Смекни!
smekni.com

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления уголовно-правовой анализ (стр. 3 из 6)

При буквальном толковании рассматриваемой нормы, потерпевшим может быть признано лишь лицо мужского пола, поскольку в диспозиции ст. 150 УК РФ говорится о вовлечении несовершеннолетнего, т.е. термин употребляется в мужском роде.

Однако совершенно ясно, что ст. 150 УК РФ охраняет интересы несовершеннолетних лиц любого пола. В связи с этим, по нашему мнению, законодатель должен внести в эту статью поправку, указав после слова «вовлечение» вместо слова «несовершеннолетнего» - «несовершеннолетнего (несовершеннолетней)», как это сделано, например, в п.«д» ч.2 ст.132 УК РФ.

Помимо этого квалификация действий взрослого вовлекающего зависит от возраста вовлекаемого несовершеннолетнего.

Гражданское законодательство России подразделяет лиц, не достигших совершеннолетия, на две группы: 1) несовершеннолетние, т.е. лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 26 ГК РФ); 2) малолетние, т.е. лица, не достигшие четырнадцати лет (ст. 28 ГК РФ).

Согласно ч.1 ст.87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Однако положение этой нормы в большей степени распространяется на несовершеннолетних, являющихся субъектом того или иного преступления. Мы же рассматриваем возрастной критерий потерпевшего.

В юридической литературе по этому вопросу нет единого мнения. Так, некоторые считают, что если малолетний по своему уровню социального, нравственного, физического развития не способен правильно оценивать действия взрослого, которые направлены на приобщение его к преступной деятельности, то состав преступления, предусмотренный ст. 150 УК, отсутствует .

Другие полагают, что, несмотря на указанные причины, посредственный исполнитель все равно подлежит ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления .

Оригинальное мнение на этот счет имеют А. Кладков и Т. Суспицына, которые полагают, что вовлекаемый должен осознавать фактическую, но не обязан понимать социальную сторону совершаемого. При этом они указывают, что в тех случаях когда «вовлекаемый был не способен понимать фактической стороны деяния, в совершение которого его вовлекли, как в случаях с очень малолетними детьми, то нет и ответственности по ст. 150, 151 УК» . Тем самым авторы предлагают добавить в классификацию лиц, не достигших совершеннолетия новый вид – «очень малолетние дети». Однако сами исследователи не указывают, по каким признакам следует дифференцировать данную категорию несовершеннолетних. Схожую точку зрения занимает Б.А. Мкртычян, который утверждает, что границу минимального возраста вовлекаемого в совершение преступления определить нельзя, поэтому в каждом конкретном случае следует устанавливать, был ли способен несовершеннолетний понимать фактический характер происходящего .

Данная позиция видится нам не совсем оправданной, потому что остается не ясным, кто и каким образом будет устанавливать такую способность и как такая способность должна отражаться в сознании вовлекающего. На наш взгляд в каждом конкретном случае практически невозможно определить сознавало ли лицо, не достигшее возраста уголовной ответственности фактическую сторону своего поступка или нет и совсем невозможно определить осознание этого факта вовлекающим. Именно уровень сознания несовершеннолетнего, его способность осознавать происходящее и в соответствии с этим осмысленно действовать лежат в основе определения возраста, при достижении которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Поэтому малолетние, еще не обладающие такой способностью, не признаются субъектами преступлений.

Таким образом, при вовлечении лица, не достигшего возраста уголовной ответственности за преступление в которое он вовлекается, взрослый вовлекающий является посредственным исполнителем преступления (ч. 2 ст. 33 УК РФ), а его ответственность по ст. 150 УК РФ исключается, так как вовлекаемое малолетнее лицо не может совершить преступление по определению – в силу недостижения минимального возраста уголовной ответственности. Следовательно, потерпевшим при совершении преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ может быть только несовершеннолетнее лицо, достигшие установленного уголовным законом возраста ответственности за преступление в которое оно вовлекается.

Однако такая позиция с учетом не четко определенных положений действующего УК РФ и не достаточно корректных разъяснений со стороны высших судебных органов является не бесспорной, а ситуация требует законодательного разрешения.


ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

2.1. Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления.

Общественная опасность вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления определяется, прежде всего, тем, что под влиянием взрослых преступников нарушается процесс нормального психического и нравственного развития несовершеннолетнего. Лицо, втянутое в сферу преступной деятельности в несовершеннолетнем возрасте, в большей степени, нежели взрослый, подвержено рецидиву и, следовательно, представляет потенциальный резерв преступности совершеннолетних.

При нормальном развитии несовершеннолетние, в соответствии со своим возрастом, приобретают жизненные навыки, познают достижения науки и культуры, крепнут физически и постепенно приобретают умственную и духовную зрелость[1]. В результате же вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность совместные усилия семьи, школы и общества, направленные на воспитание подростка в духе общечеловеческих принципов, нарушаются: ослабляется воспитательное воздействие на подростка со стороны родителей и общества и одновременно усиливается отрицательное влияние на него со стороны взрослых правонарушителей. Именно этим в большей степени и определяется общественная опасность вовлечения в преступление.

В системе мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних и борьбы с преступностью в их среде значительная роль принадлежит уголовно-правовым нормам, устанавливающим перечень уголовно наказуемых деяний, характер и форму посягательств на общественные отношения, пределы ответственности и т.д. В этой связи большую роль играют нормы, предусматривающие ответственность взрослых лиц за вовлечение подростков в преступную деятельность.

В статье 150 УК РФ содержится описание действий взрослых, квалифицируемых как вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, указаны пределы применения санкций за такую противоправную деятельность. Однако для эффективного предупреждения правонарушений несовершеннолетних и устранения условий, их вызывающих, а также профилактики вовлечения подростков в преступную деятельность важное значение имеет установление сущности и форм вовлечения, а, кроме того, мотивов и последствий организации преступной деятельности детей, подростков, молодежи.

Четкое уяснение состава преступления, в целом, позволяет конкретизировать не только интенсивность профилактического вмешательства, но и определять формы и методы воздействия на определенную категорию лиц, более успешно пресекать их преступные действия, повышать результативность процессов расследования.

Для правильной квалификации рассматриваемого преступления, отграничения от сходной деятельности большое значение имеет точное определение объекта противоправного посягательства.

Исходя из сущности уголовно-правовой нормы, родовым объектом вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу нормального интеллектуального, нравственного и физического развития несовершеннолетнего [2].

Видовым объектом данного преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие условия для нормального интеллектуального, духовного, нравственного и физического формирования личности несовершеннолетнего. [3]

При вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления непосредственным объектом преступления является нормальное физическое и нравственное развитие несовершеннолетнего. При этом для наличия состава рассматриваемого преступления не имеет значения предшествующее поведение несовершеннолетнего, вовлеченного в преступную деятельность. Поэтому виновный несет ответственность по ст. 150 УК РФ и в том случае, когда подросток ранее совершал какое-либо преступление.

Дополнительным непосредственным объектом рассматриваемого преступления является здоровье несовершеннолетнего, т.к. при применении физического или психического насилия к потерпевшему причиняется ущерб не только нравственному развитию несовершеннолетнего, но и его здоровью.

Отдельные ученые-юристы делят непосредственный объект рассматриваемого преступления на постоянный и переменный. «Несовершеннолетние, - пишет Е.А. Худяков, - могут вовлекаться в самые разнообразные преступления, посягающие на самые различные объекты. В зависимости от последних, состав вовлечения наполняется всякий раз новым конкретным содержанием и потому объект вовлечения (в этой его части) мы называем переменным, обусловленным тем преступлением, к совершению которого побуждается несовершеннолетний[4]. Вместе с этим вовлечение несовершеннолетнего в любое преступление нарушает интересы правильного нравственного развития вовлекаемого и, таким образом, этот объект является постоянным, неизменным».

Думается, что такое деление непосредственного объекта на переменный и постоянный противоречит содержанию рассматриваемой уголовно-правовой нормы.[5] Непосредственный объект, на который посягает преступник, в соответствии со ст. 150 УК РФ будет один и тот же и всегда постоянный: правильное нравственное развитие несовершеннолетнего.