уровня общественного устройства. Своеобразной материальной культурой и искусства. Государства, так похожие между собой, и в то же время воюющие. Конечно, степная цивилизация оказала огромное влияние в формировании древних государств, даже в наше время мы используем некоторые элементы культуры древних государств и народностей, населявших территорию современного Казахстана, как символы государства и принадлежности к определённым культурным организациям. Мы должны гордиться и беречь все то, что оставили нам в наследие наши предки. Различные споры о том, к какой языковой группе принадлежали эти народности, кем они являлись, я могу рассматривать как интерес со стороны историков, и возможность как можно больше узнавать об истории, и развитии нашего Казахстана.

Список использованной литературы:

1.Грумм-Гримайло Г.Е.-«Западная Монголия» с.101.

2.Гумилёв Л - «Хунны в Китае. Три века войны Китая со степным народом»1974г.

3.Кан Г.- История Казахстана. изд. Алматы 2000г.

4.История Казахстана - очерк. Алматы 1993г.

5.Сым-Цянь-«Ши цзи. О Хунну»